Филолог из Питерской Вышки составила дневник Михаила Кузмина
«Издательство Ивана Лимбаха» выпускает дневник поэта Михаила Кузмина, написанный в период с 1917 по 1924 годы. Текст этого дневника подготовила, отредактировала и прокомментировала Александра Пахомова, старший преподаватель департамента филологии.
Работа над корпусом дневников длилась более 30 лет. Сначала филологи публиковали заметки Кузмина, относящиеся к 1905–1915 годам и к 1934 году, однако период с 1917 по 1924 года оставался неохваченным. Изучать этот этап жизни поэта литературоведы начали почти 30 лет назад, но затем на время приостановили работу.
Труд предшественников довела до конца Александра Пахомова, старший преподаватель департамента филологии. За два года она завершила работу над текстом дневника: вычитала его, исправила комментарии и написала собственные, а также подготовила вступительную статью для этого издания.
«Сложнее всего было остановиться и признать, что для выпуска книги я сделала достаточно, — признается Александра Пахомова. — Впрочем, были и другие трудности. Например, дневник Кузмина не выдают в рукописном варианте даже тем, кто планирует его публиковать. Работать с текстом и восстанавливать пробелы приходилось по микрофильмам, а для этого необходимо обладать хорошей архивной интуицией и досконально знать почерк Кузмина. Сам дневник напоминает тайнопись: о чем-то Кузмин говорит вскользь, о чем-то говорит излишне подробно, о чем-то вообще умалчивает. Все это значительно усложнило процесс комментирования».
Дневник 1917–1924 годов — важнейший документ о Михаиле Кузмине. Исследований об этом периоде его жизни не так много, публикация дневника позволит вновь открыть дискуссию о творчестве поэта и задать к его текстам новые вопросы.
Александра Пахомова, старший преподаватель департамента филологии
Больше всего исследований написано о раннем Кузмине — потому что об этом периоде сохранилось намного больше материалов. Дело в том, что после революции поэт начинает вести более закрытую жизнь. Он меньше пишет, печатается и ведет литературную деятельность. Перемещается в театр, но и оттуда уходит к концу 1920-х годов. Но в то же время именно тогда его поэтика разительно изменилась. Из авторов второго ряда он превратился в настоящего экспериментатора, создающего «Форель разбивает лед», одну из главных поэтических книг ХХ века. Наблюдать за тем, как Кузмин проделывает этот путь, особенно интересно.
Книга заинтересует любого читателя, увлеченного русской культурой: литературой, театром и кинематографом. Дневник содержит большое количество подробностей о театральных постановках послереволюционных лет, а также о поэтах-современниках — Ахматовой, Есенине, Мандельштаме, Маяковском и других.
Текст знакомит не только с характером автора, но и с его особым голосом, в котором угадывается безупречный вкус. «Дневник Кузмина живо передает движение мысли и повседневность послереволюционных лет. Он служит наглядным примером того, как люди проживают масштабные исторические события и сохраняют достоинство, обращаясь лицом к культуре и красоте обыденного», — уверена Александра Пахомова.
Сейчас исследовательница готовит обзорную книгу о Кузмине 1917–1936 годов. В дальнейшем она сконцентрируется на ранней неофициальной культуре и рассмотрит, как творчество Константина Вагинова, Михаила Кузмина, Андрея Егунова и Всеволода Петрова повлияло на советскую неподцензурную поэзию.
Отслеживать дату выхода книги можно по ссылке.
Пахомова Александра Сергеевна
Департамент филологии: Старший преподаватель