Молодежь в эпоху глобальных вызовов: как прошла Международная конференция в честь 15-летия Центра молодежных исследований
Центр молодежных исследований Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге провел Международную научную конференцию «Агентность и устойчивость молодежи в эпоху глобальных вызовов». Более 100 исследователей из России, Индии, Аргентины и Бразилии обсудили адаптацию молодых работников на рынке труда, влияние цифровизации на жизнь молодежи, роль молодежной культуры в городе и другие вопросы. О ярких моментах конференции и ее результатах — в нашем репортаже.
Конференция «Агентность и устойчивость молодежи в эпоху глобальных вызовов» была приурочена к 15-летию Центра молодежных исследований и проходила два дня. Участники из 11 регионов России, а также из Индии, Аргентины и Бразилии собрались в Питерской Вышке, чтобы обсудить актуальные проблемы и вызовы, с которыми сталкивается молодежь. Центральным элементом стали три пленарные сессии, которые прошли в гибридном формате с участием иностранных ученых.
Пленарные заседания начались с выступления директора Центра Елены Омельченко о молодых ученых Вышки. Она рассказала о том, как развиваются молодые ученые, в чем разница поколений миллениалов и зумеров, а также о перспективах развития научной карьеры. Исследование показало, что миллениалы считают себя более консервативными в сравнении с младшим поколением, но при этом более свободными, чем их родители. Они выросли в сложных условиях 90-х, что сделало их сильными и целеустремленными. Зумеры же росли в интернет-среде, поэтому лучше погружены в глобальную культуру, более свободны, начинают рано зарабатывать и имеют высокую скорость жизни. Стремительное развитие зумеров порождает в миллениалах неуверенность в себе и подстегивает стремиться двигаться быстрее и достигать лучшего, чтобы не уступать младшему поколению. Елена Омельченко отмечает, что невозможно четко и категорично разделить молодежь на зумеров и миллениалов, поскольку они сами не всегда понимают, к какой группе принадлежат, и ощущают себя где-то посредине.
У молодых людей в академической среде вся жизнь строится вокруг работы. Именно научная деятельность приносит им счастье и радость. При этом для молодежи все же важно иметь некоторую свободу и личный комфорт: гибридный или удаленный график, отсутствие переработок, возможность дополнительно заниматься волонтерством. Несмотря на зарплаты, нестабильность и завышенные требования, информанты были настроены продолжать научную карьеру и находят пути, как достичь своей цели.
Ануджа Агравал, профессор и руководитель департамента социологии Делийской школы экономики Университета Дели (Индия), представила исследование о жизнестойкости молодежи и гендерных ролях в Индии. Она детально рассмотрела, каким образом молодежь справляется с различными вызовами и трудностями, возникающими в процессе социализации и взросления, особенно учитывая специфику гендерных ролей и ожиданий в индийских обществах. Ануджа Агравал поделилась, что в Индии юноши и девушки социализируются по-разному. Молодые люди чаще проживают более беззаботную жизнь и имеют различные варианты самореализации. В то время как девушкам приходится бороться с патриархальным устройством общества за право на образование, карьеру и самостоятельный выбор. Согласно исследованию, весомый вклад в развитие индийских женщин внесло протестное движение, которое становится все активнее в последние годы.
Ануджа Агравал
Профессор и руководитель департамента социологии Делийской школы экономики Университета Дели
Мне очень понравилась конференция и эта пленарная сессия. Спасибо Центру за организацию, и поздравляю вас с 15-летним юбилеем! Молодежь — это важная часть общества, а во многих странах, в том числе Индии, — доминирующая. Если не изучать ее, мы не сможем по-настоящему понять, что происходит или что произойдет в индийском обществе, если не посмотрим на это со стороны молодых людей. Было приятно получить так много вопросов от студентов и коллег, пообщаться с ними и обсудить свое исследование. Отдельно я хочу отметить гостеприимство организаторов, Питерскую Вышку и город в целом. Это мой первый визит в Россию, и я надеюсь однажды вернуться сюда, чтобы больше узнать о ее культуре.
Ученые также обсудили образование, городское пространство, цифровую среду и социальные и политические процессы, затрагивающие молодое поколение, а также ситуацию на рынке труда.
Яна Крупец, заместитель директора Центра молодежных исследований, и научный сотрудник Юлия Епанова представили доклад об устойчивости молодых предпринимателей Петербурга. Ученые изучили разницу между фрилансерами и предпринимателями, а также посмотрели, как те обеспечивают себе стабильность во время кризисов. Оказалось, что есть ряд инструментов, которые помогают самозанятым пережить изменения рынка. Например, диверсификация навыков и бизнеса позволяет обеспечить устойчивость и быстро переориентироваться в кризисной ситуации. Один из информантов рассказывал социологам: «Каждый раз бизнес должен меняться. Бизнес в России, в принципе, так устроен. Если ты не меняешься, ты остаешься в одном русле, складываешь все яйца в одну корзину и не диверсифицируешься, то ты просто не выживешь».
Результаты исследования также показали, что предприниматели более устойчивы, так как имеют больше способов изменить ситуацию к лучшему.
Заместитель директора Центра молодежных исследований
Самозанятые, как предприниматели, так и фрилансеры, справляются с кризисами примерно одинаковыми способами. При этом у предпринимателей есть еще два дополнительных способа, которые, на наш взгляд, повышают их устойчивость. Первый — они нормализуют кризис, переопределяя его как «обычное положение дел». Второй — «расколдовывание бизнеса», или максимальная рационализация бизнес-процессов, превращение их в более контролируемые и предсказуемые. Так, предприниматели в сравнении с фрилансерами становятся более устойчивыми, поскольку задействуют больше способов справиться с изменениями. Более того, они обеспечивают устойчивость не только себе, но и окружающим, прежде всего своим наемным работникам.
Кроме того, Яна Крупец и Юлия Епанова выяснили, что в ответ на кризис самозанятые чаще всего не впадают в панику и растерянность, а лавируют среди трудностей за счет креативности и используют нестабильность как новые возможности для развития. При этом совладание с трудностями развивает в самозанятых индивидуализацию и ослабляет солидарность.
Тема нестабильной занятости прозвучала и в докладе коллег других вузов. Старший научный сотрудник Уральского федерального университета Анастасия Мельник поделилась наработками на тему прекарной, или нестабильной, занятости среди молодежи. На основе данных о выпускниках она начала исследовать, включены ли молодые специалисты в прекарную занятость и почему. Оказалось, что в последние годы молодые люди склонны к непостоянному месту работы и чаще, чем раньше, задаются вопросом «уйти или остаться».
Анастасия Мельник
Старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития в Уральском федеральном университете
Еще предстоит выяснить, становится ли прекарная занятость новой нормой или же к выпуску из университета студент получает уже не столь востребованное и актуальное образование, поэтому вынужден искать применение своим знаниям. Исследование показало, что примерно половина выпускников УрФУ не используют знания и навыки, которые получили в вузе. Соответственно, мы говорим о том, что высшее образование работает на удовлетворение потребностей рынка, но не на опережение, поэтому молодые специалисты вынуждены подстраиваться под условия. А ценность высшего образования в том, чтобы попробовать с помощью знаний обыграть рынок и быть успешным на нем. По этой причине вопрос успешности специалистов при выходе на рынок труда из вуза сейчас стоит очень остро.
Еще одной важной темой стала образовательная миграция. Научный сотрудник Центра молодежных исследований Ирина Лисовская рассказала, что помогает молодежи адаптироваться к жизни в новом городе. Оказалось, первокурсники из малых городов сначала часто романтизируют большие города и вузы, а потом стрессуют: не все ожидания совпадают с реальностью. Иногда им сложно найти новые связи за пределами университета: весь досуг сосредоточен вокруг вуза и адаптации не происходит. Справиться со стрессом студентам помогают неформальные встречи внутри и вне вуза, карьерные и культурные городские мероприятия, психологические службы университетов. При этом социологи отмечают, что в вузах пока нет комплексного решения по адаптации иногородних студентов.
Научный сотрудник Центра молодежных исследований
Чтобы решить проблему адаптации иногородних студентов, нужен комплексный взгляд на проблему. Во-первых, нужно признать, что студенческая молодежь очень разная и делится не только на две крупные группы — «россияне» и «иностранные студенты». Иногородние студенты — это не только те, которые приезжают из агломерации в Питер или из Подмосковья в Москву, имея внушительную поддержку семьи. Очень много студентов поступает из отдаленных регионов, эти студенты — наиболее уязвимая группа, им не хватает семейной поддержки и не только. Также в Петербурге учится очень много студентов из национальных республик. Все они, как и иностранные, могут сталкиваться с «культурным шоком» после переезда.
Кажется, что с трудностями иногородним студентам помогает справляться общежитие, однако это не так. Молодежь часто переживает не только бытовые проблемы, которые как раз решает общежитие, но и «социальные», то есть неравенство возможностей, дезориентация, одиночество.
Научный сотрудник Центра молодежных исследований
Поколение зумеров очень чувствительно к таким трудностям, поэтому они могут стать для них очень серьезными, сказаться на успеваемости и ментальном здоровье. Однако проблемы этих ребят часто не замечают. Кажется, что всегда так было: молодежь переезжала учиться из своих городов, как-то справлялась сама, взрослела в этих новых условиях. Мы с коллегами считаем, что нужны тонкие методы работы с группами, нуждающимися в поддержке. Например, чат-бот, который поможет сориентироваться в хаосе новой жизни, психологическая помощь, специальные программы от университета и города, которые помогут студенту комфортно погрузиться в среду.
Ирина Лисовская подчеркивает, что многие проекты уже существуют в той или иной форме, но не имеют единого механизма и цели и чаще существуют как инициативы отдельных преподавателей.
Свои доклады представили и студенты. Так, Алина Петрова и Евгения Егорова с четвертого курса программы «Социология и социальная информатика» изучили, как меняется представление малой родины у студентов из небольших городов и сел после переезда в Петербург, и представили результаты анализа. Исследование относится к зеркальной лаборатории Центра молодежных исследований и Казанского федерального университета. Результаты показали, что после переезда студенты чувствуют отчужденность при возвращении в родные города и села. Информанты отмечали, что ощущают себя в гостях, когда приезжают к родителям, и теряют причастность к дому, где выросли. Тем не менее, они считают, что образовательная миграция положительно повлияла на их жизнь и не планируют возвращаться.
При подведении итогов конференции организаторы отметили высокий уровень представленных работ и выразили надежду, что конференция вновь соберет в Питерской Вышке талантливых ученых, которые способствуют развитию молодежных исследований в России и за рубежом.
Директор Центра молодежных исследований
Интерес к молодежным исследованиям постоянно растет, что связано с новыми вызовами времени, в котором мы живем. Молодежь как барометр будущего — это не просто расхожая фраза. Исследования самых разных сторон молодежной жизни, анализ изменений в молодежных средах помогает, пусть и не на сто процентов, заглянуть в завтрашний день, почувствовать вайб нового поколенческого включения и участия в будущей жизни: семьи, города, страны и мира. Для нас, как ученых, крайне важно избегать излишней политизации молодежного вопроса, преодолевать моральные паники, стараться слушать и слышать молодых, признавать за ними право на субъектность и полноправное участие в жизни общества.
Епанова Юлия Валентиновна
Центр молодежных исследований: Научный сотрудник
Крупец Яна Николаевна
Центр молодежных исследований: Заместитель директора центра
Лисовская Ирина Викторовна
Центр молодежных исследований: Научный сотрудник
Омельченко Елена Леонидовна
Центр молодежных исследований: Директор центра