• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Визуализация — это всегда выбор»: лекция Евгения Анисимова и открытие Лаборатории визуальной истории

30 мая в корпусе на канале Грибоедова прошел семинар Департамента истории, посвященный визуальной истории. Ординарный профессор НИУ ВШЭ Евгений Анисимов рассказал, какими особенностями обладают фотооткрытки как исторический источник и что нового по ним можно узнать о Петербурге. Также на семинаре сообщили об открытии Лаборатории визуальной истории.

«Визуализация — это всегда выбор»: лекция Евгения Анисимова и открытие Лаборатории визуальной истории

Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Семинары по визуальной истории запустились на департаменте в 2023-2024 учебном году. Встреча, посвященная фотооткрыткам, стала третьей в серии мероприятий. В этот раз с лекцией для слушателей выступил Евгений Анисимов, доктор исторических наук и ординарный профессор НИУ ВШЭ, автор более 10 книг, лауреат Анциферовской премии в номинации «За общий вклад в современное петербургское краеведение».

В начале выступления Евгений Анисимов рассказал об истории почтовой открытки. Как особый вид письма открытки появились в XIX веке, они были быстрым и дешевым способом коммуникации. На лицевую сторону попадали городские виды, репродукции картин, типологии горожан, поздравления и многое другое. Постепенно открытки начали обретать популярность, к их созданию начали привлекать известных художников — Илью Репина, Михаила Нестерова и даже «мирискусников». Со временем сложился и набор визуальных клише, которыми пестрили открытки. 

Воспринимать фотографию как исторический источник начали в 1960-е годы, когда развитие получила визуальная антропология. На семинаре Евгений Анисимов очертил круг вопросов, которые важно учитывать для визуальных исследований: исследователям сложно найти адекватный эквивалент фотоязыку, им также нужно учитывать, что они работают интерпретацией реальности, ведь фотограф исключает какие-то сцены и изображения из кадра.

В ходе выступления Евгений Викторович показал одну из книг серии «Петербург-Петроград-Ленинград: Альбом-каталог фотооткрыток.1895-1941 годы». Историк выступил автором текста к первым трем томам, где содержатся открытки Петербурга 1859-1917 годов. Гости семинара увидели старый Гостиный двор и Невский проспект, посмотрели, как в городе прокладывали телефонную линию, и узнали, где на Мойке находилась реформатская церковь.

В конце семинара участники обсудили вопросы коллекционирования открыток: как систематизировать открытки, какие образы на них не попадают и чем руководствоваться при ранжировании коллекций.

Также на семинаре было объявлено об открытии Лаборатории визуальной истории. Ее руководителем назначен Кирилл Чунихин. Деятельность лаборатории строится вокруг изучения отечественной истории по визуальным источникам XVIII, XIX и XX веков. Исследователей интересуют самые разные источники — от картин и гравюр до фотографий и карикатур.

Кирилл Чунихин, руководитель Лаборатории визуальной истории

Чунихин Кирилл Александрович

Визуальная история позволяет понять, как устроены наши представления о прошлом. Материалом для исследований может служить весь обширный массив визуальной культуры: от исторической живописи и театральных постановок до денежных купюр и рекламы. Это живое, свежее и динамично развивающееся направление, вызывающее все больший интерес у ученых и, безусловно, важное для общества в целом. Рефлексия о том, почему одни образы становятся более значимыми, чем другие, — это важнейшее условие для адекватного понимания истории. Взять ту же картину Репина, где Иван Грозный обнимает окровавленное тело своего сына, — почему она так популярна? Визуализация исторического эпизода — это всегда выбор и субъективное решение художника. Поэтому важно понимать причины конкретного художественного решения, повлиявшие на него установки и — главное — как определенная иллюстрация эпизода из прошлого участвует в конструировании различных мифов об истории. Именно такими вопросами мы занимаемся в нашей лаборатории.

Екатерина Калеменева, руководитель департамента истории

Калеменева Екатерина Алексеевна

ХХ век — столетие разнообразной визуальной культуры. Именно поэтому сейчас, к счастью, появляется все больше и больше исследований, которые не просто используют разнообразие этих материалов для подтверждения анализа текстов и языка, но и пытаются изучать советскую визуальную культуру и через неё говорить о более крупных вопросах, связанных с советским обществом и советской повседневностью. Но, конечно, таких исследований пока ещё недостаточно, поэтому визуальная история остается важным и перспективным направлением.

Подробнее о новой лаборатории можно прочесть на ее сайте. Следить за анонсами семинаров можно в специальном Telegram-канале.