• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Представление о том, что пик пандемии остался в прошлом, вредило профилактике COVID-19

Социологи НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург изучили, как волновой характер пандемии COVID-19 сказывался на желании людей следовать мерам профилактики. Они проанализировали данные опроса среди 1343 студентов одного из петербургских вузов. Оказалось, что в одном регионе люди по-разному воспринимали, на какой стадии пандемии находятся. Вера в то, что пик уровня заболеваемости остался в прошлом, мотивировала молодежь реже соблюдать профилактику. Какие еще факторы были связаны со здоровьесберегающим поведением и кому полезны результаты исследования — в нашем материале.

Представление о том, что пик пандемии остался в прошлом, вредило профилактике COVID-19

istock

В исследовании ученые сфокусировались на волновом характере пандемии

До появления вакцины от коронавируса главным способом борьбы с эпидемией была забота о собственном здоровье: регулярное мытье рук, ношение масок и перчаток, соблюдение социальной дистанции и карантина. Однако к профилактическим мерам люди относились по-разному. Причина тому — разные социальные и когнитивные факторы.

Ядвига Синявская, научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики

Синявская Ядвига Эдуардовна

Пандемия коронавируса — затяжной риск, во время которого поведение социальных групп могло отличаться. Реакция людей на риск зависела от многих факторов: образования, состояния здоровья, чтения новостей и так далее. Если мы знаем, что влияет на восприятие риска, то можем лучше подготовиться к чрезвычайным ситуациям, в том числе вспышкам эпидемий. Поэтому актуально изучать эту тему.

Социологи Питерской Вышки проанализировали данные опроса 1343 студентов до 26 лет одного из петербургских вузов. Это помогло изучить факторы, влияющие на здоровьесберегающее поведение молодых людей. Данные были собраны осенью 2020 года — в середине второй волны пандемии COVID-19. Этот фактор имел для ученых центральное значение. Они стремились понять, как люди ведут себя в ситуациях, когда угроза имеет волновую природу. 

«Люди могут по-разному оценивать риск во временной дистанции и в зависимости от этого планировать свою жизнь и принимать решения. В исследованиях по темам, не связанным с коронавирусом, ученые обычно обращают внимание на будущие риски. Но пандемия — это волновой процесс, поэтому нам было важно понять, влияет ли на людей риск, который, по их мнению, остался в прошлом», — объясняет Ядвига Синявская. 

Как люди оценивали текущую эпидемиологическую обстановку, у респондентов узнавали через вопрос: «Как вы считаете, пик эпидемии в регионе, где вы живете, остался в прошлом, происходит сейчас или случится в будущем?» Опрос также учитывал другие факторы, которые влияли на желание людей защищаться:

— восприятие коронавируса как серьезного заболевания (страх заразиться и переболеть в тяжелой форме);

— чтение новостей о коронавирусе;

— доверие официальным институтам (государству и медицине);

— ментальное и физическое здоровье. 

Кроме того, участники опроса оценивали, как часто следовали рекомендациям по профилактике за последнюю неделю (соблюдали социальную дистанцию и карантин, носили маски и перчатки, мыли руки и избегали общения с людьми из группы риска).

Молодые люди по-разному воспринимали, на какой стадии пандемии находятся

Было бы логично предположить, что люди по-разному оценивали эпидемиологическую обстановку внутри большой страны. Но исследование показало, что восприятие ситуации варьировалось и среди молодых людей, которые участвовали в опросе. При этом респонденты жили в одном городе, получали схожую информацию об эпидемии и испытывали на себе одинаковые ограничения. Спустя полгода с начала пандемии более половины респондентов считали, что заболеваемость находится на пике. Тогда как 30 % информантов ждали обострения ситуации в будущем, а 17 % думали, что самое страшное — уже позади.

Ядвига Синявская, научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики

Синявская Ядвига Эдуардовна

Мы предполагали, что восприятие пандемии будет меняться от региона к региону, потому что у местных властей были полномочия реагировать на ситуацию по своему усмотрению. Но в нашем исследовании мы увидели, что люди по-разному оценивали обстановку даже в пределах одной социальной группы. Это можно объяснить тем, что после первой волны заболеваемости люди не понимали, чего ждать в ближайшем будущем. Отсутствовала целостная картина происходящего: одни эксперты говорили, что опасность миновала, другие — что нужно продолжать следовать рекомендациям ВОЗ.

То, как люди оценивали ситуацию, сказывалось на их желании защищаться. Ожидаемо, что респонденты, которые считали, что пик эпидемии остался в прошлом, реже соблюдали профилактику. «Этот результат полезен для профилактических кампаний, так как помогает выработать коммуникативную стратегию информирования людей о рисках. Мы наблюдаем: если говорить людям, что опасность миновала, они психологически отстраняются от риска и меньше вовлекаются в профилактику», — комментирует Ядвига Синявская.

Доверие официальным институтам мотивирует беречь себя

Доверие государству и медицине мотивировало молодых людей больше заботиться о своем здоровье. «Институциональное доверие — важная социологическая концепция, поскольку институты власти и медицины являлись важными источниками информации о динамике COVID-19, давали профилактические рекомендации и устанавливали ограничения. От того, насколько человек считает эти источники надежными и заслуживающими доверия, зависит, как он будет оценивать ситуацию и действовать», — комментирует Ядвига Синявская. 

Те, кто доверял действиям правительства, чаще относился к коронавирусу как к серьезному заболеванию, что совпадало с официальной оценкой ситуации. Такие люди охотнее вовлекались во все практики здоровьесберегающего поведения, кроме ношения масок. 

Как следствие недостатка доверия к официальным источникам информации, ученые рассматривали веру в теории заговора. Ожидалось, что конспирологическое мышление будет подрывать вовлеченность людей в профилактику. Но оказалось, что это не так: люди с подобными установками продолжали защищать себя. Единственное, что оказалось под угрозой, — готовность пройти вакцинацию.

Молодые люди, которые следили за новостями о коронавирусе, больше защищали себя

Во время пандемии коронавируса многие держали руку на пульсе — регулярно следили за сводками новостей и мониторили ситуацию по всему миру. Исследование показало, что тот, кто был активно вовлечен в информационную повестку, чаще осознавал серьезность заболевания, свою уязвимость перед ним и больше защищался. 

Однако таких мер, как вакцинация и соблюдение карантина, это не касалось. Ученые предполагают, что люди могли считать эти меры более обременительными. Следование им означало подвергнуться большим ограничениям здесь и сейчас, тогда как «выгода» (не заболеть) не была гарантирована.

Ядвига Синявская, научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики

Синявская Ядвига Эдуардовна

Наша статья дает рекомендации на случай, когда экстренная ситуация находится на пике и непонятно, чего ожидать в будущем. Результаты исследования полезны для государства, медицинских учреждений и СМИ, поскольку помогают понять, как правильно информировать людей о риске. Применительно к пандемии наш главный совет — стоит с осторожностью информировать людей о том, что заболеваемость идет на спад.

Результаты исследования были опубликованы в Journal of Health Psychology в 2024 году. Над ними работали: 

Ядвига Синявская, научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики;

Ксения Ерицян, доцент департамента социологии;

Наталья Антонова, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных фундаментальных исследований;

Никита Шарин, стажер-исследователь Центра междисциплинарных фундаментальных исследований.

Перейти к статье