«Квартирник напоминает каждому гостю, что он не один»
Семен Саломанов учится на третьем курсе программы «Филология». Все эти годы он был очень активным во внеучебной деятельности: помогал первокурсникам как куратор, организовывал душевные квартирники и выезды, а потом стал руководителем ШСГНИДЮВ. Поговорили со студентом о самых ярких моментах внеучебной жизни.
— Вы изучаете лингвистику на программе «Филология». Какие у вас впечатления от учебы?
— У нас сильное направление: многие студенты занимаются исследованиями в Лаборатории языковой конвергенции, причем перспективными и связанными с программированием. О таком я и помыслить не мог до того, как оказался в университете. Мне в целом нравятся предметы, связанные с цифровыми навыками. Самым полезным для меня было программирование на Python, мы освоили начальный уровень. Этот предмет — как и многие другие, связанные с данными, — вела Маргарита Александровна Кирина. Она всегда по максимуму помогает студентам и доходчиво объясняет материал.
— Теперь перейдем ко внеучебке. Расскажите, в какой момент вы ею заинтересовались?
— Мне кажется, еще до поступления. Хотя неформальная встреча с первокурсниками, безусловно, меня подтолкнула. Там, кроме кураторов, были второкурсники, активные во внеучебной деятельности. Они позвали меня в ШСГНИДЮВ и HSE Music, и я подумал: «Ну ок, а почему бы нет!»
Знакомство со внеучебкой было очень спокойным. Я тогда не осознавал всех ее масштабов из-за пандемии: нас еще время от времени отправляли на дистант. Но даже при таком раскладе я проникся. Понял, что без внеучебки не проживу.
— На втором курсе вы стали куратором. Какие чувства у вас вызывает то время?
— Наверное, гордость, в том числе и за себя. Это был важный этап, он многому меня научил. Прежде всего, я понял, насколько важно делать все заранее — особенно какие-то большие мероприятия. Иначе их не получится подготовить. Помимо этого, важно договариваться обо всем на берегу, а если накопилось недовольство — не замалчивать его, это плохо влияет на отношения с людьми.
Вообще быть куратором — это большая работа. Тебе всегда нужно быть в тонусе для общения с первокурсниками, доводить все дела до конца. А ведь есть и своя жизнь, учеба, с ними тоже нужно справляться. В таком ритме сложно существовать на долгой дистанции, но приходится. Сам я не жалею, что был куратором: мне нравится помогать людям, для меня это очень важная мотивация. Но я понимаю, что не у всех надолго хватит альтруизма. Кураторству нужны какие-то дополнительные стимулы, чтобы развиваться дальше.
— Какой эпизод из вашего кураторства вы всегда вспоминаете с улыбкой и смехом?
— Мы как-то организовывали для первокурсников вечеринку в стиле 80-х и 90-х. Нужно было оформить фотозону, и мы нашли старый ковер как раз из тех лет. Нам отдали его почти задаром. И вот оказалось, что этот ковер очень плохо пах… Мы его, конечно, забрызгали всем, чем можно, чтобы смягчить аромат, но потом сразу отнесли на помойку. Даже думать о нем не могли!
— Больше всего вас связывает с ШСГНИДЮВ. Как вы там оказались?
— Вообще я узнал об этой студорганизации из ее соцсетей. Увидел какие-то ролики с «Квартирника» — они были очень душевными. Я смотрел и думал: «Ну почему я сейчас не там, не пою вместе со всеми?» Потом — уже на первом курсе — я пришел на приветственную встречу, и мне очень понравилось, как тогдашние руководители рассказывали о своей деятельности, о планах на год. Без лишнего пафоса, очень искренне и вовлеченно. Было понятно — руководители любят свое дело, а это всегда подкупает. Так я и решил присоединиться к ШСГНИДЮВ.
На первых порах я ничего особенного не делал, просто привыкал и пытался эмоционально осесть. И Петербург, и Вышка — все это было в новинку для меня, надо было привыкнуть. Но как-то меня позвали на тусовку ШСГНИДЮВ, там я познакомился с организаторами мероприятий. До этой встречи я просто не понимал, насколько ребята открыты к любым идеям. Оказалось, чтобы присоединиться, надо было просто поговорить и рассказать о своем интересе. А я боялся, потому что был новеньким.
А потом был очень насыщенный апрель с «Квартирником», конкурсом «Мистер и Мисс», подготовкой к выезду… С одного мероприятия меня несло на другое, и всюду я встречал новых людей. Я чувствовал себя на седьмом небе от счастья: мне так давно хотелось погрузиться во все это!
— Как вы стали соруководителем ШСГНИДЮВ?
— Вообще изначально я хотел быть не руководителем, а координатором отдела «Креатив +» — эти ребята придумывают начинку всех мероприятий и занимаются партнерствами, реквизитом и организацией. Мне очень хотелось быть внутри каждого события, знать все его тонкости, и тогда казалось, что у руководителя больше бюрократических обязанностей, но на деле это не так. В целом в обязанности руководителя также входят почти все задачи координаторов.
Ради шутки мы с другом записали короткий ролик, где я сказал: «Не надо за меня голосовать, лучше выбирайте меня координатором». А получилось по-другому. Накануне июньского похода, где объявляют новых руководителей, ко мне подошел мой друг Федя Сурков и аккуратно поинтересовался: «Сема, а вот если тебя выберут, ты готов взять на себя ответственность?» Я ответил: «Вообще без проблем». Во время похода Федя задал мне этот вопрос снова, и вот тут я начал что-то подозревать и напрягся… Но на самом деле я был счастлив, что мне доверились! Вокруг меня столько классных людей — здорово, что мы можем вместе что-то придумывать.
— Чем вам нравится работа в ШСГНИДЮВ?
— Тем, насколько сильно мотивированные люди меня окружают. У нас все держится на честном слове, но каждый в команде знает, что ему нужно делать. Никого не нужно заставлять работать. Все настроены на отличный результат, и таких людей очень много: у одного мероприятия может быть больше 30 организаторов!
— Недавно у ШСГНИДЮВ и ШЭМ был благотворительный матч в пользу фонда AdVita. Как возникла и развивалась эта идея?
— Изначально кто-то из ребят — кажется, Валя Гришаев — просто сказал, что было бы неплохо организовать товарищеский матч с ШЭМ. Мы подумали: «А почему бы и нет! Можно его сделать благотворительным». Быстро нашли фонд, который согласился с нами сотрудничать, и организовали все мероприятие. Очень добрая история получилась: по итогу этой игры мы собрали для подопечных AdVita около 20 тысяч рублей.
Мы с командами собрались на стадионе, который арендует Вышка. Болельщиков было очень много — мы даже не ожидали! Они очень здорово нас поддерживали: кричали в громкоговорители, радовались каждому голу, не утихали ни на минуту! По сумме всех матчей ШСГНИДЮВ выиграл с разгромным счетом, но это не так уж важно. Главное — что мы помогли и получили огромный заряд эмоций! Было очень здорово!
— Какое мероприятие ШСГНИДЮВ вам нравится больше других?
— Наверное, весенний выезд: он всегда получается очень классным. Это абсолютная свобода во всем: от тематики до реализации. Там могут воплотиться самые безбашенные идеи! Мне очень нравится создавать сценарий мероприятия: продумывать отдельную, ни от чего не зависящую историю. А если это детективный квест — тем интереснее!
У нас вот тоже был выезд совсем недавно. Мы начали готовиться с февраля, долго продумывали сюжет, но оно того стоило! Все вышло, как надо. Особенно хорошо нам удалась ночная часть — фестиваль, для которого мы повесили походные тенты с гирляндами. Получилось очень празднично!
— Вы увлекаетесь музыкой — как вам тогда квартирники ШСГНИДЮВ?
— У меня и правда особые отношения с музыкой: мне важно быть в каком-то саундтреке по жизни, ассоциировать воспоминания с песнями, петь самому… Именно поэтому мне всегда приятно организовывать квартирники, они всегда получаются очень семейными и душевными.
К квартирникам обычно почти не готовятся. Никто не ждет блестящего исполнения от собравшихся, потому что это все вообще про другое. Ты просто приходишь и искренне поешь вместе со своими друзьями, вспоминаешь, насколько у вас теплые отношения. Квартирник напоминает каждому гостю, что он не один: что всегда есть люди, которые любят те же песни, радуются твоим успехам, поддерживают в неудачах. От этого на душе всегда теплее.
Меня квартирники еще и успокаивают. Мне иногда сложно расставлять приоритеты: хочется вписаться во все и сразу. Но когда я вижу других людей, которые так же сильно горят внеучебкой, то думаю, что все не зря.
— Если бы внеучебка была песней, то какой?
— Наверное, это «Луч солнца золотого» из «Бременских музыкантов». Там есть такая строчка: «Ночь пройдет, наступит утро ясное». Вот от внеучебки у меня всегда такое ощущение. Она спасает от рутины и выгорания, всегда поддерживает. Именно здесь я вижу безумное количество мотивированных, неравнодушных людей, и моя вера в человечество расцветает. А верить в людей очень важно.