Чем занимаются бизнес- и ИТ-архитекторы и как стать одним из них
«Бизнес- и ИТ-архитектура высокотехнологичных компаний» — новая магистратура Питерской Вышки. Она запускается при поддержке технологических лидеров индустрии: «КОРУС Консалтинг», «Газпромнефть – Цифровые решения», «1С», DIS Group, BIOCAD и еще пяти компаний крупного бизнеса. Программа подойдет тем, кто хочет научиться работать с корпоративной архитектурой цифровых компаний. Почему крупному бизнесу не обойтись без таких специалистов и что будут изучать студенты, — рассказывает Ольга Стоянова, академический руководитель программы.
О чем программа и какой у нее фокус
Программа «Бизнес- и ИТ-архитектура высокотехнологичных компаний» готовит специалистов, которые хорошо разбираются в бизнес-процессах и в том, как они реализуются с технологической точки зрения. Бизнес- и ИТ-архитекторы часто работают в связке: первые анализируют бизнес-процессы компании, организационные способности, показатели эффективности. Вторые — исследуют ИТ-ландшафт: архитектуры информационных систем компании, потоки данных, структуры баз данных и корпоративных хранилищ данных. После этого они вместе создают проект внедрения корпоративной информационной системы.
Наша программа фокусируется на корпоративных ИТ-системах высокотехнологичных компаний. Для примера — в России это «Газпром нефть», «Ростелеком», «Яндекс», «Сбер» и другие. Их главное отличие — в динамичности бизнес-процессов. Если в традиционных производствах бизнес-процессы уже отлажены, то в высокотехнологичных компаниях они постоянно пересматриваются и адаптируются к новым условиям. Поэтому такие компании хотят иметь свое ИТ-подразделение и не ограничиваются только поддержкой вендоров: цифровое предприятие нужно сопровождать постоянно.
Наши коллеги из московской Вышки недавно провели исследование, посвященное ключевым ИТ-трендам на российском рынке. Оказалось, что компании обращают много внимания на технологии ИИ — куда же без них. Пользуются большим спросом и цифровые двойники, платформенные решения, технологии виртуальной дополненной реальности. Один из ведущих трендов — объединение разнородных данных компании. Более 80 % компаний, которые уже внедрили подобные решения, планируют инвестировать в них еще больше.
Так вот, внедрение всех этих технологий без бизнес- и ИТ-архитекторов —
история, заранее обреченная на провал. Почему так? Прежде чем внедрить технологию, необходимо понимать, для каких сценариев ее лучше применить. Например, технологию компьютерного зрения можно использовать для выявления дефектов на изделиях, а можно — для распознавания блюд, которые сотрудники берут на обед в столовой, чтобы автоматически посчитать стоимость обеда и сэкономить время на очередях. Для того чтобы принять грамотное решение, нужно оценить бизнес-составляющую (риски и эффекты) и особенности ИТ-ландшафта компании.
Открывая новую программу, мы опирались на запросы работодателей. Дело в том, что в Школе экономики и менеджмента есть бакалаврская программа по бизнес-информатике. Партнеры этой программы — ведущие лидеры ИТ-индустрии — выразили интерес к специалистам разного уровня, в том числе и более квалифицированным — уровня магистратуры.
Для кого эта программа
Целевая аудитория нашей программы — выпускники программ по направлению бизнес-информатики и всем ИТ-направлениям, которые хотят глубже разобраться в бизнес-составляющей. Для выпускников программ по экономике и менеджменту мы тоже открыты, если они интересуются информационными технологиями.
Если абитуриент не сильно погружен в сферу ИТ, но при этом очень мотивирован, мы готовы с ним работать. Поскольку набор на программу небольшой, мы сможем уделить достаточно внимания всем студентам и порекомендовать выравнивающие курсы для тех, кому это нужно. При таком сценарии человек должен быть готов работать больше, чем все остальные. По своему опыту скажу, что иногда именно такие абитуриенты вырастают в очень классных специалистов, потому что на такой мотивации можно свернуть горы.
Как устроены учеба и проектная работа на программе
Первый курс на программе максимально насыщен дисциплинами, связанными с управлением архитектурой. К примеру, «Совершенствование архитектуры предприятия», «Разработка ИТ-стратегии» или «Технологии ИИ и продвинутой аналитики». Мы закладываем серьезный базис для того, чтобы через год студенты смогли создавать прикладные проекты, в том числе в компаниях-партнерах, и работодатели получили уже готовых специалистов.
На втором году учебы общих дисциплин будет поменьше, зато добавятся курсы по выбору. По желанию студенты смогут узнать, как проектировать аналитические приложения или улучшать бизнес-процессы при помощи имитационного моделирования. Конечно, студенты также будут знакомы со всеми востребованными фреймворками для работы с корпоративной архитектурой, управлению данными и проектами: TOGAF, ArchiMate, DMBOK, PMBOK и другими.
За два года студенты выполнят две курсовых работы в формате проекта. На первом курсе они проанализируют и разработают бизнес-архитектуру компании, на втором — ИТ-архитектуру. Для каждого проекта предусмотрен проектный семинар, где студенты получат советы по тому, какие задачи необходимо выполнить на каждом этапе работы. Более того, в компании, на базе которой выполняется проект, у каждого студента будет ментор. Ребят также включат в уже существующие проектные команды. Благодаря этому студенты научатся работать не только друг с другом, но и с реальными специалистами, причем разного уровня — начинающими и более опытными.
Курсовые проекты лягут в основу выпускной квалификационной работы, которую выпускник сможет приложить к своему портфолио.
Что делает программу уникальной
Магистерские программы по бизнес-информатике, как правило, сильно различаются. Одни делают больший акцент на аналитике данных, другие — на анализе бизнес-процессов. Наконец, кто-то больше фокусируется на ИТ-составляющей — управлении ИТ-проектами, цифровыми продуктами. Ключевое отличие нашей программы в том, что мы охватываем бизнес- и ИТ-архитектуру комплексно.
Почему мы считаем это преимуществом? Дело в том, что такой подход расширяет карьерные возможности выпускников. Например, в перспективе они смогут занимать позиции корпоративных архитекторов — именно они позволяют перевести стратегические задачи на язык технологий и сделать их понятными разработчикам программных решений. Это одна из самых высокооплачиваемых профессий в ИТ-сфере, без корпоративных архитекторов крупный бизнес в большинстве случаев функционировать не может. Конечно, за два года трудно стать таким специалистом, но мы постараемся дать для этого необходимую базу.
Помимо этого, в программе мы уделяем много внимания проектированию систем управления данными. Почему это важно? Буквально вчера я побывала на профессиональной конференции «Яндекса», где ведущие ИТ-эксперты отмечали потребность в профессионалах, способных собирать и валидировать данные. Это связано с тем, что рынок перенасыщен аналитиками, но без грамотно собранных данных любая аналитика становится невозможной. Поэтому особенно актуальны специалисты, которые разбираются в архитектуре данных и системах управления данными.
Одна из ведущих российских компаний, которая специализируется на разработке и внедрении систем управления данными, DIS Group, является партнером нашей программы. Ее решения используют многие российские компании, в том числе другой наш партнер — «Газпром нефть». Такая коллаборация позволит нашим студентам не только иметь доступ к современным информационным системам, но и изучать, как они внедряются в крупный бизнес.
Компании-партнеры не только делятся своей экспертизой со студентами, но и предоставляют современное программное обеспечение. Благодаря этому мы всегда имеем доступ к самым свежим и актуальным версиям ПО. Только open source-решений недостаточно для подготовки специалистов высокой квалификации. Потому что такие решения часто ограничены в функционале, в отличие от лицензионных систем, используемых в компаниях. Возьмем класс ERP-систем, флагманским разработчиком которого в нашей стране является компания «1С». Если студент научится разбираться в «1С», то довольно быстро адаптируется и к другим системам класса ERP. Мы будем знакомить студентов с ПО разных классов, чтобы они могли сравнить их друг с другом.
На программе студенты познакомятся со всеми аспектами проектирования и внедрения бизнес- и ИТ-архитектуры: от стратегий и технологий до финансовых и юридических вопросов. Поясню, в чем актуальность последнего пункта. Проект цифровой трансформации неизменно связан со многими юридическими и финансовыми рисками. И специалист, занимающийся подобными проектами, должен их осознавать, чтобы, если понадобится, верно сформулировать запросы для юристов и финансистов. Например, если корпоративный архитектор понимает, что проект связан с длинным инвестиционным циклом, то он обратится к финансистам. Те рассчитают детальный финансовый план, который архитектор сможет критически оценить. Наши партнеры единодушны с нами в этом вопросе и готовы поделиться разными сложными случаями из своего опыта.
Что дает студентам Академический совет
Академический совет — это коллегиальный орган управления программой, в который входят технологические лидеры индустрии. Сейчас в нем состоят представители десяти компаний: «КОРУС Консалтинг», «Газпром нефть», «Газпромнефть — Цифровые решения», «1С», DIS Group, BIOCAD, Nextons, «Финансист», «Пифагор и сыновья», МС-Bauchemie.
Мы сотрудничаем с компаниями-партнерами с мая. Концепция программы, учебный план, ключевые дисциплины были сформированы на основе рекомендаций бизнеса. Коллеги большое внимание уделяют содержанию курсов, дают советы по тому, какие темы стоит включить и как распределить предметы по периоду учебы — что-то дать раньше, что-то попозже. Недавно мы утвердили окончательный учебный план. Согласование проходило довольно долго, потому что некоторые члены совета ближе к ИТ, некоторые — к бизнесу. Порой у них расходятся точки зрения на то, чему стоит уделить внимание в первую очередь. Однако нам удалось синтезировать учебный план, который сочетает в себе обе составляющие.
Партнерство с бизнесом предполагает, что в процессе обучения теоретические знания будут подкрепляться реальными кейсами компаний: как успешными, так и теми, что не оправдали ожиданий. Например, мы будем вести курс по совершенствованию архитектуры предприятия вместе с экспертами из компании «Газпромнефть — Цифровые решения». Изученные на лекциях подходы и фреймворки ребята будут закреплять на семинарах на практических примерах, которых у компании накопилось немало. Таким образом, знания наших студентов будут складываться в целостную картину.
Как совмещать учебу на программе и работу
Если ответить на этот вопрос кратко — то да, совмещать можно. Но мы рекомендуем, чтобы занятость была частичной. Программа у нас интенсивная, особенно в первом семестре. Чтобы успешно ее освоить, нужен хороший внутренний тайм-менеджмент. Отдых и развлечения придется отодвинуть на второй план, однако мы уверены, что такой подход принесет свои плоды.
Как поступить на программу
Мы принимаем по результатам вступительного экзамена. На наш взгляд, это хороший способ проверить мотивацию абитуриента, ведь программа непростая. Если человек не готов приложить усилия на входе, то, наверное, не стоит ожидать этого и в процессе учебы. Мы хотим обеспечить высокий уровень подготовки, что требует совместных усилий.
Экзамен включает семь разделов, но для успешного прохождения нужно решить пять. Мы разработали вступительное испытание таким образом, чтобы уравнять абитуриентов с разным образовательным бэкграундом. Допустим, если человек учился на ИТ-направлении, то на экзамене он сможет выбрать задания по программированию и базам данных. И наоборот, выпускники экономических факультетов смогут сконцентрироваться на разделах, посвященных бизнес-составляющей. Задания по математике, статистике, анализу данных — общие для всех, потому что без этих знаний учиться будет сложно. Программа экзамена и примеры вопросов выложены на нашем сайте, можно потренироваться. Верьте в себя, и все получится!