• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

CIBA 2024: погружение в природу творчества на Новой сцене Александринского театра

17 марта на Новой сцене Александринского театра состоялась конференция о креативных индустриях CIBA: Creative industries. Business. Art. Это совместный проект магистрантов программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» и театра. На площадке CIBA эксперты обсудили тему творческих кризисов в работе креатора.

CIBA 2024: погружение в природу творчества на Новой сцене Александринского театра

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

CIBA состоялась на Новой сцене Александринского театра в четвертый раз благодаря сотрудничеству театра с Высшей школой экономики. Конференцию организовали магистранты и преподаватели программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» вместе с сотрудниками театра. Миссия CIBA — создание площадки для диалога представителей креативных индустрий, бизнеса и искусства.

В этом году конференция была посвящена природе креативности и творческих кризисов. Кульминацией вечера стала панельная дискуссия. Она началась со вступительного слова Павла Кузьмина, заместителя директора по образовательной деятельности и цифровой трансформации. Он отметил, что студенты Питерской Вышки регулярно участвуют в значимых для города проектах, и CIBA — один из них.

Павел Кузьмин, заместитель директора по образовательной деятельности и цифровой трансформации

Павел Кузьмин, заместитель директора по образовательной деятельности и цифровой трансформации

Сегодня особенный день — мы с вами находимся на мероприятии, созданном вышкинцами. Всегда приятно видеть результаты работы наших студентов вне кампуса, особенно в одной из главных артерий креативного искусства города — на Новой сцене Александринского театра. Кстати, Новая сцена и Питерская Вышка очень похожи: мы такие же молодые и дерзкие, креативные и не готовые останавливаться. Конечно, для нас это ценная коллаборация. Я хотел бы пожелать CIBA дальнейшего развития, чтобы в следующем году мы снова встретились на этой замечательной сцене.

Для Новой сцены Александринского театра сотрудничество с магистрантами вписывается в общий курс на коллаборации. В нынешнем театральном сезоне Новая сцена организовала совместные проекты с культурными институциями Петербурга, Москвы, Перми и Суздаля.

Александр Малич, генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра

Александр Малич, генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра

Мы очень рады, что CIBA проходит на Новой сцене Александринского театра. Здорово, что конференцию делают молодые люди, вышкинцы, вместе с нашими кураторами. В этом есть та синергия, та сила, ради которой Новая сцена существует — и слово «Новое» в нашем названии об этом говорит.

В этом году CIBA посвящена творческим блокам в искусстве и креативных проектах. Для нашей молодой и задорной команды творческий кризис — это естественный процесс, который мы стараемся сделать своим преимуществом. К кризису у нас относятся без страха и с пониманием, ведь его преодоление всегда рождает творческий прорыв. А если что-то не задалось, в творчестве всегда можно сказать: «Так было задумано, это художественный прием». И все, делаем дальше.  

Панельная дискуссия объединила представителей крупных компаний, культурных институций и креативных агентств. Эксперты поделились, как сами преодолевали преграды в креативной профессии. Одна из ключевых практик, которая помогает вернуть вдохновение, — это смена деятельности. Однако творческий процесс сложно поставить на паузу — это постоянный поиск идей и новых смыслов. На это обратила внимание Елизавета Павлычева, начальник выставочного отдела Центрального выставочного зала «Манеж». Она также рассказала, откуда сотрудники «Манежа» черпают идеи для выставочных проектов. 

Елизавета Павлычева, начальник выставочного отдела Центрального выставочного зала «Манеж»

Елизавета Павлычева, начальник выставочного отдела Центрального выставочного зала «Манеж»

Работа в музее давно стала для меня образом жизни и деятельностью, которая сопровождает меня ежесекундно. Как куратор, я во всем окружающем мире ищу новую информацию и извлекаю из него уникальные идеи, чтобы потом использовать в собственных проектах.

«Манеж» затрагивает самые разнообразные темы на выставках — от балета до кинетического искусства, от русской скульптуры до раннего светского провинциального портрета в живописи. Конечно, быть узким специалистом во всех сферах невозможно. С этой точки зрения нам очень повезло: благодаря приглашенным экспертам в нашу команду постоянно вливается новый креатив. Порой и сами произведения искусства диктуют новые смыслы. Вступая в диалог с другими объектами выставки, они начинают играть новыми красками и рождают смыслы, которые мы не могли предвидеть. 

В современном мире источником вдохновения может стать не только окружающий мир, но и искусственный интеллект. Натали Бредихина, руководитель отдела копирайтинга SETTERS, отметила эффективность совместных брейнстормов. Однако если поблизости нет нужного человека, эту задачу можно перепоручить ИИ.

Иногда с креативными блоками могут сталкиваться не только отдельные профессионалы, но и команды в целом. Нивелировать творческий кризис поможет грамотное распределение ролей. Задача лидера — собрать команду из разных специалистов, где есть не только креаторы, но и менеджеры, которые знают, как воплотить креативную идею в жизнь. Опытом руководства четырьмя командами одновременно поделился Эдуард Федоров, продюсер проекта Taste Project by italy&co и креативный директор агентства park.ideas.  

Эдуард Федоров, продюсер проекта Taste Project by italy&co. и креативный директор агентства park.ideas

Эдуард Федоров, продюсер проекта Taste Project by italy&co. и креативный директор агентства park.ideas

Я работаю в четырех разных командах. Как лидеру, мне всегда важно вдохновить команду. Если кто-то из коллег устал, я понимаю, что лучше отложить все задачи и заняться тем, что поможет раскрыть творческий дух команды, при этом не сильно уходя от рабочих процессов. Например, в проекте Taste Project обычно мы все вместе ходим на новые выставки или спектакли. А в агентстве park.ideas в таких случаях проводят стратегические сессии, которые помогают развивать креатив команды.

Я четвертый раз участвую в CIBA со стороны слушателя и партнера italy&co. Раньше приглашал крутых спикеров из нашей команды, а в этом году сам им стал. Как и в прошлые годы, впечатления от конференции у меня прекрасные. Вижу, как проект растет, развивается. Для меня главное, что в проект вовлечены студенты. Я всегда в восторге, когда молодые люди занимаются тем, что им действительно интересно. Меня это тоже заряжает энергией. 

Причин у творческих блоков может быть много, одна из них — особенности строения человеческого мозга. Мария Старченко, кандидат психологических наук и доктор биологических наук, рассказала слушателям о креативном процессе с точки зрения физиологии. Оказалось, мозг воспринимает творчество как рутину, если им заниматься ежедневно. Чтобы избежать этого, полезно тренировать когнитивные навыки, связанные с креативом — внимание и воображение.

Помимо открытых дискуссий, участников CIBA ждали танцевальный практикум, арт-терапия и воркшоп по коммуникациям. Представители «Упсала-Цирка» рассказали, как методы цирковой педагогики помогают выстраивать коммуникацию не только в социальных проектах, но и в бизнесе. Вместе с тренерами проекта гости учились жонглировать и в парах выполнять ритмические упражнения на развитие когнитивных навыков.  

Сергей Машуков, фандрейзер «Упсала-Цирка»

Сергей Машуков, фандрейзер «Упсала-Цирка»

В основе способа коммуникации, который мы предлагаем, лежит метод цирковой педагогики. Он универсален как для социальных задач, так и, как ни странно, корпоративных. Когда компании стоят на развилке или проходят турбулентные периоды, цирк помогает встряхнуться и сплотить команду.

В цирке мы верим, что каждый человек талантлив и что делать ошибки нестрашно. Почему такой подход работает? Потому что все мы — заснувшие дети, а цирк возвращает нас к истокам, помогая по-новому оценить происходящее. Элементарный пример, когда жонглирование включает левое и правое полушарие, активизируя когнитивные навыки. Поэтому время пробовать цирк!  

Ценность CIBA в профессиональном арт- и бизнес-сообществе растет. Из года в год конференция становится точкой притяжения для представителей креативных индустрий не только на сцене, но и в зале. В этом году конференцию посетили более 150 человек. За участие в ней можно было получить сертификат, который дает дополнительные баллы для поступления на магистерскую программу «Менеджмент в индустрии впечатлений».

Антон Горький, гость конференции

У меня своя студия, проводим открытые ивенты для развития комьюнити брендов на базе креативных кластеров. Я искренне люблю подобные ивенты как CIBA, где можно встретить единомышленников.

Финальная дискуссия — размеренная и искренняя. Вариант перезагрузки, про который говорил Эдуард, с отключением не только телефона, но и часов, удивил своей легкостью — мы настолько привыкли ко времени, что забываем, что и его можно убрать. Такие диалоги — живые и искренние — всегда вдохновляют. 

В 2024 году программа «Менеджмент в индустрии впечатлений» предлагает абитуриентам 20 бюджетных и 10 платных мест. Подробная информация о поступлении доступна на странице программы и в разделе для абитуриентов магистратуры НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.