Как использовать ИИ в обучении: пять советов от Питерской Вышки
29 февраля студенты и преподаватели Питерской Вышки посетили мастер-класс от Института востоковедения и африканистики. О том, как можно использовать ИИ в учебных и научных целях, рассказала Алена Коробочкина, академический руководитель программы «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений». Подробнее — в материале.
Искусственный интеллект продолжает совершенствоваться, и сегодня его можно использовать для разных целей: в том числе для работы, творчества или учебы. Институты и подразделения Питерской Вышки стремятся использовать современные технологии в своей деятельности. Например, недавно Институт востоковедения и африканистики провел круглый стол «Искусственный интеллект и современное востоковедное образование». Участники дискуссии обсудили, как можно использовать технологии ИИ для развития востоковедных и других гуманитарных образовательных программ.
Мастер-класс, который 29 февраля провела Алена Коробочкина, стал продолжением разговора об использовании искусственного интеллекта в образовании. Алена Валерьевна рассмотрела несколько способов использования ИИ, которые помогут как студентам, так и преподавателям.
Будьте внимательны при использовании искусственного интеллекта и самостоятельно перепроверяйте информацию. ИИ постоянно развивается, но от сбоя в работе системы никто не застрахован.
1. Подготовиться к занятию
Этот способ актуален в первую очередь для преподавателей. Перед каждым занятием лектору необходимо составить план, подобрать подходящие источники и дополнительные материалы. И в этом могут помочь современные технологии.
В частности, по запросу ИИ подготовит структуру лекции, даст советы по подготовке, порекомендует, какие вопросы можно задать студентам в конце пары. Вы также можете задать временные рамки вашего занятия, чтобы ИИ-чат предложил вам оптимальный по времени и содержанию план.
2. Создать таблицу с критериями оценки презентации студентов
Преподавателям часто приходится оценивать презентации студентов. И не всегда для этих целей подходят универсальные критерии. Поэтому при подготовке к занятию можно разработать свою собственную оценочную шкалу с помощью искусственного интеллекта. Для этого пропишите важные аспекты презентации, которые необходимо оценить. ИИ-помощник проанализирует различные критерии, которые есть в открытом доступе, и предложит подходящий вариант.
3. Оформить список литературы по ГОСТу
Искусственный интеллект использует открытую информацию, которая размещена в сети. Правила оформления списка литературы и ГОСТы там тоже есть. Поэтому студенты могут использовать ИИ, чтобы структурировать источники по всем заданным параметрам. Для этого в чат необходимо загрузить ваш список литературы и прописать, по какому ГОСТу их нужно структурировать.
А если в вашем списке источников не хватает исследований, вы также можете обратиться к ИИ-помощнику. Он посоветует литературу, которая может быть полезна для вашей работы, в том числе и на иностранных языках.
4. Улучшить свое эссе перед сдачей
Студенты Питерской Вышки часто пишут эссе. И чтобы повысить качество своей работы, текст можно проверить с помощью ИИ. Технология проанализирует эссе, обозначит сильные стороны, подсветит слабые и подскажет, как сделать текст лучше.
А чтобы примерно понять, какой балл может получить ваша работа, загрузите в ИИ-чат требования к эссе на вашей образовательной программе. Они тоже находятся в открытом доступе.
5. Продумать план своего исследования
С проблемой белого листа знакомы многие студенты — нужно приступать к исследовательской работе, но о чем писать — непонятно. С планированием своего исследования тоже может помочь искусственный интеллект. Для этого сформулируйте запрос, в котором опишите свои главные исследовательские интересы. ИИ предложит варианты тем, поможет определиться с предметом и объектом исследования.
При использовании искусственного интеллекта важно правильно составлять текстовые запросы (промпты). От этого напрямую зависит результат, который вам выдаст ИИ-помощник. Поэтому запрос нужно формулировать максимально четко. В идеале он должен отвечать на эти вопросы:
- Кто запрашивает данные?
- Для чего нужны данные?
- В каком формате они нужны?
- Какие обязательные элементы должны содержать эти данные?
- Есть ли какие-то ограничения/условия, которые нужно учитывать?
Алена Коробочкина
Академический руководитель программы «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений»
Я считаю, что использование искусственного интеллекта может значительно ускорить работу студентов и повысит их мотивацию. Например, ИИ отлично решает проблему белого листа — когда студенты не знают, с чего начать, искусственный интеллект может подсказать им идеи, на которые они будут опираться. Еще одна важная особенность ИИ — он учит структурировать информацию и четко формулировать запрос.
При этом важно понимать, что ИИ — это не панацея, он не может и не должен выполнять работу вместо студента. У него есть ограничения, и учащиеся должны о них знать и уметь с ними работать.