• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бесшовный переход от школы к университету: в Питерской Вышке прошел семинар для педагогов

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург провел школу-семинар для специалистов в области среднего образования. Профессора Вышки вместе с преподавателями и директорами школ Петербурга и Ленинградской области обсудили, как помочь старшеклассникам подготовиться к поступлению в вуз.

Бесшовный переход от школы к университету: в Питерской Вышке прошел семинар для педагогов

Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Темой семинара стал «бесшовный», или «мягкий», переход из школы в университет. Старшеклассники, поступая на первый курс, сталкиваются с серьезными отличиями школьного и университетского подходов к обучению. Первокурсники оказываются в ситуации выбора и повышенной ответственности, когда во время учебы в вузе приходится самостоятельно планировать обучение, определять свою роль в образовательном процессе, находить способы решения образовательных задач, принимать решения и отвечать за их последствия.

Руководителем семинара был Олег Лебедев — доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования. Олег Ермолаевич объяснил, как школьные учителя могут помочь своим ученикам принять верное решение при определении послешкольных образовательных планов.

Олег Лебедев

Доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования

Будущую специальность и вуз старшеклассники должны выбирать самостоятельно. Но учителя могут помочь им сделать обоснованный выбор. За годы обучения в школе ученики должны побывать в разных ситуациях выбора — например, при изучении предмета, планировании своей домашней работы, выполнении научно-исследовательских задач, во внешкольной деятельности. Школа должна научить принимать взвешенные решения и критически оценивать их последствия.

Другая возможность школы — дать представление о специфике обучения в вузе. Учителя могут в какой-то мере моделировать университетские условия, чтобы ребята смогли ощутить себя будущими студентами и сделать выводы для себя: готовы ли они к новой ступени образования, могут ли справиться с новыми задачами? Также это поможет старшеклассникам понять, чему им надо успеть научиться в школе, чтобы стать успешными студентами.

Надежда Тихомирова

Директор ГБОУ СОШ № 531 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Всегда очень интересно оказаться в среде профессионалов и послушать авторитетных лекторов. Особенно приятно видеть Олега Ермолаевича — проблематика, которую он обрисовал в своем докладе, действительно очень актуальна.

Для меня было интересно послушать про вариативность выбора и возможность построения индивидуальных маршрутов в школе. Мы посмотрели, как это реализуется в вузе, и познакомились с предложениями, как можно сделать то же самое в школе. Единственное — возникает вопрос, кто эти индивидуальные маршруты должен выбирать. Потому что участников образовательного процесса все-таки больше — есть еще и родители.

Чтобы сделать семинар более информативным для гостей, организаторы смоделировали ситуацию, в которой оказывается первокурсник. Преподаватель Питерской Вышки Даниил Александров прочитал для собравшихся учителей одну из своих лекций из курса общей социологии. После перед педагогами поставили задачу — определить, с какими сложностями могут столкнуться бывшие школьники, оказавшись на университетской лекции. По итогам групповой работы учителя пришли к выводу, что школа не всегда дает необходимые навыки восприятия информации. Школьники не учатся вдумчиво слушать и не умеют осознанно конспектировать, потому что на уроках часто практикуется запись под диктовку учителя.

Елена Иванова

Учитель истории и обществознания МОУ «Лицей №8» г. Тихвина

Бесшовной связки между вузом и школой на сегодняшний день добиться довольно сложно, потому что образование сильно стандартизировано. Ребенок, который привык к школьным правилам и следованию им, поступая в вуз, получает полную свободу выбора, которая требует ответственности. Но в школах, к сожалению, дети практически лишены ответственности, потому что от них требуют выполнять то, что спрашивается. Поэтому мне кажется, что в 10–11-м классе очень важно сделать предвузовскую подготовку — переходный мостик, который помог бы сгладить разницу между школьным и университетским образованием. Кроме того, в выпускных классах должна меняться программа, нужно делать ее похожей на университетскую: добавлять новые формы обучения, вводить возможность выбора предметов и т. п.

Вместе с этим было бы неплохо, если бы студенты проводили для школьников онлайн- или офлайн-встречи, где рассказывали бы, каково быть студентом. Это давало бы ребятам возможность от самих студентов узнавать, что такое вуз и что такое высшее образование.

Важной частью школы-семинара стало и выступление студентов третьего курса Питерской Вышки. Алексей Кудрявцев, Юлия Заец и Олеся Филлипова рассказали о сложностях поступления в вуз и обучения в университете: о выборе города обучения, вуза и образовательной программы, о студенческой жизни, периоде адаптации и нормах общения с преподавателями и одногруппниками.

Во второй половине школы-семинара педагоги обсудили, как выстраивать взаимодействие между средней и высшей школой. Даниил Александров провел для собравшихся еще одну лекцию, в которой рассказал учителям, как сделать обучение продуктивным и доносить информацию точнее. Однако ординарный профессор Питерской Вышки хорошо разбирается не только в техниках обучения, но и в том, что влияет на мотивацию детей — как положительно, так и отрицательно.  Вместе с научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» он  занимается различными проектами, в том числе изучением социального неравенства в школах.

Александров Даниил Александрович

Даниил Александров

Профессор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки»

Когда мне предложили создать лабораторию — вероятно, ожидали, что я  займусь университетами. Но я решил, что гораздо важнее изучать школьное и дошкольное образование, потому что именно они формируют людей, которые потом будут учиться в университетах и работать. Тогда я поставил себе задачу — изучать проблемы социального неравенства в школах: травлю, сложности интеграции детей мигрантов, детское рисковое поведение. При этом мы с коллегами изучаем и позитивные явления: что мотивирует детей на учебу, как устроены отношения в школе и как они влияют на желание или нежелание учиться. Мы уже изучали школы Санкт-Петербурга, а также Московской и Калужской областей, а сейчас исследуем школы Новосибирска. 

Моя работа имеет значение для образовательной политики и управленческих решений, но и немалое значение для самих школ. Изучая школы,  мы даем им подробные отчеты о том, что происходит в их стенах — есть ли какие-то негативные социальные явления, на которые стоит обратить внимание, или нет. От состояния школ во многом зависит будущее нашей страны, и ученые в меру своих сил должны им помогать.

Завершилось мероприятие обсуждением не менее важного вопроса — как меняются современные старшеклассники и к каким абитуриентам должны готовиться вузы. Профессора и педагоги пришли к выводу, что для успешного перехода от среднего образования к высшему университеты должны учитывать, какими навыками и интересами обладают старшеклассники. А школы, в свою очередь, должны готовить своих учеников к университетским практикам.