• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Герман Немцев — о победе в «Высшей пробе» по физике и учебе в Питерской Вышке

До 8 ноября продолжается регистрация на олимпиаду «Высшая проба», которая дает льготы победителям из 11-го класса. С ее помощью в 2022 году на бакалаврскую программу «Физика» поступил Герман Немцев. Поговорили с ним о подготовке к соревнованиям, поступлении без экзаменов и учебе на физика.

Герман Немцев — о победе в «Высшей пробе» по физике и учебе в Питерской Вышке

Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Участие в «Высшей пробе»

Меня подбил поучаствовать в «Высшей пробе» друг с физического факультета. Сказал, что задачки там бывают поинтереснее, чем во многих других олимпиадах. Кроме того, победа в этих соревнованиях давала льготы — поступление без экзаменов.

Олимпиада проходила в два этапа. Первый больше напоминал тест. Там были задания из разряда «Подставьте правильное число» или «Напишите, какой процесс описан в задаче». С этим я справился и попал во второй этап. Проходил его онлайн, с прокторингом — для меня это было впервые, но мне понравилось. Просто ставишь камеру и записываешь свою работу, не нужно никуда ехать. Что мне еще понравилось — олимпиада оценивает ход мыслей, а не математическую лексику. Например, в школе мы не изучали целочисленное деление, а задачка на него была. Я просто описал своими словами, что нужно сделать. Мысль была правильная, и мне за нее дали баллы — приятно!

Насчет задач друг меня не обманул: они и правда были интересными. Мне запомнилась такая. Участник представлял, что бросает мячик. Ему нужно было придумать начальные и конечные условия, а также коэффициент трения воздуха. В итоге необходимо было найти время падения мячика с учетом этого самого коэффициента. А в самом конце участник мог сравнить, насколько его допущения по части условий совпадают с данными реального эксперимента.

Или вот еще одна задачка: посчитать работу газа, который представлен в виде синусоиды или косинусоиды, направленной вверх. Страшная штука. Конечно, если знать хотя бы немного об интегрировании, прийти к правильному ответу легко. Но этот вариант мне не подходил. Я обратил внимание на то, что эти бугорки — одинаковы по размеру, а значит, друг другу компенсируют. И посчитал работу газа просто как площадь трапеции — так тоже можно. 

Регистрация на «Высшую пробу» продлится до 8 ноября. Соревнования рассчитаны на школьников 7–11-х классов. В этом году на олимпиаде представлены 28 профилей — от физики до социологии. Дипломанты олимпиады из 11-го класса могут поступить в один из вузов РФ без экзаменов или получить 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету соревнований. Успешные десятиклассники выходят в заключительный этап олимпиады следующего года.

Подготовиться к олимпиаде — вполне реально. На сайте выложены дополнительные материалы, а также задачи прошлых лет с решениями. Если браться за одну-две задачки каждый день, будет время разобраться. Пару раз я обращался за помощью к репетитору, чтобы подольше посидеть на каких-то задачах. Но я и сам могу дать несколько советов будущим конкурсантам по «Физике».

Вызубрите формулы. Да, конечно, какие-то можно вывести — но я рекомендую свести это к минимуму. На олимпиаде ценна каждая минута. Лучше потратить больше времени на решение, чем на формулу.

Повторите молекулярно-кинетическую теорию. Если вам попадется задача на графики и работу газа, их надо будет перерисовать в правильные координаты — и все пойдет как по маслу.

Мое участие в олимпиаде было успешным. Я стал победителем и получил право поступить без экзаменов на «Физику» в Питерскую Вышку.

Зарегистрироваться на олимпиаду

Учеба в Питерской Вышке

Первые впечатления

В первую неделю мне — как и всякому олимпиаднику — казалось, что учиться будет совсем просто. У меня была какая-то фора по физике. Все-таки я уже знал, что такое интеграл. Но уже через неделю я понял, насколько сильно ошибся. Разрыв между мной и однокурсниками сократился в один момент. В Вышке олимпиада — это не потолок, к которому еще тянуться и тянуться. По сути это трамплин, от которого нужно оттолкнуться вперед, к новым знаниям. Так что расслабляться не следует — и особенно по алгебре.

Алгебра, пожалуй, была самым ярким воспоминанием о первом курсе. Точнее, о том, как он начался. На первых занятиях у нас была базовая программа по логике: «или», «и», кванторы… Вроде, все понятно. А потом вдруг пошла теория множеств — в школе у меня ее не было. Вместе с нею начались и всякие умозрительные преобразования — непохожие ни на что из того, что было до этого. Так я и понял: на алгебру мне придется тратить большую часть своего времени.

Алгебра у меня действительно пошла непросто, хотя сам предмет мне нравится. Невероятные эмоции там иногда испытываю: от полнейшей безысходности до счастливого прозрения. Иногда я просил нашего преподавателя — Евгения Евгеньевича Горячко — повторить материал еще раз, иногда разбирался с ним уже сам, дома. Но понять этот предмет особенно важно: все-таки математика — основной язык физики. Пытаться что-то делать без нее — все равно что говорить на русском, не зная языка. 

Чтобы улучшить знания по математике, я взял майнор «Математические структуры». Для меня это способ подольше посидеть на какой-то теме. Сейчас мы на майноре довольно неторопливо разбираем комплексные числа, а в программе общего курса на них не задерживались. Кроме того, можно потренироваться решать всякие сложные матрицы, для занятий будет очень полезно.

Любимые предметы и преподаватели

В прошлом учебном году интереснее всего были лабораторные работы — практические занятия по физике. Самая первая лабораторка была про два маятника, соединенные пружиной. Нужно было узнать все уравнения движения для этой конструкции. Нам дали аппарат, который сам производил все расчеты. Главное — правильно провести эксперимент и настроить оборудование. У меня получилось, но не до конца: табличка со значениями вышла слишком громоздкой и мой ноутбук завис.

Сейчас у нас началась аналитическая механика, это самое интересное! Там мы разбираем задачи, про которые в школе я думал: «Это решить невозможно». Лекции по этому предмету ведет Игорь Евгеньевич Шендерович, который всегда подталкивает нас, студентов, немного подумать над темой обсуждения. Мне в целом нравится, когда после лекции остается что-то, о чем хочется порассуждать дополнительно. Или когда информацию выдают не всю и сразу, а через сито. У Игоря Евгеньевича и Евгения Евгеньевича это здорово получается! 

Связь учебы с наукой

Наши преподаватели всегда помнят про исследовательскую часть учебы. Работы они оценивают по критерию — можно опубликовать в журнале, презентовать на конференции или пока нельзя. По-моему, это довольно полезно. Если мне захочется написать статью или презентовать свои наработки, я уже буду знать, как это делать.

Думать над статьями нас учат на реферативном семинаре. На этом предмете каждый студент должен досконально разобраться с какой-то статьей, а потом рассказать о ней за 30 минут. У меня была статья о горизонтальном отклонении падающего объекта. Само отклонение зависело от системы отсчета, однако статья давала объяснение, почему именно отклонение на юго-восток стоит считать наиболее релевантным и при чем здесь вращение Земли. Что я вынес из всего этого? Не нужно пытаться рассказать все за время выступления. У меня были трехэтажные формулы, которые я попытался вывести на глазах у своих однокурсников. На деле нужна была краткая выжимка: если кто-то заинтересуется, то уже потом расспросит подробнее. 

Планы на будущее

До поступления в университет я думал, что экспериментальная физика мне ближе. У нас пока было больше теоретической, но я уже сейчас могу сказать, что проникся ее красотой. Что я выберу дальше — пока не знаю. Интерес к эксперименту во мне по-прежнему жив. Но если получится увязать теоретическую физику с экспериментальной, выбрать что-то на стыке — будет вообще прекрасно.

Подробнее о бакалаврской программе «Физика», ее преподавателях и базовых кафедрах можно прочесть на сайте. Задать вопрос академическому руководителю можно в Telegram-чате.