«Стиль жизни, а не только заработок»: Екатерина Гладченко о том, почему молодежь занимается крафтовым предпринимательством
Крафтовые мастера — это молодые предприниматели, которые создают необычную посуду, предметы интерьера, неповторимые напитки и еду. О том, почему молодежь открывает свое дело, как справляется с трудностями и в чем видит смысл своей деятельности, — спросили у Екатерины Гладченко, младшего научного сотрудника Центра молодежных исследований Питерской Вышки.
Центр молодежных исследований занимается петербургскими крафтовыми мастерами уже четыре года. За это время исследователи изучали разные группы молодых предпринимателей от 18 до 35 лет. Например, в прошлом году специалисты сосредоточились на крафтовых мастерах, работающих в бьюти-сфере: мыловарах, парикмахерах, мастерах ногтевого сервиса.
— Екатерина, почему молодежь начинает заниматься крафтовым предпринимательством?
— Существует несколько тенденций, которые подталкивают молодежь к пути крафтового предпринимательства. В первую очередь это противостояние масс-маркету и формирование аутентичности. Крафтовые производители создают уникальный продукт своими руками, и покупатели видят в этом ценность — что они не купят стандартное зеркало, которое есть у всех, а выберут вещь с историей, сделанную вручную в единственном экземпляре. Даже если она будет стоить сильно дороже.
Другая тенденция заключается в том, что крафтовое производство является реакцией на отчужденный труд. То есть, предприниматели в интервью нам часто говорили, что они работали на обычной работе 5/2, но не имели возможности выбирать интересные задачи и не контролировали конечный результат. И потребность создавать что-то своими руками, зарабатывать на этом, видеть сразу результат своей работы — еще одна причина, почему люди становятся крафтовыми мастерами.
Помимо этих причин, молодые люди сейчас выбирают для себя сферу крафтового предпринимательства из-за размытия границ между профессионалами и любителями. В этой сфере достаточно низкий порог входа и не нужно получать какие-то официальные бумаги, подтверждающие твои навыки. А необходимые знания можно почерпнуть в интернете. Сейчас полученное ранее образование может быть сильно оторвано от дальнейшей деятельности.
Вдобавок мы сейчас наблюдаем активное развитие культурных креативных пространств: лофтов, ярмарок и маркетов. И люди посещают такие места, чтобы разбавить свою повседневность. Например, в тот же «Севкабель» посетители идут, чтобы найти что-то необычное: дог-френдли кафе или рестораны с веганской едой. То есть люди ищут места, которые удовлетворяют их интересам и близки им по духу. Все это могут предложить крафтовые мастера — именно поэтому их так много в новых творческих пространствах.
Кроме того, крафтовое предпринимательство — это своеобразный дауншифтинг, когда ты переключаешься с интеллектуального труда на физический. Ты что-то делаешь своими руками и вкладываешь в этот предмет свои эмоции.
— Кто именно становится крафтовым мастером? Что объединяет этих людей?
— Люди по разным причинам приходят в это дело. Для кого-то это было хобби в декрете, которое переросло в дополнительный способ заработка. Для кого-то это было детским увлечением, которое совпало с идеей предпринимательства. Крафтовые мастера вообще довольно часто говорят, что для них их дело — это скорее стиль жизни, а не только заработок.
Но в целом группа крафтовых предпринимателей каждый год довольно гетерогенная. То есть это не одинаковые люди, у них разные цели: для кого-то это больше способ заработка, для кого-то хобби, которое иногда приносит доход, для кого-то — семейный бизнес. И в этом смысле говорить об одной общей цели просто невозможно.
Но есть и вещи, которые объединяют большинство крафтовых мастеров — стремление к свободе. Это значит, что предприниматели могут самостоятельно выбирать время, которое можно потратить на свое дело, могут самостоятельно принимать решения по поводу расширения, найма сотрудников, выбора поставщиков, стиля ведения соцсетей. Это все накладывает на предпринимателей большую ответственность — со всеми задачами приходится справляться самостоятельно и успешность дела зависит только от них. В сравнении с этим работа в найме более стабильная, зарплата не зависит от времени года или праздников, ответственность лежит не на ком-то одном, а разделяется между сотрудниками. Но ради самостоятельности люди готовы справляться с возникающими рисками и не считают повышенную ответственность трудностью.
— Может ли маленькое крафтовое дело стать крупным бизнесом?
— На самом деле мало кто из крафтовых предпринимателей называет свое дело бизнесом. Чаще всего говорят, что их работа — это их интерес, который может приносить, а может и не приносить прибыль. То есть не бизнес, который часто воспринимается как что-то большое и серьезное.
Но у нас были и кейсы, когда люди начинали с малого, а затем разрастались. Например, мы брали интервью у семейной пары, которая варит супы. Они начинали на собственной кухне, затем им понадобилась помощница и курьер для развозки заказов. И в какой-то момент они поняли, что их дом превратился в производство и их кухни уже не хватает, чтобы готовить в больших количествах. Поэтому они арендовали часть заброшенного завода, сделали там ремонт, поставили новую вытяжку и печи. И для них это был серьезный рост.
То есть иногда происходит масштабирование. Но только от человека будет зависеть, как он воспринимает рост своего дела. Кто-то действительно начнет называть свое занятие бизнесом, а кто-то посчитает, что его объемы все еще малы. Многие, кстати, отмечали, что начали считать свое дело бизнесом, когда наняли новых сотрудников и стали платить зарплату. Для них это означало новый уровень ответственности.
— Часто ли крафтовые предприниматели совмещают свое дело с основной работой?
— Да, это частая история. Но как правило, как только крафтовое предпринимательство начинает приносить прибыль, основная работа сокращается или прекращается вообще. Плюс, конечно, большую роль играет поддержка. Если есть мужья или жены, родственники, которые готовы на начальном этапе тебя содержать, то решиться открыть свое дело гораздо легче. Ну а если нужно платить за съемную квартиру и кормить несколько ртов — приходится лишний раз думать, стоит ли начинать рискованное дело, уходя сразу с основной работы.
Но бывает и так, что основная работа тоже творческая. У нас есть примеры предпринимателей в сфере красоты, которые и на своей основной работе, и на своей работе на дому занимались одним и тем же. Разница в том, что когда ты работаешь на компанию, тебя могут штрафовать, ты обязан принимать любых клиентов, обязан находиться на рабочем месте определенное количество часов и платить процент с выручки. В результате все эти минусы подталкивают человека к тому, чтобы продолжить заниматься тем же, но уже в качестве индивидуального предпринимателя.
— С какими трудностями сталкиваются крафтовые предприниматели?
— Проблем может быть много: от коммуникаций с потребителями до проблем с поставками. Но не все предприниматели воспринимают свои проблемы как проблемы. Наоборот, некоторые считают их вызовами, точками роста.
Что еще интересно — мы обнаружили, что молодые крафтовые предприниматели совершенно не рассчитывают на поддержку государства. Это не значит, что таких программ нет, они есть, но предприниматели их не ищут. Они отмечают, что государство должно выполнять регулятивную роль, создавать условия для работы, при этом оставаясь в стороне. То есть эти предприниматели не хотят вступать в патерналистские отношения с государством. Вместо этого они будут обращаться за поддержкой к своим знакомым, родственникам, друзьям и другим предпринимателям. Как раз недавно у нас вышло новое исследование об альтернативных формах капитала, которые использовали петербургские крафтовые предприниматели во время пандемии COVID-19.
— Крафтовые мастера часто становятся преподавателями и организуют разные мастер-классы. Зачем они это делают?
— Мы с Елизаветой Балацюк написали статью о крафтовых учителях — о том, как формируется их идентичность и как выбираются стили и техники преподавания. Так что в целом могу сказать, что крафтовые мастера становятся преподавателями по разным причинам. С одной стороны, это дополнительный заработок. И в то же время это может стать карьерной ступенькой. Сначала ты просто производитель, а потом становишься преподавателем, проводишь мастер-классы и берешь за это деньги, разрабатываешь авторские курсы. Таким образом, ты становишься экспертом в этой области и можешь повышать цены на свои товары.
Но довольно часто крафтовые предприниматели начинают обучать других, чтобы развивать область, в которой они работают. Например, сначала кто-то один учится навыку у зарубежных мастеров, а потом начинает применять его в России. У нас есть пример девушки, которая занимается шелкографией и стремится развить это направление у нас, потому что за рубежом оно развито уже достаточно сильно. То есть обучение — это в том числе и про развитие профессионального комьюнити. Но не все предприниматели готовы и хотят обучать своему мастерству. Например, это может быть история и про секрет какого-то мастерства. Или человеку просто не нравится преподавать.
— Не боятся ли мастера, что вырастят себе конкурентов?
— Предприниматели не беспокоятся о конкуренции в этом смысле. Во-первых, потому что все товары уникальны. Даже если это мыло, оно может быть очень разным: разных форм, цветов, с разным дизайном и запахами. И во-вторых, мастера уверены в своем профессионализме. Каждый мастер найдет своего клиента, потому что в крафте люди ищут что-то особенное, подходящее им. И у разных мастеров, даже если один учился у другого, техника может отличаться.
— Для чего люди приходят на крафтовые мастер-классы?
По разным причинам, чаще всего — скрасить досуг. Очень немногие стремятся тоже стать профессионалами. Обычно на такие мероприятия люди идут после работы, чтобы отдохнуть от интеллектуального труда и сделать своими руками что-то красивое и полезное. Или можно прийти на мастер-класс с друзьями, заказать себе мастера на день рождения или на свидание. И вот вы вместе лепите на гончарном круге, как в известном фильме. А иногда люди ходят на мастер-классы, чтобы освободиться от своих проблем и забот, расслабиться на какое-то время и отвлечься. Можно посещать очень разные мастер-классы и не превращать потом этот навык в свою работу, не менять свой основной образ жизни.
Гладченко Екатерина Андреевна