• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«После перехода на бюджет моя успеваемость только улучшилась»

Марина Градусова в этом году выпускается с образовательной программы «Социология и социальная информатика». За четыре года она успела получить и потерять скидку, а потом перевестись на бюджет. Главным подспорьем на пути к бюджетному месту для выпускницы стал интерес к учебе. Помимо этого Марина участвовала во внеучебной жизни кампуса: была куратором для первокурсников и делегатом от программы в Студенческом совете. Обо всем этом и советах для абитуриентов — в нашем интервью.

«После перехода на бюджет моя успеваемость только улучшилась»

Фото из личного архива Марины Градусовой

Поступление в Питерскую Вышку и учеба на социолога

При поступлении у меня в приоритете были три программы в Вышке, одна из них — «Социология и социальная информатика». На сайте я наткнулась на видео на тот момент академического руководителя программы Даниила Александровича Александрова. Он рассказал, что студентов учат цифровой аналитике — не только классической гуманитарной теории, но и кодированию, визуализации информации и анализу социальных сетей и интернета в целом. Это отличалось от распространенного представления о том, что социология — это опросы по телефону, и очень резонировало с моими ожиданиями от образования. Так я и решила поступать на на эту программу — сначала прошла на скидку 70 %, потом перешла на бюджет. 

Запомнились за время учебы не столько предметы, сколько преподаватели — ведь бывает и так, что один преподаватель ведет несколько курсов. Ксения Алексеевна Тенишева преподавала социологию, Анна Александровна Широканова читала курс по анализу данных. Они работают в наших лабораториях, занимаются исследованиями, что отражалось и на занятиях — на парах они делились своим опытом и рассказывали о том, что действительно пригодится в будущем и в карьере. 

А еще Ксения Юрьевна Ерицян, моя научная руководительница курсовой работы на третьем курсе и диплома, — самый прекрасный человек, с которым я познакомилась в Вышке. Она показала, что все, что мы изучаем на парах, постоянно находится вокруг нас. Помогла понять, что интересно изучать именно мне, и самое главное — всегда была рядом и поддерживала. В Вышке бывает тяжело ментально с учетом нагрузки и постоянных дедлайнов, так что ее слова были своеобразным спасением в сложное время.

Есть и то, что объединяет всех наших преподавателей — они очень горят тем, что делают. Поэтому мы, как студенты, тоже горим тем, о чем они нам рассказывают. Это очень вовлекает в процесс обучения и вдохновляет не просто приходить на пары и выполнять домашку, а делать что-то интересное для самих себя.

Сначала учеба на скидке, а потом — на бюджете

После первого курса я потеряла скидку — получила не очень высокий балл по социологии. Но меня это не расстроило, наоборот — я увидела ребят, которым удалось перейти на бюджет, и поняла, что это реально, стоит только приложить усилия. 

А еще повлияло, что на втором курсе появилось больше профильных предметов, учиться стало интереснее. Самым увлекательным курсом для меня была «‎Социальная психология» — там мы изучали социальное влияние, социальные группы, межличностные отношения и коммуникацию. Мы делали интересный проект — нужно было самим создать блог, посвященный социально-психологическим вопросам, проблемам или наблюдениям. Я поняла, что мне очень интересна психология. Учеба превратилась из того, что нужно что-то делать, чтобы не попасть на допсу, в увлекательный и вдохновляющий процесс. Плюс второй курс — это время, когда я была куратором первокурсников. Хотелось на своем примере показать, что все возможно, стоит только усерднее поработать. Учебы и внеучебки стало больше, а у меня есть такая особенность тайм-менеджмента — когда дел больше, я работаю эффективнее. Все эти факторы удачно сложились и привели к тому, что на третьем курсе я училась уже на бюджете. 

С переходом на бюджет изменилось отношение к учебе — я поняла, что я на своем месте, появилось больше мотивации. Прибавились курсы по выбору, научно-исследовательские семинары, майнор, во все это было интересно погрузиться. Можно сказать, что после перехода на бюджет моя успеваемость только улучшилась. 

Кураторство и работа с партнерами в Студсовете

Наставником для первокурсников я решила стать, глядя на наших кураторов — я тоже хотела разбираться в особенностях учебы в Вышке, общаться с большим количеством людей. Для меня кураторство стало своего рода самовызовом: хотелось улучшить навыки коммуникации, поделиться своим видением этого процесса. 

Самые яркие моменты — наверное, те, что были в конце. Это выезд для первокурсников и «‎Мисс и мистер» (МиМ) соцфака. Идея о проведении МиМ возникла спонтанно, но мне кажется, что это одно из лучших решений нашей команды. Мероприятие закончилось массой эмоций, связанных с гордостью за первокурсников. Ты год с ними общаешься, видишь, как они меняются, что они все на самом деле очень талантливые и интересные ребята. Мне кажется, это чувство — то, ради чего стоит становиться куратором! 

На четвертом курсе я стала делегатом от нашей программы в Студсовете. Мне хотелось заниматься внеучебкой, но при этом не чем-то развлекательным и смешным, а чем-то более прикладным. В то время как раз проходила первая Неделя ментального здоровья. Мы с однокурсниками сходили, мне понравилось, что ребята делают такие уникальные и полезные проекты. Плюс мой старший брат в свое время тоже был в студенческом совете московской Вышки — он рассказал, что это хорошее место, чтобы помочь университету и узнать что-то новое о самом себе. Так я и решила попробовать.

Сейчас я тимлид по программе лояльности в Комитете по внешним связям. В мои обязанности входит организация партнерства. Например, недавно мы договорились с «Додо Пицца» на скидки для всех студентов кампуса. А еще мы организовывали партнерство с Центральным выставочным залом «Манеж» — мы рассказали о выставке «Первая позиция. Русский балет» в наших социальных сетях и разыграли билеты среди студентов. 

Для меня в этой работе интереснее всего искать то, на чем мы можем сойтись с партнерами. Это не всегда реклама или бартер, иногда мы делаем какие-то проекты вместе. Придумывать их — это очень творческий и интересный процесс. Например, основной партнер Недели ментального здоровья — сервис Zigmund.Online — уже не только предлагает скидки для наших студентов, но также проводит лекции. А «Манеж» изначально предлагал другую программу — не для нашей целевой аудитории. Мы пообщались, нашли точки соприкосновения: предложили им каналы распространения для их идеи и решили, что сможем организовать сотрудничество на базе выставки, которая у них проходила на тот момент.

Мое решение пойти в Студсовет связано с Неделей ментального здоровья, поэтому мне интересно наблюдать, как меняется этот проект. Сейчас мы стараемся внедрять новые форматы в мероприятие, рассказывать о разных подходах в терапии. Это было видно еще по первой неделе, когда можно было попробовать на себе арт-терапию или познакомиться с канистерапией (канистерапия — вид терапии, в котором участвуют специально обученные собаки. — Прим. ред.). Нам кажется это важным, потому что всем помогают разные вещи. Например, у нас еще появился разговорный клуб — там ребята могут обсудить разные темы, поделиться мнением и опытом и просто получить поддержку. 

Советы для абитуриентов 

Со второго курса я веду ежедневник с трекингом задач — это помогает понять свою занятость и оценить силы. Плюс ставить галочку напротив задачи всегда приятно, это поднимает настроение. Иногда я организую себе внутренние дедлайны, которые нужно выполнить, но при этом они не соотносятся с реальными дедлайнами. На соцфаке мы часто пишем коды — так бывает, что в последний момент летит компьютер или программа не запускается. Чтобы таких моментов избежать, я стараюсь делать все заранее. При этом важно давать себе право на ошибку, чтобы не выгореть. 

Платное обучение — это не приговор. Как человек, который успел получить и потерять скидку, могу сказать, что это совсем не страшно. Не стоит слишком утопать в учебе и доводить себя до ужасного состояния. Определите для себя, что сейчас приоритетнее. Если для вас важно перейти на бюджет, то нужно найти какой-то интересный аспект в учебе, который будет давать вам мотивацию, — возможно, какой-то интересный предмет или преподаватель. Как только найдется что-то, за что можно зацепиться, оно поглотит вас своей интересностью, а там уже и до хороших оценок недалеко. 

Планы на будущее

Я поступаю в магистратуру в Венский экономический университет. Это более технический вуз, и я перехожу на совершенно не социологическую программу — «Цифровая экономика». Благодаря учебе в Вышке я поняла, что мне интересна сфера IT — не столько кодинг, сколько работа этой сферы и администрирование. На этой программе как раз изучают курсы по регулированию сферы бизнеса и IT. 

В будущем я вижу себя в сфере проджект-менеджмента. С этим выбором тоже помогла Вышка — у нас был такой курс на программе, и он очень меня заинтересовал. Я поняла, что мне нравится работать с людьми, отслеживать прогресс работы и следить за тем, как с нуля рождается что-то интересное и уникальное. На этом предмете мы, например, полностью продумывали идею мобильного приложения — по итогу каждая команда придумала совершенно новый продукт. Я понимаю, что в реальной жизни работа над проектом включает в себя гораздо больше задач и проблем, но Вышка научила тому, что проблемы — это возможность стать лучше как специалист и создать более интересный итоговый продукт.