• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты обсудили типографику и культурный код петербургского дизайна

В Питерской Вышке состоялась дискуссия «Типографика в городской среде. Культурный код Санкт-Петербурга» с участием вице-губернатора Владимира Николаевича  Княгинина, представителей Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив, кураторов и преподавателей Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Эксперты обсудили типографику и культурный код петербургского дизайна

Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Обсуждение в НИУ ВШЭ стало первым из цикла дискуссий, посвященных современному дизайну в Петербурге. В дальнейшем события пройдут в других вузах Петербурга —  Академии Штиглица, Политехе, СПбГУПТД.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Николаевич Княгинин в приветственном слове отметил огромный объем изменений в сфере дизайна в Петербурге в последние годы.

Владимир Николаевич Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга

Владимир Николаевич Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга

Современный Петербург не должен уступать в уникальности городского культурного кода унаследованному нами имперскому Петербургу. Если мы зафиксируем оригинальность петербургского дизайна как некую рефлексивную подтвержденную исследованиями действительность, это позволит нам нарастить число заказчиков и выйти на новые уровни. В Петербурге есть все для осмысления этой уникальности, а все уникальное притягивает тех, кто решает важные задачи в сфере дизайна.

Митя Харшак, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и модератор дискуссии

Харшак Дмитрий Андреевич

Городская среда исторического центра Петербурга в целом остается неизменной в архитектурной ее части, но элементы навигации, витрины, вывески, текст и леттеринг в городской среде помогают ощутить дыхание времени. Эти элементы дизайна меняются достаточно динамично и меняют облик города, делая его нашим современником.

Историк архитектуры и академический руководитель магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Ксения Малич упомянула, что самые первые визуальные знаковые системы в коммуникации через букву возникли в архитектуре еще в достаточно древний период. Сооснователь шрифтовой студии TypeType Иван Гладких рассказал о навигационных шрифтах в разных городах мира. Иван также отметил, что поле для использования шрифтов в петербургской городской среде очень хорошо: это навигация в метро, адресная навигация, муниципальные таблички и массовые городские мероприятия. В рамках партнерства со Школой дизайна НИУ ВШЭ студия TypeType принимает участие в формировании программы, приглашает студентов на практику  и берет выпускников на работу. 

В Школе дизайна НИУ ВШЭ существует собственная шрифтовая лаборатория HSE Fonts, которая разрабатывает акцидентные шрифты, сотрудничает с дизайн-студиями, брендинговыми агентствами, редакциями СМИ и корпоративными изданиями, а также вариатив «Шрифт», где студенты знакомятся со шрифтовым дизайном, а по итогу создают собственные шрифты. За три года студентами создано несколько шрифтов, которые уже стали популярными в разных городах России и часто используются в афишах, материалах культурных институций, видеоклипах и так далее.

Руководитель направления «Шрифт» и куратор НИУ ВШЭ Артем Рулев показал проекты студентов Школы дизайна и предположил, что сегодняшний зритель проще считывает суть не только в содержании текста, но и в его форме. «Частой задачей типографа является либо усиление сути написанного через форму шрифта и композиции, либо внедрение дополнительных смыслов и контекстов», — заключил спикер.

Андрей Пунин, главный куратор направления «Среда и интерьер», художник, архитектор и член союза архитекторов

Пунин Андрей Андреевич

Петербург как пространство, которое создает контекст, ярко взаимодействует с новыми интервенциями в свою среду. Это удивительное место для экспериментов. Город часто сам привносит новые смыслы, которые автором, возможно, и не  закладывались изначально. Это одна из причин, почему так интересно заниматься дизайном и педагогикой в дизайне, ведь это дает возможность почувствовать себя частью непрерывного культурного процесса

Зрители проявили большой интерес к дискуссии, задавая вопросы о появлении современных актуальных вывесок и сохранении архитектурного наследия, о взаимодействии дизайнеров с городом и профильными ведомствами в части более детальной проработки дизайн-кодов Санкт-Петербурга. 

По итогам дискуссии эксперты выразили надежду, что диалог дизайнеров и города начинается в позитивном ключе, и высказали пожелание вынести проектные предложения на обсуждение профильных комитетов. Руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ в Петербурге Митя Харшак пообещал включить соответствующие теме ТЗ в учебные модули в следующем учебном году.

Посмотреть запись дискуссии можно по ссылке.