«Нужно уметь видеть то малое, что действительно ценно для вас»: интервью с Валерией Лехнер
Валерия Лехнер выпустилась из Питерской Вышки в 2019 году. Она училась на филолога, а после выпуска нашла себя в рекламной сфере и сейчас работает арт-директором в крупном коммуникационном агентстве Friends Moscow. В материале — история поиска себя, первый рабочий опыт и пожелания тем, кто только-только выходит на рынок труда.
Про поступление в Питерскую Вышку и учебу на «Филологии»
В подростковом возрасте я хотела быть журналистом и мечтала учиться в СПбГУ на журфаке. Но туда получилось поступить только на очно-заочное. Мне это не подходило, поэтому решила рассматривать другие варианты — не только журналистику, но и филологию.
Моя подруга поступала на «Политологию» (с 2016 года — «Политология и мировая политика») в Питерскую Вышку и привела меня с собой в приемную комиссию, которая тогда еще располагалась на улице Союза Печатников. Давно это было. Мне все сразу понравилось, и уже при подаче документов я подписала договор со скидкой 70 % на обучение.
В 2015 году «Филология» в Питерской Вышке только открылась — мой набор был самым первым. Было непонятно, чего ожидать от учебы. Но уже в первый год я втянулась — мне понравилась атмосфера Вышки, ее преподаватели. Все сомнения улетучились, и я перестала думать о журфаке.
Во время обучения я нашла фулл-тайм работу, университет отошел на второй план и стал, скорее, моим хобби — я с удовольствием писала эссе по теории литературы, а в свободное время занималась внеучебкой. Я была и куратором, и в СДС. И там и там организовывала мероприятия. Тогда мне казалось, что в будущем я буду заниматься ивент-менеджментом. Это широкая с точки зрения задач сфера: там есть и менеджмент, и коммуникация, и креатив, и многое другое.
Про поиски себя и первый опыт работы
В университете я успела попробовать много всего и по-настоящему рада этому. Было время, когда мне хотелось получить PhD по филологии и преподавать в вузе, потом хотелось заниматься астрофизикой — все это, конечно, не было всерьез. В моменте метания не помогали найти себя, но, как я позже поняла, заметно сузили дальнейшие поиски. Попробовав разное, я стала лучше понимать себя.
Работать я начинала с позиции арт-менеджера в ресторанной сфере. По сути была ассистентом арт-директора, который работал одновременно на 14 ресторанов Петербурга. Он сам придумывал идеи, которые нужно было реализовывать, и задавал визуальное направление. А я занималась всей операционкой внутри одного заведения: рисовала афиши, ездила в типографии, проводила мероприятия, отбирала людей в команду, занималась продвижением. Эта работа помогла мне закрепиться в сфере.
После работы в ресторане я перешла в коммуникационное агентство Setters на позицию контент-менеджера. Работала с продакшеном и задавала визуальное направление фото- и видеосъемкам. Переводила клиентский запрос на продюсерский язык, то есть помогала продюсеру посмотреть на запрос клиента глазами визуализатора. Спустя полтора года стало понятно: то, чем я занимаюсь, — это арт-дирекшен. Меня перевели на новую должность, где я начала заниматься съемкой видеороликов и различными рекламными активациями, а также впервые поработала в паре с копирайтером.
Про навыки, которые помогли на старте карьеры
В Вышке я научилась писать тексты, объяснять и презентовать свои идеи. Навык презентации, особенно в студенчестве, кажется абсурдным, но в работе он часто оказывается очень полезным. Плюс я научилась выстраивать коммуникацию с разными людьми, находить полезные знакомства, планировать и грамотно распределять свое время. Базовые навыки дизайна заложились, когда я собирала простейшие креативы для групп «ВКонтакте».
Про настоящее и работу в месте, где в тебя верят
Сейчас я работаю арт-директором в рекламном агентстве Friends Moscow. Для тех, кто не знает, арт-директор в рекламе — креативная единица, человек, который во время создания рекламной кампании придумывает и следит за визуальным воплощением идей: за тем, как будут выглядеть видеоролики, каким будет ключевой визуальный образ. Я часто собираю идеи руками, а потом передаю дизайнерам на техническую сборку и доработку анимаций.
Я работаю в паре с копирайтером — это классическая агентская схема, которой и мы во Friends придерживаемся. Вместе мы придумываем рекламные ролики, интеграции, спецпроекты, активации — все-все: от рекламы 360 до небольших диджитал-проектов.
Friends — довольно известное на рекламном рынке агентство, здесь работают сильные креативные специалисты. Мне очень нравится моя работа за структурность и общее понимание целей — каждый сотрудник знает свои задачи и понимает, зачем их выполнять, где это полезно. Во Friends все очень четко и аккуратно выстроено. Еще мне нравятся мои проекты — за восемь с небольшим месяцев работы мое портфолио значительно расширилось.
Пожелания тем, кто на пороге карьерных начинаний
Выпускаться из любого университета сложно. Мой кризис самоопределения пришелся на период после выпуска. Он случился, потому что в какой-то момент рынок труда стал заметно молодеть. Наверное, вы тоже это заметили. Мне начало казаться, что если я не нашла себя до условных 23 лет, я пропала. Это, конечно же, не так. Для себя я решила не заглядываться на чужие истории суперуспеха, а вместо этого пробовать разное и не бояться начинать сначала. Не нужно ограничивать себя своим образованием или еще чем-то. Так случается, что интересы и вкусы меняются — нужно просто вовремя это осознавать и менять траекторию своего развития.
Вышка — это университет, который позволяет перепробовать многое и найти те вещи, которые доставляют вам удовольствие. Их может быть не так много, но нужно уметь видеть то малое, что действительно ценно для вас.
Валерия Лехнер
Выпускница ОП «Филология» 2019-го года, арт-директор в Friends Moscow