Дай пять: что советует почитать Сергей Деркачев
Чтобы найти свое дело, полезно смотреть на тех, кто уже получает удовольствие от своей работы. В литературе таких примеров — бесчисленное множество, особенно в научной фантастике. Какая книга дает точное представление о жизни ученого, что почитать у братьев Стругацких и у кого выходили книги и о Викторе Цое, и о научной работе — рассказывает Сергей Деркачев, профессор базовой кафедры Математического института имени В. А. Стеклова в Питерской Вышке.
Аркадий и Борис Стругацкие, «Далекая Радуга» и «Жук в муравейнике»
Довольно сложно сформулировать, почему ты вдруг остановился на улице, впервые услышав какую-то песню или мелодию, или не можешь отойти от картины в музее. Эти две повести Стругацких на меня произвели именно такое впечатление.
«Далекая Радуга» — повесть о судьбе планеты, на которой живут и работают «физики-нулевики», и одновременно о том, как могут вести себя люди в практически безнадежной ситуации. Вот слова, которые говорит Горбовский, обращаясь к детям: «Игры кончились, мальчики и девочки, перед вами жизнь, какой она бывает иногда, — к счастью, редко».
«Жук в муравейнике» — вторая повесть из трилогии о Максиме Каммерере. Основная тема — сверхцивилизация странников, следы которой обнаруживаются вне Земли. Структура произведения чем-то похожа на «Мастера и Маргариту», это роман в романе. Роль той самой книги Мастера играет дневник Абалкина — отчет об экспедиции на планету, спасенную странниками.
Александр Житинский, «Эффект Брумма»
Это произведение относится к раннему периоду творчества Житинского. Потом он написал еще много чего интересного, в том числе и книгу о Викторе Цое. Удивительного в этом мало — сам писатель родом из Петербурга.
«Эффект Брумма» рассказывает о человеке, который увлечен своей работой.Мне в этом же контексте всегда вспоминается «Понедельник начинается в субботу» тех же Стругацких.
Главные действующие лица в повести — младший научный сотрудник Петя Верлухин и самоучка-ученый из деревни Фомич. Было там забавное письмо Фомича Верлухину, приведу цитату: «Здравствуй, Петр Петрович! Спешу поделиться радостью. Плазма у меня пошла. Бился всю зиму. Пошла, родимая! Вчера растопил печь березовыми полешками, угольку добавил и выскочил на улицу. Смотрю, а над трубой в магнитной ловушке — голубой шарик! Висит, стервец, как звездочка или планета, и потрескивает чуток. Я чуть на заплакал от радости. Долго висел. Я снежок слепил и запустил в него. Тут он и взорвался. Полное небо искр».
Синклер Льюис, «Эроусмит»
С моей точки зрения, в этом романе правильно, без прикрас и громких слов описаны психология ученого и атмосфера научной работы. Насколько я понимаю, Синклер Льюис дружил с Полем де Крюи, автором «Охотников за микробами». Для меня эти книги стоят в одном ряду с «Двойной спиралью» Уотсона и произведениями знаменитого физика Ричарда Фейнмана.
Виктор Пелевин, «Затворник и Шестипалый»
С моей точки зрения, романы Пелевина очень неоднородные. Иногда в них встречаются просто гениальные куски, но не все страницы между этими бриллиантами дотягивают до такого уровня. И все-таки, если собрать эти самые сокровища и объединить нужным образом, получится повесть «Затворник и Шестипалый».
Классика: Герман Гессе, «Игра в бисер» и Федор Достоевский, «Идиот»
Глупо что-то говорить об этих книгах, они давно уже «ушли в вечность». Остается лишь советовать тем, кто пока не добрался. Что касается Гессе, то мой личный опыт показывает, что его не стоит читать запоем, как детектив. Тут нужна строгая дозировка.
Деркачев Сергей Эдуардович
Базовая кафедра Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В.А. Стеклова РАН: Профессор