• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дай пять: что советует почитать Сергей Деркачев

Чтобы найти свое дело, полезно смотреть на тех, кто уже получает удовольствие от своей работы. В литературе таких примеров — бесчисленное множество, особенно в научной фантастике. Какая книга дает точное представление о жизни ученого, что почитать у братьев Стругацких и у кого выходили книги и о Викторе Цое, и о научной работе — рассказывает Сергей Деркачев, профессор базовой кафедры Математического института имени В. А. Стеклова в Питерской Вышке.

Дай пять: что советует почитать Сергей Деркачев

Фото из личного архива Михаила Арсеньевича Семенова-Тян-Шанского

Аркадий и Борис Стругацкие,  «Далекая Радуга» и «Жук в муравейнике»

Довольно сложно сформулировать, почему ты вдруг остановился на улице, впервые услышав какую-то песню или мелодию, или не можешь отойти от картины в музее. Эти две повести Стругацких на меня произвели именно такое впечатление.

«Далекая Радуга» — повесть о судьбе планеты, на которой живут и работают «физики-нулевики», и одновременно о том, как могут вести себя люди в практически безнадежной ситуации. Вот слова, которые говорит Горбовский, обращаясь к детям: «Игры кончились, мальчики и девочки, перед вами жизнь, какой она бывает иногда, — к счастью, редко». 

«Жук в муравейнике» — вторая повесть из трилогии о Максиме Каммерере. Основная тема — сверхцивилизация странников, следы которой обнаруживаются вне Земли. Структура произведения чем-то похожа на «Мастера и Маргариту», это роман в романе. Роль той самой книги Мастера играет дневник Абалкина — отчет об экспедиции на планету, спасенную странниками.

Александр Житинский,  «Эффект Брумма»

Это произведение относится к раннему периоду творчества Житинского. Потом он написал еще много чего интересного, в том числе и книгу о Викторе Цое. Удивительного в этом мало — сам писатель родом из Петербурга.

«Эффект Брумма» рассказывает о человеке, который увлечен своей работой.Мне в этом же контексте всегда вспоминается «Понедельник начинается в субботу» тех же Стругацких.

Главные действующие лица в повести — младший научный сотрудник Петя Верлухин и самоучка-ученый из деревни Фомич. Было там забавное письмо Фомича  Верлухину, приведу цитату:  «Здравствуй, Петр Петрович! Спешу поделиться радостью. Плазма у меня пошла. Бился всю зиму. Пошла, родимая! Вчера растопил печь березовыми полешками, угольку добавил и выскочил на улицу. Смотрю, а над трубой в магнитной ловушке — голубой шарик! Висит, стервец, как звездочка или планета, и потрескивает чуток. Я чуть на заплакал от радости. Долго висел. Я снежок слепил и запустил в него. Тут он и взорвался. Полное небо искр».

Синклер Льюис, «Эроусмит»

С моей точки зрения, в этом романе правильно, без прикрас и громких слов описаны психология ученого и атмосфера научной работы. Насколько я понимаю, Синклер Льюис дружил с Полем де Крюи, автором «Охотников за микробами». Для меня эти книги стоят в одном ряду с «Двойной спиралью» Уотсона и произведениями знаменитого физика Ричарда Фейнмана.

Виктор Пелевин, «Затворник и Шестипалый»

С моей точки зрения, романы Пелевина очень неоднородные. Иногда в них встречаются просто гениальные куски, но не все страницы между этими бриллиантами дотягивают до такого уровня. И все-таки, если собрать эти самые сокровища и объединить нужным образом, получится повесть «Затворник и Шестипалый».

Классика: Герман Гессе, «Игра в бисер» и Федор Достоевский, «Идиот»

Глупо что-то говорить об этих книгах, они давно уже «ушли в вечность». Остается лишь советовать тем, кто пока не добрался. Что касается Гессе, то мой личный опыт показывает, что его не стоит читать запоем, как детектив. Тут нужна строгая дозировка.