«Моя работа — это не просто писать код на Java»: Екатерина Шелухина о мастерской Инженерно-математической школы НИУ ВШЭ и VK
Екатерина Шелухина заканчивает 4-й курс программы «Прикладная математика и информатика». Осенью она прошла отбор в проектную мастерскую Инженерно-математическую школу — совместного образовательного проекта НИУ ВШЭ и VK. Там она занимается интерфейсом Robbi, платформы машинного обучения. Студентка поделилась впечатлениями от проекта и поездки в Москву.
Отборочный этап
Осенью была большая встреча студентов с сотрудниками VK. Там и презентовали мастерскую по виртуальным платформенным решениям. Нам объяснили суть проекта, над какими задачами предстоит работать — и я заинтересовалась. Но дополнительной мотивацией для меня стало то, что проект можно использовать для дипломной работы.
Во время презентации всем желающим дали ссылку на тестовое задание. Внутри были, в основном, базовые вопросы по Java, алгоритмам и структурам данных. Поскольку я на четвертом курсе, мне было легко. Похожие вопросы мы уже разбирали на занятиях во время учебы. Дальше по результатам теста было собеседование с сотрудником «Одноклассников» и с Алексеем Зубаковым, нашим наставником от Вышки.
Отборочный этап занял около двух недель. Когда я узнала, что попала на проект, то испытала облегчение. Как минимум у меня появилась тема дипломной работы, ничего не надо придумывать. К тому же с реальными проектами всегда интереснее.
Работа над проектом
Мы разрабатываем клиентский веб-сервис для платформы машинного обучения Robbi, которая относится к «Одноклассникам». Цель этого проекта — облегчить работу с контентом для бизнеса: фильтровать спам, распознавать образы на картинках, отсеивать недопустимое.
Для меня Robbi — не первый прикладной проект. Я уже писала игру на C++ и плагин для среды разработки Intellij IDEA. А в прошлом году создала хитрый алгоритм для записей Zoom. Он искал начало и конец записи, а потом обрезал ролик. Очень удобно, если нужно выкладывать лекции и вебинары.
В этом проекте участвовали пять студентов, включая меня. Один человек полностью отвечал за бэкенд: составлял запросы и придумывал интерфейс, чтобы пользователь мог пройти по всем действиями и получить все данные от облачной платформы. Я взяла на себя интерфейс и его связь с бэкендом. Попросить помощи можно было всегда — у Руслана, наставника от VK, или Алексея Зубакова. Но мы и сами внутри команды друг другу помогали.
Моя работа — это не просто писать код на Java. Нужно было также разобраться, каким параметрам модели понадобится настройка. Потом необходимо составить интерфейс под пользователя и включить туда разные параметры с учетом типов контента. Например, пользователю захочется увеличить базу данных с изображениями. Тогда он начнет добавлять на исходную картинку шумы или поворачивать ее. Нужно учесть все его действия и составить алгоритм — желательно так, чтобы пользователю не пришлось ничего кодить.
На проект уходит около 20 часов в неделю, и за работу мне платят хорошие деньги — как многим стажерам на частичной занятости. Благодаря мастерской я научилась настраивать модели машинного обучения и связь между разными приложениями сервиса. Узнала, как создавать интерфейс для веб-сервисов по заранее созданным макетам дизайна. Также я своими глазами увидела, как важно учитывать действия пользователей: тогда будет легче писать no code алгоритмы.
Насколько велика роль учебы на таких проектах — сложно описать. По сути, меня научили программировать на «Прикладной математике и информатике». Проекты становятся практикой для той теории, которая уже хорошо известна. Сложностей с ними не возникает.
Самый яркий момент
Больше всего за время проекта мне запомнилась поездка на сутки в Москву. Утром приехали, днем пришли в корпус Вышки на «Демо-день», вечером — обратно. Билеты на поезд оплатил VK.
На самом «Демо-дне» все мастерские презентовали свои проекты, наша команда — в том числе. Было интересно увидеть, как работают другие команды и какие проекты они создали. Мы внимательно присматривались к технологиям и подходам, которые ребята использовали для своих задач. Во время кофе-брейка удалось пообщаться с другими командами, узнать их мнение о нашем проекте, а также задать вопросы руководителям и экспертам.
Польза и планы
Мне кажется, мастерская идеально подойдет новичкам в программировании. Это проще, чем совмещать с работой. Берешь подзадачу из реального проекта, да и получить оффер вполне реально. Нас вот в VK уже несколько раз спрашивали, хотим ли мы попасть в команду.
Параллельно с проектом я работаю в Ozon — отвечаю за приложение в пунктах выдачи заказов. Попала туда через курсы от компании, меня пригласили на стажировку, а когда сотрудничество оказалось удачным — мне предложили позицию младшего разработчика. Самым интересным во время стажировки было то, что мою работу над задачами никак не ограничивали. Наоборот, я свободно бралась за ответственные дела! Не было никаких ненужных задач, все для людей и с пользой. Из самых интересных задач — подключение сервиса для аналитики и оптимизация загрузки файлов.
После бакалавриата для меня есть несколько вариантов. Можно и дальше совершенствовать технические навыки, остаться в разработке. А можно развиваться в менеджменте, управлять проектами в IT. Я пока склоняюсь ко второму варианту — это направление интересует меня больше всего.
Подробнее о проекте можно прочесть здесь.
Зубаков Алексей Васильевич
Департамент информатики: Приглашенный преподаватель