Две квалификации, проекты с 18 компаниями и учеба на английском: главное о международном бакалавриате по бизнесу и экономике
Программа «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» открыта в Питерской Вышке уже год. На ней можно изучать одновременно экономику и менеджмент на английском языке. В реализации программы участвуют корпоративные партнеры: VK, «Газпром», «Сбер» и другие. Как устроен учебный процесс на программе — рассказывает Виктор Кракович, ее академический руководитель.
— Первый набор программы — уже рекордный, почти 500 человек. Какие у вас впечатления?
— К нам пришли очень яркие и талантливые ребята, это сразу видно. У каждого свои интересы, и за счет этого учиться еще интереснее.
Хотя людей много, организационных сложностей у нас нет. Семинарские занятия проходят в группах по 30 человек, поэтому каждый студент может задать вопрос о том, что его интересует. На лекциях народу побольше, от 80 до 240 человек, но там надо в основном вести конспект и слушать преподавателей. Нам такие масштабные лекции тоже выгодны: это значит, мы можем приглашать самых лучших преподавателей, не размениваться и не идти на компромиссы.
Один на один со сложными темами мы тоже никогда не оставляем. Если видим, что ребятам сложно, то предлагаем консультации или дополнительные материалы для подготовки. И сам я всегда открыт для студентов: всегда готов пообщаться и ответить на любые вопросы. Так что ни один студент не теряется, на программе видно всех.
Для проектной деятельности и вовсе хорошо, что студентов так много. Ребята смогут выбирать из наибольшего количества узких задач и работать с теми, кто увлечен общим делом.
— Программа «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» включает в себя два направления подготовки. Расскажите, пожалуйста, как это работает?
— Наши студенты действительно могут получить две квалификации: и по экономике, и по менеджменту. В дипломе о высшем образовании их тоже будет две. При этом, если студент захочет сосредоточиться только на одном направлении, такая возможность существует.
Первые два года все студенты учатся вместе. Учебный план построен так, чтобы показать тесную связь между экономикой и менеджментом. Экономика — наука о том, как найти новые возможности для бизнеса, менеджмент — как их организовать. Проводить такое разделение — значит, ограничивать свои возможности. Зачем, если можно, наоборот, улучшить свои шансы на рынке труда? Менеджер, который умеет работать с данными, эффективнее того, кто просто хорошо работает в команде. Точно так же и с экономистом, который не только считает гениально, но и знает, как организованы процессы в компании. Сочетание этих навыков — выигрышное.
Для наших абитуриентов разница между экономикой и менеджментом тоже была невелика: раньше они чаще всего подавали документы на обе программы. Сейчас им можно не делать выбор на этапе поступления. Они поучатся, поймут, что им нужнее, и уже потом решат, на чем сосредоточить внимание.
— Первые два года программа одинакова для всех. Как образование станет более индивидуальным?
— Студентам предстоит выбрать профессиональный трек. Сейчас их четыре штуки, но количество может меняться в зависимости от ситуации на рынке труда. Сейчас планируются треки по менеджменту, науке о данных в экономике, управлению компанией на основе данных и финансам.
На третьем и четвертом курсах каждый модуль будут предметы по выбору. Они организованы по тематическим корзинам: есть дисциплины по маркетингу, HR, анализу данных, учету, управлению продуктом. То есть, схема такая: студент берет базовый трек по наиболее близкому направлению и уточняет карьерную траекторию с помощью предметов по выбору. Например, если хочется работать с командами, можно взять управленческий трек и дисциплины по маркетингу. На выходе у студента уже будет готовая профессия.
— Что программа может предложить олимпиадникам?
— Прежде всего, группу повышенной академической нагрузки — там можно углубленно изучать математику, экономику, бизнес-аналитику и стратегический консалтинг. Олимпиадники могут попасть в эту группу вне конкурса, остальным нужно проходить отбор.
Еще можно поучаствовать в программе менторства. Ее суть такова: топ-менеджеры или сотрудники компаний, занимающие высокие должности, становятся наставниками для олимпиадников. Общаться с опытными людьми из интересной сферы вообще полезно. Из разговора с ними проще разобраться в своих целях и понять, как к ним можно прийти. Дальше, исходя из такого общения, можно построить стратегию собственного обучения и выбрать предметы таким образом, чтобы путь к желанной карьере был проще.
— Программа позиционируется как англоязычная. С чем это связано?
— Наши студенты могут с самого начала полностью учиться на английском языке. Но если захочется, то на первом и втором курсах разрешено изучать предметы по математике и экономике на русском языке. Управленческие дисциплины сразу идут на английском.
Зачем это нужно? Прежде всего, для карьеры. Важно, чтобы студенты привыкали работать на английском — писать отчеты, проводить презентации, пользоваться англоязычными базами данных. Англоязычных данных значительно больше, а когда объем данных больше, то и результаты будут репрезентативнее.
Во-вторых, знать какой-то предмет — значит, понимать его язык и то, как его применять в бизнесе и науке. Поскольку Вышка — национальный исследовательский университет, то важно приобщать студентов к общемировой научной традиции. Без английского языка понимать истоки современного менеджмента и экономики невозможно. Я сам преподаю теорию финансов — и на английском она яснее.
И самое забавное наше открытие, что английский язык — это индикатор личных вложений человека в свое образование. Те, у кого высокие баллы ЕГЭ по английскому языку, потом хорошо сдают у нас линейную алгебру и матанализ. Иногда даже лучше ребят с высокими баллами по математике! Так что если можно создать мотивированное сообщество с помощью английского языка, мы будем это делать.
— Какие международные возможности предлагает программа?
— Студенты по-прежнему могут учиться по обмену в зарубежных университетах — главное, пройти отбор. Но это не так сложно, на мобильность попали 42 человека с нашего факультета.
— Как программа работает с партнерами?
— Учебный план каждого курса включает в себя совместные мероприятия с работодателями. На первом году обучения мы реализуем курсовой проект по SWOT-анализу. Это первое знакомство студентов с компаниями-партнерами. Задачи для студентов предложили 18 компаний — там и консалтинг, и производство, и IT-сектор, и организации в сфере культуры.
Уже сейчас 60 студентов работают над проектами компании VK. Ребята будут помогать в развитии Skillbox, «Ответов Mail.ru» и других сервисов компании.
Большой работодатель в Петербурге — это «Газпром», у них здесь штаб-квартира, и мы заинтересованы в том, чтобы ребята могли реализовывать проекты с этой компанией. Еще студенты поработают со «Сбером», Setl Group, Tele2, «Буквоедом», «Воздушными Воротами Северной Столицы», Александринским театром и Музеем Фаберже. Работаем мы и с бывшими компаниями «большой четверки», которые сейчас ведут деятельность под местными брендами. Там сейчас идет исследование об их восприятии как работодателей.
За время учебы студенты смогут поработать над проектами с несколькими значимыми компаниями. Это поможет выбрать наиболее подходящую фирму и вакансию для стажировки и дальнейшей работы.
— Как вы планируете развивать программу дальше?
— Прежде всего, нам хочется больше партнерств — с зарубежными университетами и российскими компаниями, мы уже предприняли шаги в этом направлении. Расширять возможности для участия студентов в научной жизни, которая тоже не стоит на месте: в январе на факультете открылся Центр стратегического предпринимательства под руководством Галины Широковой. Там очень сильная научная группа, она будет изучать стратегический менеджмент и предпринимательское мышление, которое так ценят в Вышке. Еще у нас сейчас довольно много исследований по экономике культуры. Проектами с Александринским театром сейчас руководит Марина Матецкая. Думаю, со временем их станет еще больше — тем более, на факультете есть магистратура по менеджменту в индустрии впечатлений. Также у нас работают Центр теории рынков и пространственной экономики под руководством Сергея Коковина и Международная лаборатория теории игр и принятия решений под руководством Александра Нестерова.
— Что нужно, чтобы поступить на программу?
— Для начала — подать документы. Нужно сдать ЕГЭ по профильной математике, русскому и иностранному языку минимум на 60 баллов за каждый предмет. Многие приходят к нам по олимпиадам, так что я советую ознакомиться с перечнем — вдруг ваша подходит для того, чтобы поступать было проще. И конечно, приходите на День открытых дверей 9 апреля, будем знакомиться. Таков путь!Коковин Сергей Гелиевич
Центр теории рынков и пространственной экономики: Заведующий центром
Кракович Виктор Валерьевич
Департамент финансов: Доцент
Матецкая Марина Владимировна
Департамент менеджмента: Доцент
Нестеров Александр Сергеевич
Международная лаборатория теории игр и принятия решений: Заведующий лабораторией
Широкова Галина Викторовна
Центр стратегического предпринимательства: Директор центра