«Волонтерство — это не про музей, а про общение»
Ирина Френкель, выпускница образовательной программы «История», уже второй год работает координатором волонтеров в Центральном выставочном зале «Манеж». Она помогает людям разного возраста стать частью команды музея. Волонтеры не только дежурят в зале как смотрители, но и проводят экскурсии, арт-медиации. Про работу Ирины в «Манеже», волонтерство и инклюзивные программы музея — в интервью с выпускницей.
— Как вы попали в «Манеж»?
— Последний год учебы в университете я была волонтером в «Манеже», хотела пойти туда даже гораздо раньше. Это место всегда было моим самым любимым в городе. Большую часть времени я была там как посетитель, а летом после третьего курса решила, что можно пойти и все же заняться волонтерством.
После отработанных трех выставок уже на четвертом курсе я поговорила с Ириной Левашовой — на тот момент она была единственной сотрудницей, которая занималась волонтерами, — и предложила ей свою помощь. Тогда я не думала, что это приведет к какой-то работе. В итоге, сразу после окончания университета я прошла стажировку, и уже с осени начала работать в «Манеже» официально. Волонтерство позволило мне понять, что подобная практическая деятельность — то, что мне интересно. До третьего курса я думала, что выберу академическую карьеру. Говорят, есть «кризис третьего курса», когда начинаешь сомневаться в том, чем занимаешься, у меня тогда тоже появились сомнения. Скажу честно, я хочу когда-нибудь вернуться в академию. Но на четвертом курсе я поняла, что очень хочу общаться с людьми и видеть какой-то практический результат своей деятельности.
Мне нравится работать с людьми. Я не могу быть человеком, который сидит в офисе за компьютером и не общается с окружающими. Какие-то организаторские навыки у меня были всегда. Но до этого, конечно, опыта организации таких больших групп у меня не было. Скорее это все развивалось постепенно, когда я уже пришла в «Манеж».
Сейчас у меня есть еще несколько подработок в других институциях. Я провожу медиации в Доме радио. Иногда приглашают в другие места, но это происходит более стихийно. Основным место работы все же является «Манеж».
— В чем заключается ваша работа в «Манеже»?
— Я работаю на должности администратора. Встречать гостей, следить за порядком в зале, контролировать работу других служб — это мои обязанности. Но так как изначально меня брали на должность координатора волонтеров, в основном я работаю с волонтерами: обучаю, составляю расписание их работы, провожу специальные мероприятия.
Волонтерское движение у нас очень большое. Каждый день нам помогает около тридцати ребят, всего за выставку у нас участвует около двухсот волонтеров. Их встречают с большой благодарностью: они к нам приходят, включаются в деятельность «Манежа» не только как посетители, но и как действующие лица, которые помогают проводить выставки. Всем волонтерам надо рассказать о текущей экспозиции, об устройстве «Манежа» и музейной сферы в целом.
— В чем главная сложность вашей работы?
— Всегда хочется иметь какой-то готовый ответ на все вопросы сразу. Но в работе с людьми всегда нужен индивидуальный подход. Это то, чему я продолжаю учиться как в работе с волонтерами, так и с посетителями. Ты всегда разгадываешь человека.
Очень важно слышать посетителей и найти нужные слова, потому что они приходят с разным бэкграундом. Иногда это профессора, доктора наук и, кажется, что они все знают. Иногда приходят люди, которые не очень разбираются в искусстве. И это тоже абсолютно нормально. Важно уметь работать и с теми, и с другими, подстраиваться под их запросы.
— Как бы вы описали портрет современного волонтера? Какие ребята чаще всего приходят?
— Так как я работаю в сфере культурного волонтерства, могу говорить только про тех, кто работает в музее на выставках. Основная масса — это все же студенты и те, кто недавно окончил университет, не успел погрузиться полностью в основную работу. Такие ребята очень замотивированы узнать, что происходит в музеях, как их жизнь устроена изнутри. И я надеюсь, это именно то, что мы можем дать.
Часто ребята замечают, что после нескольких смен в качестве волонтера, смотришь на выставку иначе. Посетитель приходит в незнакомое пространство, пробегается по нему и скорее всего больше не возвращается. Но когда ты волонтер, то, как минимум, на протяжении четырех смен смотришь на выставку, вглядываешься в картины и общаешься с посетителями. Когда ты занимаешь позицию рассказчика, это совсем другое восприятие выставки.
Еще во многом волонтерство — это не про музей, а про общение с посетителями, другими волонтерами, сотрудниками. Ребята, которые к нам приходят, хотят обрести для себя такой круг общения. Волонтеры у нас приходят из разных сфер: большая часть — с гуманитарным образованием, но все же есть и совсем другие специальности.
Все кроется в природе волонтерства. По большей части приходят люди, которые изначально настроены на то, что эта деятельность не для материальной выгоды. Мы начинаем всегда с общего согласия, что мы делаем все это для себя и добровольно. Случаи контроля за дисциплиной, на самом деле, очень редкие. Но, например, есть и те, кто приходят к нам на практику от университета. И тогда видна разница между «должен» и «хочу». Но такие проблемы тоже немногочисленны. Чаще всего у нас прекрасные практиканты.
— «Манеж» сотрудничает и с движением «серебряных волонтеров». Можете рассказать о нем подробнее?
— «Серебряные волонтеры» — это отдельная организация, которая помогает обрести новое дело людям, которые выходят на пенсию. Так как большинство волонтеров более старшего возраста к нам приходят именно из этой организации, все они невероятно замотивированные женщины (так получилось, что мужчины пока к нам не приходили). У этих людей большой волонтерский опыт, они ездили чуть ли не по всей России на разные мероприятия.
Мне кажется, что общение с ними очень важно. Часто мне греет душу то, как у нас все волонтеры коммуницируют вместе: школьники, студенты, небольшое количество волонтеров тридцати-сорока лет, рассматривающих работу в «Манеже» в качестве хобби, и «серебряные». Это потрясающий обмен опытом. Люди с разным бэкграундом могут создать что-то очень полезное и хорошее вместе.
— Какие инклюзивные программы реализует «Манеж»? Как взаимодействует с людьми с инвалидностью? Как в этом задействованы волонтеры?
— В «Манеже» есть сотрудники, которые занимаются развитием такого рода программ. Мы работаем с людьми и с физическими, и с ментальными особенностями. Все программы разрабатываются совместно с представителями фондов, благотворительных организаций, НКО, например, «Простые вещи», «Антон тут рядом» и другими. Сотрудничаем также с организациями, которые работают с неслышащими, незрячими людьми. Перед каждой выставкой мы организуем встречи для волонтеров, на которых рассказываем, как взаимодействовать и помогать посетителям с особенностями.
На прошлой выставке у нас было обширное сотрудничество с фондом «Антон тут рядом». Подопечные фонда не только приходили на экскурсии, но каждую пятницу у них также был клуб сторителлинга, где совместно с нашими сотрудниками и волонтерами ребята учились сочинять и рассказывать истории. Там у нас был постоянный состав волонтеров. Думаю, они получили очень широкий опыт работы с людьми с расстройством аутистического спектра. Обычно волонтеры помогают с организацией инклюзивных мероприятий, например, экскурсий и медитаций. Часто на них используются творческие инструменты, с помощью которых человек легче погружается в выставку: мастер-классы, творческие задания.
— Мы знаем, что сейчас «Манеж» на реэкспозиции. Что вы можете сказать про последние выставки, стала ли какая-то из них особенной для вас?
— Идет второй год работы в «Манеже», и я начинаю видеть какие-то результаты моей деятельности. На последних двух выставках — «Н.Н. живопись и графика из коллекции музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-XXI веков» и «Зерцало» — я вижу результаты того, что пытаюсь вкладывать в community management. Стараюсь делать из волонтеров не просто набор случайных людей, а создавать сообщество.
Я очень радуюсь, когда в соцсетях вижу совместные фото наших волонтеров, они начинают после выставок проводить время вместе. Для меня важно поддерживать разные инициативы. Например, на этих выставках мы начали проводить заключительные вечеринки волонтеров в последние дни работы экспозиций. Мы проводим также разные мастер-классы для волонтеров. Вообще мне очень нравится организовывать именно какие-то закрытые мероприятия для нашего сообщества.
С 22 февраля у нас открылась новая выставка «Первая позиция. Русский балет» об истории и развитии балетного танца. Подробную информацию можно узнать на сайте и наших страницах в соцсетях. И, конечно, будем ждать на ней всех желающих погрузиться в жизнь выставки изнутри и попробовать себя в роли волонтера!
Текст: Саида Ярулина,
студентка 4 курса, ОП «Филология»