• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Работы преподавателей Школы дизайна Питерской Вышки попали на выставку «Манежа» о российском балете

Главный куратор профиля «Среда и интерьер» Андрей Пунин и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Екатерина Филипенко приняли участие в выставке «Первая позиция. Русский Балет». Увидеть экспозицию можно с 22 февраля в ЦВЗ «Манеж».

Работы преподавателей Школы дизайна Питерской Вышки попали на выставку «Манежа» о российском балете

Фото предоставлено «Манежем»

Выставка в «Манеже» рассказывает историю развития и создания балетного танца, а также показывает, как на это влияли сопутствующие исторические события. Из экспозиции можно узнать о судьбе и творчестве знаменитых балетмейстеров, хореографов, композиторов и танцовщиков. Отдельные залы выставки посвящены знаменитым «Русским сезонам» Сергея Дягилева.

На выставке представлены костюмы, скульптуры, живопись, графика, документы, а также личные предметы из 40 музеев, архивов и библиотек Петербурга, Москвы и регионов России. Выставка сочетает классические экспонаты с масштабными мультимедийными и цифровыми инсталляциями.

Куратор профиля «Среда и интерьер» Андрей Пунин и преподаватель Школы дизайна Питерской Вышки Екатерина Филипенко создали для проекта инсталляции-реконструкции балетов «Орфей», «Лебединое озеро», «Корсар», а также портал, посвященный Сергею Дягилеву. Архитектором проекта стала Агния Стерлигова, глава бюро Planet9.

Екатерина Филипенко, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Меня пригласили участвовать в очень интересном проекте, представляющем историю русского балета как уникальное явление мировой культуры. Как иллюстратору мне было очень интересно создавать инсталляции-реконструкции первых балетов, таких как «Орфей», впервые поставленный в Потешных палатах Московского Кремля в 1672 году и первую постановку «Лебединого озера», реализованную в 1894. Мне нравится, когда иллюстрация выходит из печатных изданий в музейное пространство и становится живым средством коммуникации со зрителем. В кинетической инсталляции «Корсар» иллюстрация оживает в буквальном смысле, погружая зрителя в мир механики театрального закулисья. Замечательно, когда внутри сложной командной работы, в которой принимают участие профессионалы высокого уровня из самых разных областей, присутствует легкость, взаимное уважение и предоставление творческой свободы. Выставка получилась очень цельная, несмотря на применение разнообразных экспозиционных приемов.

Агния Стерлигова, соавтор и архитектор проекта, основатель и генеральный директор бюро Planet9

Тема экспозиции уже наталкивает нас на размышление о синтезе искусств. Любая балетная постановка — всегда коллаборация композитора, художника-постановщика, хореографа, танцора. В нашей выставке мы, конечно, опирались на яркую визуальность проекта. Одной из задач стало привлечение к соавторству независимых творческих сил: для нас было очень важно работать с самодостаточными авторами и художниками, чье художественное видение дополняет, улучшает, встраивается в рамку, которую мы задаем. Работа с Катей Филиппенко и Андреем Пуниным стала олицетворением этого принципа, они делали свою часть абсолютно автономно, осуществляя свое авторское высказывание. Так, например, они оживили декорации к балету «Корсар». Это не только творческая работа, но большая инженерная, кинетическая в каком-то смысле часть. Также они реконструировали постановку «Лебединого озера», потрясающе сделали портал, посвященный Дягилеву, в котором умудрились совместить узнаваемые образы из сценографий постановок. В Царской ложе стилистически прослеживается техника, в которой рисует Катя, это очень здорово! Я бесконечно счастлива такому соавторству, у меня самые лучшие впечатления. Как и в балете, в работе над выставкой у каждого была своя солирующая роль. Все это вместе привело к хорошему результату.

Анна Ялова, соавтор концепции, директор ЦВЗ «Манеж»

Балет как вид искусства всегда занимал особое место в нашей культуре. В работе над этой выставкой для нас особенно важно было художественным языком рассказать зрителю историю развития и становления балета в России, останавливаясь на наиболее важных исторических вехах, значимых постановках и выдающихся мастерах.

Выставка «Первая позиция. Русский Балет» продлится до 21 мая 2023 года. По будням выставочный зал работает с 12:00 до 21:00, а по выходным и праздникам — с 11:00 до 21:00. Подробная информация о выставке доступна на сайте.