«Одно из главных наших преимуществ заключается в том, что программа имеет два направления подготовки — менеджмент и экономика»
В следующем учебном году Питерская Вышка открывает новую магистерскую программу «Аналитика данных для бизнеса и экономики». Она объединила опыт двух других программ, создав симбиоз самых сильных и востребованных курсов. О том, кого готовит магистратура, на каких треках смогут учиться студенты и какие soft и hard skills приобретут, рассказывает Наталья Волкова, академический руководитель программы.
Как магистратура «Аналитика данных для бизнеса и экономики» объединила опыт двух программ
Магистерская программа «Аналитика данных для бизнеса и экономики» открывает для абитуриентов в 2023 году свои двери впервые. Она была создана в 2022 году на базе двух магистерских программ: «Менеджмент и аналитика для бизнеса» и «Прикладная экономика и математические методы», реализуемых в Санкт-Петербургской школе экономики и менеджмента. Уникальность этого объединения состоит в том, что студенты смогут получить диплом по одному из двух направлений подготовки — «Менеджмент» или «Экономика», что актуально в условиях быстро меняющегося рынка труда.
Новая программа представляет собой симбиоз самых сильных и востребованных курсов, которые преподаватели будут вести полностью на английском языке. Еще одно преимущество слияния двух программ — усиление поддержки партнеров, которые сотрудничали с нами ранее. Это позволит студентам получить практический опыт уже во время учебы.
В целом, программа «Менеджмент и аналитика для бизнеса» показала интересные результаты. За всю историю ее существования с 2018 года пятеро обучающихся становились победителями конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС). Кроме этого, 21 студент программы становился лауреатом по направлению «Менеджмент» среди студентов магистратуры, а три человека получили такое признание дважды.
Некоторые работы студентов были опубликованы в международных журналах. Например, статья «Using text mining and crowdsourcing platforms to build employer brand in the US banking industry» появилась в научном журнале «Global Business and Organizational Excellence». Исследование подготовили студенты и выпускники программы «Менеджмент и аналитика для бизнеса» — Soman Sajid, Joseph Ato Wilson, Emmanuel Opoku-Asante. В работе анализируется, какие ценности, предлагаемые компаниями (EVP), важны для сотрудников банковской сферы США. Исследование охватило около 11 тысяч отзывов сотрудников банковской сферы на краудсорсинговой платформе Indeed.com, которые в последнее время становятся востребованным инструментом в сфере управления персоналом. Оказалось, что люди охотнее трудоустраиваются в компании, в которых работодатель уделяет внимание балансу между работой и личной жизнью сотрудников, социальной сфере и развитию. В то время как имидж бренда для сотрудников не так важен.
Кроме этого, наши студенты в 2022 году участвовали в третьей международной конференции по большим данным и социальным наукам с докладом «Will Resume Data Tell Stories About Job Skills?».
К двум уже существующим на программе «Менеджмент и аналитика для бизнеса» трекам по маркетингу и управлению человеческими ресурсами мы добавили направление по экономике, которое несомненно усилит кросс-функциональные компетенции выпускников.
Какие есть треки на программе
На программе сформированы три трека. «Анализ потребительского поведения» и «Анализ больших данных в управлении персоналом» соответствуют направлению «Менеджмент». А трек «Экономический анализ данных» — для направления «Экономика».
На треке «Анализ потребительского поведения» студенты научатся анализировать маркетинговые данные: почему приходят и уходят клиенты компании, как предотвратить их отток и как превратить клиента в лояльного и приносящего прибыль. Такие исследования можно делать на основании входящей информации с сайтов и рекламных кампаний, используя различные показатели. Например, стоимость перехода на сайт или лида, проведенное на сайте время, маршруты пользователей или переходы между страницами сайта. Кроме этого, студенты узнают, как работает таргетированная реклама и как оптимизировать маркетинговые расходы по различным каналам.
Второй трек «Анализ больших данных в управлении персоналом» — про сферу HR и работу с командой. Студенты узнают, как внедрять цифровые HR-технологии и методы, которые ориентированы на управление мотивацией и процессом самообучения сотрудников (self-directed learning), а также принимать решения, например, о карьерном продвижении сотрудника, на основе анализа качественных и количественных данных. В сфере управления человеческими ресурсами (HR) есть такой показатель, как текучесть персонала или сколько человек, как часто и по каким причинам, увольняются из компании. Задача аналитика в этой области — определить факторы, которые влияют на решение сотрудника остаться или уйти из организации. Это могут быть социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование), местоположение компании или личностные особенности сотрудника.
Трек «Экономический анализ данных» подойдет для тех, кто готов много времени уделять математическим и экономическим методам. На треке готовят аналитиков, способных строить аналитические модели для бизнеса, изучать спрос и анализировать данные о закупках, аукционах, ценовых экспериментах, поведении клиентов в интернете.
Кого вы ждете на программе
Целевая аудитория нашей программы — абитуриенты, которые планируют заниматься аналитикой данных в компаниях, а также хотят получить комплексное образование в области менеджмента и экономики.
На программе студенты изучают статистику не с нуля. Поэтому абитуриент должен иметь высшее образование STEM-профиля или в области экономики или менеджмента, а также мотивацию работать с цифрами и большими данными.
Слушателей на программу могут направлять компании, заинтересованные в повышении квалификации своих сотрудников в области анализа больших данных. В этом случае работодателем могут быть поставлены задачи, которые студент реализует в ходе подготовки проекта, курсовой работы или магистерской диссертации.
Какие у программы преимущества
На мой взгляд, одно из главных наших преимуществ заключается в том, что программа имеет два направления подготовки — менеджмент и экономика. Благодаря этому у студентов развиваются кросс-функциональные компетенции и появляется свобода выбора. На первом курсе все предметы будут одинаковыми — это значит, что и менеджмент, и экономика представлены в равной мере, а вот уже со второго года обучения начнется специализация. Если в бакалавриате студент изучал менеджмент, то у него будет возможность погрузиться в экономику, и наоборот.
Еще одна особенность программы — обучение на английском языке. Постоянная языковая практика поможет обучающимся подготовиться к продолжению карьеры в компаниях, где английский язык является корпоративным. Поэтому абитуриенту нужно владеть английским языком на уровне В1-B2. Кроме того, примерно 30% абитуриентов поступают к нам из зарубежных стран, и это довольно устойчивая тенденция. Соответственно, во время обучения развиваются такие социальные навыки, как сотрудничество и установление деловых связей с представителями разных культур.
Дополнительная цель программы — дать возможность тем, кто заинтересован в развитии академической карьеры, глубже понять это направление. Для этих целей студенты смогут выбрать три дисциплины, ориентированные на данную область. После завершения обучения выпускники смогут продолжить личностное развитие, поступив в аспирантуру или на программы PhD в зарубежные университеты.
Какие soft и hard skills приобретут студенты
Что касается профессиональных навыков — выпускники будут владеть продвинутыми методами аналитики (Google IQ, Yandex Metrica Expert), а также инструментами визуализации (Power BI, Yandex DataLens, Excel). Помимо этого — освоят методы машинного обучения для анализа текстов и статистической обработки данных. Они важны при выстраивании системы сквозной аналитики или сложных маршрутов, которые приводят человека к определенному выбору.
Из социальных навыков мы ориентируемся в первую очередь на развитие умения работать в команде. Во время учебы будет несколько проектов, где студентам нужно решить реальную бизнес-задачу. Работать над ней в одиночку сложно, а значит, студенты будут учиться работать в команде и выстраивать сети деловых коммуникаций. Кроме того, через обсуждение различных бизнес-кейсов и практических задач будут развиваться критическое мышление и креативность. Также у студентов будет возможность провести семестр в зарубежном вузе-партнере, что полезно для понимания кросс-культурных различий и коммуникации в международной среде.
Как будет выстроена проектная работа
Важной частью образовательного процесса является проектная работа. Например, сейчас мы обсуждаем с аэропортом Пулково такие проекты для наших студентов, как продвижение парковок, фаст-треков и бизнес-салонов. Также программа сотрудничает с консалтинговыми компаниями Analytic Research Group и SBS Consulting, которые предлагают студентам разрабатывать стратегии по развитию бизнеса в другом регионе или электронной коммерции. Во время работы над этими проектами обучающиеся закрепят навык анализа рыночной и экономической конъюнктуры, поведения потребителей и маркетинговых расходов.
Кроме того, студенты смогут попробовать себя в создании нового продукта, связанного со стратегией развития компании или совершенствованием уже существующего. Это тоже одна из задач, которую предложили нам представители аэропорта Пулково. В результате студенты научатся анализировать существующий товарный ассортимент компании, создавать стратегии ребрендинга продукта на рынке, а также рассчитывать бюджет.
Студенты, заинтересованные в сфере HR, смогут попробовать себя в продвижении цифровых технологий в сферу управления персоналом. Этот вид работы подразумевает анализ существующих цифровых технологий компании и внедрение новых.
Кем можно работать после программы
На втором курсе все студенты пройдут бизнес-стажировку в компаниях-партнерах университета или в исследовательских центрах Вышки. Например, в лаборатории теории игр и принятия решений или в Центре стратегического предпринимательства.
В результате студенты научатся принимать решения и создавать стратегии на основе данных и прогностической аналитики. Выпускники смогут начать карьеру по направлению анализа данных и машинного обучения, например, на следующих позициях:
1. Менеджер проекта;
2. Аналитик;
3. Бизнес-аналитик / BI Аналитик.
Если взглянуть на данные с HH.ru, сейчас количество таких вакансий превышает 43 тысячи, а среднее предложение по заработной плате составляет 97 тысяч рублей. Причем примерно треть вакансий по аналитике данных предусматривают удаленную работу и/или гибкий график.
Есть и более узконаправленные вакансии: аналитик в сфере управления персоналом, экономист-аналитик. Для работы в этих сферах необходимы более специализированные знания.
Задать вопросы академическому руководителю Наталье Волковой и преподавателям программы о процессе обучения и вступительных испытаниях можно в чате для абитуриентов.