«ПАН однозначно помогла мне определиться с тем, кем я хочу стать в будущем»
На образовательной программе «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» есть группа повышенной академической нагрузки. Мы поговорили с третьекурсником Школы экономики и менеджмента Кириллом Ковыршиным о том, как выглядит типичный день ПАНовца, чего стоит ожидать от программы и как она помогает в профессиональном самоопределении.
— Чем вас привлекла Питерская Вышка? А экономика?
— Экономикой я занимаюсь еще с 8-го класса, поэтому вопрос самоопределения для меня никогда не стоял особенно остро. Я сразу понимал, чем буду заниматься. В 9-м классе победил на региональной олимпиаде и понеслось: я постоянно мотался то на олимпиады, то на выездную школу. Ну а в 11-м классе я выиграл на Всероссийской олимпиаде.
Дальше нужно было выбирать вуз. Понятное дело, что если экономика, то Вышка: мне хотелось современного, прогрессивного образования. Кроме того, я мог поступить сюда без экзаменов как победитель олимпиады.
В выборе между Москвой и Питером сыграли разные факторы. Я уже бывал в Москве, и мне не нравился ее ритм, там большая конкуренция. Чтобы пробиться даже на обычную стажировку, ребята работают на износ и сильно стрессуют, а я этого однозначно не хотел. Мне важно успевать жить и заниматься тем, что нравится. Поэтому Москва мне совсем не подходила, остановился на Питере.
Мой знакомый всероссник рассказывал, что в Питерской Вышке есть хорошая лаборатория «Центр теории рынков и пространственной экономики». Захотелось узнать про нее побольше.
— Как вы попали на ПАН?
— Моя цель — получить глубокие аналитические и теоретические скиллы по экономике. Программа повышенной академической нагрузки идеально для этого подходит. Сам я попал туда благодаря Всероссийской олимпиаде школьников. Победителей всеросса берут без вступительных испытаний, остальные же получали демоверсию экзамена: готовились, ждали результатов, нервничали. Кто-то поступил, кто-то попал в резерв. Если вдруг в группе появляется вакантное место, то на него можно попасть. У меня же все прошло гладко.
— Какие у вас впечатления от ПАН?
— Если одним словом — то кайфово. Чувствую себя очень спокойно, будто все так, как и должно быть. Мне кажется, это тот опыт, без которого мне сложно было бы представить свое обучение в Вышке в принципе. Постоянное ощущение развития и прокачки экономических навыков. На первом году обучения у нас был продвинутый курс экономики, который вел Данил Федоровых. Те темы, которые он нам давал, обычно обсуждают третьекурсники. Но мы узнали их намного раньше, это приятно.
На втором курсе была алгебра и анализ. Было интересно, но тяжело: все-таки я не математик. Сейчас я перешел на третий курс, и у нас есть предметы по анализу данных от «Газпром нефти». Мне они не очень близки, так как я — теоретик, но занятия построены очень хорошо. Многие инструменты и методики вроде кластеризации данных ребята активно используют в курсовых, в работе, на стажировках и так далее.
Ну и нельзя не вспомнить курс продвинутой макроэкономики, который идеально сочетался с основной программой. Они идут параллельно, и когда на основном предмете возникали вопросы, всегда можно было прийти на продвинутый и разобрать их с преподавателем. В целом, все курсы ПАН полезные, практические и часто дополняют основную программу.
Из особенностей обучения в ПАН я бы отдельно отметил желание некоторых преподавателей проводить дополнительные занятия просто так, потому что им самим это нравится. Сергей Гелиевич Коковин, к примеру, так делает довольно часто. Как-то мы с ним обедали в столовой, и он за 15 минут на листе А4 уместил три Нобелевские премии по экономике. У меня этот листок до сих пор сохранен. Мне кажется, подобные истории лучше всего характеризуют нашу атмосферу.
Благодаря ПАН я попал в «Центр теории рынков и пространственной экономики». Мы пытаемся наладить сотрудничество по некоторым направлениям с Центральным банком. Одно из таких направлений — декомпозиция инфляции. Если по-простому — это разделение инфляции на ее источники. Я же выявляю оптимальное количество банков в банковском секторе. Дальше я хочу продолжать пробовать себя в преподавании. Мы планируем запустить курс по подготовке к студенческим олимпиадам «Я — профессионал», «Высшая лига», так как у студентов появляется запрос на это. А мне, как бывалому, есть что рассказать.
— Вы и на своей ОП учитесь, и на ПАН. Как вам удается совмещать?
— Каждый человек, который поступает в Вышку, должен понимать, что учеба здесь динамичная. Некоторые курсы у нас получаются короткими — но по сроку, а не по наполненности. В итоге студенты, я в том числе, не всегда успевают за материалом. Так что нагрузка у нас действительно ощутимая. Но, с другой стороны, ее можно регулировать. Некоторые мои однокурсники спокойно путешествуют и гуляют, а потом наверстывают материал, а некоторые не вылезают из нашей лаборатории. Тут зависит от каждого студента: можно только упорно работать, но и если захочется отдохнуть — всегда можно найти окошки для этого.
Да и потом, в школе было ничуть не легче. Мне нужно было постоянно готовиться к олимпиадам, а они шли одна за одной. Я давно привык к такому ритму жизни, когда нужно разбираться в материале до ночи.
— Как выглядит типичный день ПАНовца?
— День ПАНовца, который не работает в лабораториях, — пожалуй, классический: пришел на пары, ушел с пар. А вот в лабораториях уже интереснее. Сначала вы видитесь с Сергеем Гелиевичем, завязывается обсуждение. Потом к вам присоединяется другой преподаватель, вы катаете маркерные доски, рисуете, начинаете что-то друг другу доказывать, спорите. Потом нужно идти на основные пары и дискутировать с преподавателями уже там. Словом, это нескончаемый вихрь мыслей и идей.
Я помню день, когда понял, что лаборатория — это мое место. Была уже почти ночь, я провел в Вышке весь день и бегал по треугольнику: от Артема, стажера-исследователя, к Александру Юрьевичу Рубину и еще к кому-то. Это была суматоха, но она мне так понравилась. Чувствовалось, что работа кипит. И атмосфера шикарная — все смеялись, кто-то делал себе кофе, шутил. Это атмосфера, в которой приятно работать. Намного лучше, чем сидеть за компьютерами за закрытыми дверями в гробовой тишине.
— В какой области экономики планируете развиваться в будущем?
— Мне очень интересна макроэкономика. В частности — финансовая стабильность, валютные курсы и международная торговля, ее я обожаю еще со школы. В нашей лаборатории есть именно те преподаватели, которые изучают и преподают то, что мне интересно. Возможность напрямую обсуждать какие-то методики и модели невероятно полезна для моей будущей работы. Чем больше я нахожусь в этой среде, тем меньше у меня сомнений в правильности своего выбора. ПАН однозначно помогла мне определиться, кем я хочу стать в будущем.
— Какие советы можете дать тем, кто планирует пойти на ПАН?
— Важно помнить, что ПАН — это неформальная возможность для развития. Отметок или приложений об участии в ПАН в дипломе не будет. Поэтому если вы хотите поступать на это программу, то должны делать это исключительно по зову сердца. И если вас устраивает такой напряженный ритм жизни. Иначе вы просто будете ходить на курсы, которые вам не нужны, а многие из них, надо признать, достаточно зубодробительные.
Еще я советую заранее о оценить, что вам интересно. Если вам важнее хобби, работа или что-то еще, то обдумайте свой выбор. ПАН больше подходит тем, кто хочет прокачать свои знания и завести знакомства.
Группа повышенной академической нагрузки ОП «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» — это особый учебный план для победителей и призеров олимпиад. Она подойдет тем, кто хочет углубленно изучать основные предметы и осваивать дополнительные. ПАНовцы могут участвовать в программе менторства от экспертов из бизнеса и академического сообщества, получают качественную подготовку к зарубежным магистерским и PhD программам, а лучшие студенты могут претендовать на стипендии. Узнать больше о программе можно по ссылке.
Автор: Григорий Кузьменко
Коковин Сергей Гелиевич
Департамент экономики: Руководитель департамента
Рубин Александр Юрьевич
Департамент экономики: Старший преподаватель