«У предпринимателя должна быть страсть к своему делу»
Опубликованы результаты российской части международного проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (далее — GUESSS 2021). Выяснилось, что российские студенты чаще проявляют интерес к предпринимательству, а через пять лет после выпуска все больше думают о собственном бизнесе. О других тенденциях в сфере предпринимательства рассказывает Галина Викторовна Широкова, профессор Школы экономики и менеджмента, директор Центра стратегического предпринимательства.
Кратко о результатах GUESSS за 2021 год
Почти 50 % российских студентов рассчитывают на трудоустройство сразу после вуза. При этом больше 22 % готовы запустить собственный бизнес с нуля. 42 % учащихся отметили, что через пять лет им хотелось бы в перспективе заняться предпринимательством.
Исследователи рассчитали индекс предпринимательских намерений. Выше всего он у студентов, которые изучают экономику и менеджмент, — 4,4. Ниже всего — для естественных наук, там этот показатель составляет 3,3.
Важную роль в формировании предпринимательских намерений у студентов играет университетская среда. Около 54 % студентов отметили, что у них в вузе не было курсов по предпринимательству. Это всего на 1 % больше, чем в других странах.
Если родители в семье занимаются предпринимательством, это способствует становлению детей как будущих предпринимателей. В России процент студентов, которые собираются стать предпринимателями, выше, если их родители также предприниматели (51 %), в отличие от не предпринимателей (39 %).
Предпринимательство более привлекательно для учащихся российских вузов. Однако активных студентов-предпринимателей пока меньше, чем потенциальных.
— Расскажите немного о GUESSS. Что это за проект?
— Это глобальное исследование студенческого предпринимательского духа, в котором участвуют более 50 стран — и Россия в том числе. Я сама узнала про этот проект в 2010 году, меня пригласили присоединиться к нему организаторы из Швейцарии. Потом я стала национальным представителем GUESSS от России, я приглашаю российские вузы к участию в проекте, помогаю разрабатывать и распространять анкету-опрос на русском языке. И мне приятно видеть, что все больше стран используют нашу анкету.
Исследование проходит раз в два-три года. Основная цель этого проекта — узнать о карьерных предпочтениях студентов и выяснить, какие студенты хотят стать предпринимателями, а какие — уже стали или присоединились к семейному бизнесу. Интерес вызывают и нарождающиеся предприниматели — те, которые уже начали что-то делать: придумали бизнес-идею, составили план, нашли партнеров, разработали прототип продукта — и так далее.
Этот проект хорош не только своей новизной, но и тем, что он дает безграничный ресурс для научных исследований и публикаций. Вот взять мои публикации — около 30 % из них основываются на данных проекта GUESSS. Причем эти статьи попали в высокорейтинговые журналы — например, в Global Strategy Journal и Journal of Business Venturing. Так что те, кто думает, что на данных о студентах невозможно опубликовать хорошую статью, — сильно заблуждаются.
— Какова главная сложность, с которой сталкивались молодые предприниматели? Что говорят данные?
— Исследование показало, что многим студентам не хватает курсов по предпринимательству в университетах. Тенденция постепенно меняется, но пока этих изменений недостаточно. Сейчас курсы по по предпринимательству в основном учат студентов составлять бизнес-планы и защищать проекты, но это не совсем то, что нужно предпринимателю сегодня. Важно формировать предпринимательское мышление: учить видеть возможности и создавать новый продукт. Именно таким вещам я сама обучаю студентов магистратуры Школы экономики и менеджмента в Питерской Вышке.
— Как по-вашему, на каких направлениях чаще всего учатся российские студенты, которые становятся предпринимателями?
— Чаще всего это ребята, которые изучают менеджмент и экономику. А вот среди студентов инженерных и естественно-научных специальностей таких меньше. На интуитивном уровне понятно, почему так получается. Если родители отдают ребенка в бизнес-школу, то, скорее всего, они хотят, чтобы он работал в бизнесе или стал предпринимателем. Для инженерных специальностей просто другие цели.
Мои зарубежные коллеги иногда шутят, что им неинтересно работать со студентами бизнес-специальностей: якобы они не могут придумать ничего интересного. Технари на этом фоне выигрывают: они могут придумать какую-нибудь технологию или создать новый прибор. Проблема только в одном — чаще всего они не знают, как это красиво упаковать и применить в индустрии. Именно этому нужно учить студентов-инженеров.
— В России больше предпринимателей среди мужчин или среди женщин? Какова динамика?
— Мужчин-предпринимателей больше, но есть города, где женщины открывают фирмы чаще мужчин — это Владивосток. Чаще всего свое дело открывают женщины, которые стали мамами, — для тех, у кого есть дети.
Недавно я отправила на рецензирование статью про гендерный разрыв и предпринимательство. Там я сделала акцент на молодежи: молодым женщинам зачастую труднее устроиться на работу. При этом данные GUESSS за 2021 год показывают, что если сразу после вуза открывать свое дело готовы 26 % опрошенных мужчин и 21 % женщин, то через пять лет разница между желающими сокращается до 1 %.
— Финальные выводы исследования касаются социального предпринимательства. Как этот феномен понимают в России?
— Есть мнение, что социальные предприниматели — люди, которые просто делают добро и не зарабатывают деньги. Это, конечно, заблуждение: любой бизнес должен себя окупать и приносить доход. Социальное предпринимательство отличается от обычного только тем, что оно решает сложные и общественно важные проблемы.
Примеры таких бизнесов есть разные, и в Петербурге в том числе. Была история, как одна гимнастка в детстве сломала позвоночник и долго восстанавливалась. И потом, уже во взрослом возрасте, создала турфирму для людей с инвалидностью.
Мне кажется, если самому человеку знакома какая-то проблема, у дела больше шансов на успех. Все-таки у предпринимателя должна быть страсть к своему делу. А такое глубокое увлечение чаще всего возникает, когда он сам сталкивался с какой-то проблемой. В таком случае предприниматель понимает, какова ситуация на рынке и что нужно для поддержания бизнеса.
Широкова Галина Викторовна
Департамент менеджмента: Профессор