• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Все методы исследований, которые мы изучали в вузе, я активно использую в работе»

Павел Долгов окончил программу «Социология и социальная информатика» в 2016 году, а затем поступил в магистратуру на программу двойного диплома в московскую Вышку и учился в Голландии. После учебы Павел работал CX-аналитиком во французской исследовательской компании Ipsos и занимался UX-исследованиями в Альфа-банке. Какие знания, полученные в Вышке, помогают Павлу в работе и какие карьерные цели у выпускника на будущее — в нашем интервью.

«Все методы исследований, которые мы изучали в вузе, я активно использую в работе»

Фото из личного архива Павла Долгова

— Были ли у вас какие-то ожидания от учебы перед поступлением? Если да, оправдались ли они?

— Я знал, что Вышка — это топовый университет, один из лучших, если не лучший по направлениям экономики и социальных наук. Изначально я много знал про московскую Вышку, меньше про Питерскую. С одной стороны, я был уверен, что будет нелегко и что нельзя будет отлынивать, но, с другой стороны, я не до конца понимал, чего именно ждать. Я также понимал, что закончить Вышку — очень хороший вклад в мою будущую карьеру, потому что всем понятно, что ВШЭ — это бренд и очень сильный вуз, который одним своим названием помогает найти работу. Так я и выбрал Вышку в качестве университета, в котором буду получать высшее образование.

— Участвовали ли вы в научно-исследовательских работах или проектах во время учебы? Насколько этот опыт оказался для вас полезен?

— Если не учитывать мои курсовые и диплом, то пару раз я участвовал в проектах для СЛОНа (Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки». — Прим. ред.): проводил опросы и наблюдения. Если говорить в целом про учебу в Вышке, то было много полевых исследований, и это как раз то, чем я сейчас и занимаюсь. Я работаю в сфере UX-исследований, и все методы исследований, которые мы изучали в вузе, я активно использую в работе. С методологической точки зрения это было попадание в цель, и мне очень повезло, что в моей жизни была Вышка и такие курсы! Все это дало мне хорошую базу. Многие UX-исследователи не имеют такого опыта, и им приходится гораздо сложнее, чем мне.

Вышка дала мне сильную теоретическую подготовку, например, курсы по этнографии, антропологии, и все эти знания я сейчас использую в своей работе. Я исследую, как люди взаимодействуют с компьютерами, интерфейсами, и в каких ситуациях они это делают, для интерпретации результатов я использую основы, которые получил во время обучения. Хотелось бы использовать больше, но UX-исследования далеки от академических, и нельзя в полной мере использовать тот теоретический бэкграунд, который я имею, но я стараюсь делать это по максимуму. Могу сказать, что из моих одногруппников я чуть ли не единственный, кто на практике использует те знания, которые были получены на социологии.

— Какие знания и навыки подарила вам возможность учиться за рубежом, в университете Тилбурга в Голландии?

— В магистратуре я учился на экономической психологии, это направление науки изучает принятие нами экономических решений. Когда изучаешь, как люди принимают иррациональные решения в отношении потребления, то сам научаешься действовать рационально. Это меняет мировосприятие. Естественно, и Вышка, и Тилбург — это высокий уровень внутренней свободы. Ты учишься проявлять себя, и это среда без осуждения. Безусловно, учеба развила во мне критическое мышление, что помогает в карьере, и, конечно, в жизни. HR-менеджеры обращают внимание на уровень образования, поэтому, как ни крути, карьерные возможности сильно улучшились после окончания обоих вузов.

— Когда вы начали свой карьерный путь и с какой должности и компании?

— Если не считать ассистентство в Вышке, мое первое официальное трудоустройство случилось в международной лаборатории социокультурных исследований. Поступив на магистерскую программу в московскую Вышку, я стал стажером-исследователем в лаборатории и начал заниматься научной деятельностью. Не могу сказать, что я самостоятельно проводил исследовательские проекты или же активно принимал участие в проектах других сотрудников лаборатории. Я скорее играл роль помощника: занимался очисткой баз данных, анализировал и интерпретировал собранную информацию, делал литературные обзоры. Следующее и уже более серьезное место работы — французская исследовательская компания Ipsos, проводящая маркетинговые исследования по широкому спектру методологий. Я занимался количественными исследованиями клиентского опыта в основном в продуктовом ретейлинге: мы измеряли метрики лояльности и удовлетворенности по большим выборкам (около 70 000 человек в квартал). За эти два года работы я приобрел колоссальный опыт, было много сложностей, но все было не зря.

— Можно ли сказать, что вы работаете по профессии — потому что социология включает в себя аналитику? Если нет, то почему решили сменить профессиональный трек?

— Сейчас, сменив свое направление деятельности с CX-исследований на UX-исследования, с уверенностью могу сказать, что моя работа тесно связана с полученной профессией. UX-исследования — это про людей, поэтому вся методология социологии активно и перманентно мною используется: интервью, наблюдения, опросы, иногда фокус-группы. Особенно если это какие-то масштабные и глубокие исследования, то необходимо и важно применять концептуальные социологические методы — то, чему я научился в университете.

— Кем и где вы работаете сейчас? Каковы ваши должностные обязанности?

— Еще месяц назад я был Lead UX-Researcher в Альфа-банке и занимался изучением реакций, эмоций и действий пользователя во взаимодействии с продуктом, но принял решение уйти, поэтому на данный момент я нигде не работаю.

— Имея богатый образовательный бэкграунд за плечами, чувствуете ли вы себя востребованным специалистом?

— На российском рынке — безусловно да. Я могу судить об этом хотя бы по количеству писем от рекрутеров различных компаний. А вот на международном рынке — не могу сказать, это мне скоро предстоит узнать. Я понимаю, что в Европе найти работу мне будет сложнее, чем в России, но полученный в Голландии диплом хотя бы снимает вопрос о том, знаю ли я английский язык. Более того, предыдущий карьерный опыт значительно повышает шансы моего трудоустройства, поскольку я проделал большую работу и сильно продвинулся по карьерной лестнице — поработал лидом, управлял людьми, сыграл достаточно важную роль в нашем исследовательском центре.

— Расскажите подробнее о корпоративной культуре Альфа-банка? Какие отличительные черты могут привлечь соискателя помимо должности и профессиональных задач?

— Хороший вопрос! Здесь хочется отметить как плюсы, так и минусы внутренней кухни. Из минусов — огромный объем работы, требующей много усилий и времени, так как исследователи играют значительную роль в процессе разработки приложений и продуктов, которых, в свою очередь, тоже катастрофически много. Работа в высоком темпе с большим количеством задач легко может привести к выгоранию и апатии, и справляться с этим нужно уметь самому, ибо в корпорации с этим никто не поможет. Из плюсов хочется отметить крутую команду исследователей с высоким уровнем знаний и скиллов, отзывчивость и дружелюбность коллег, а также разнообразие задач и эффективность их выполнения внутри команды. Очень разные задачи по содержанию и по сложности, которые необходимо выполнять в компании, не дают ощущения, что ты «работаешь у станка». Есть простор для фантазии, выбора методов и подходов, множество команд, с которыми необходимо коммуницировать. Такой подход — это огромный плюс. Для людей, у которых есть опыт в индустрии, работа в Альфа-банке станет драйвером для личного роста. Компания заинтересована не только в собственном развитии, но и в развитии личного бренда сотрудников, что тоже очень ценно.

— Какая у вас следующая карьерная цель?

— На данный момент готов быть senior-исследователем, хочется делать исследования, может быть, поработать в стартапе. В корпорациях, к сожалению, очень сложно отследить результаты своей деятельности. То есть ты предлагаешь какие-то решения по изменению сервисов или продуктов, и чтобы понять, принесло ли это пользу, надо долго ждать. Немного опустошает проведение исследований без понятного срока внедрения изменений. В то время как в стартапе такого не будет, поскольку можно будет сразу видеть результаты проведенного анализа. Это одна из основных характеристик, которая мне важна на следующем месте работы.

— Есть ли у вас какое-то хобби, которое позволяет вам сохранять work-life balance?

— Вопрос о хобби всегда кажется мне забавным, потому что мое основное увлечение — это чтение. Как только появляется свободное время, я читаю, впоследствии применяю прочитанное в работе. Конечно, в моей жизни есть спорт, бег, сейчас добавилось плавание. Выходит, что у меня очень скучная жизнь: работаю, читаю и бегаю. Наверное, с хобби так не должно работать!

— Назовите три слова, с которыми у вас ассоциируется Питерская Вышка?

— Свобода, веселье и глубина