• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Любовь к искусству никак не противоречит моему интересу к точным наукам»

Полина Батракова окончила школу с художественно-эстетическим уклоном, а сейчас учится на втором курсе ОП «Физика». Она увлекается алгеброй и с удовольствием ходит на майнор по медицинскому моделированию. Поговорили с Полиной о том, что объединяет гуманитарные и точные науки, как она поступила на программу и чем та ей нравится.

«Любовь к искусству никак не противоречит моему интересу к точным наукам»

Фото из личного архива Полины Батраковой

Как я изучала физику в гуманитарной школе

В 10-м и 11-м классе я училась в школе с художественно-эстетическим уклоном. По рассказам одноклассников, до 10-го класса у них было очень много гуманитарных предметов: один, например, назывался «Привет, музей!» и ребята частенько куда-то ездили. Было у них и много блоков по МХК, но у меня этот предмет был всего раз в неделю — как та же химия или физика. Так что всего было поровну.

Меня всегда интересовало все, что связано с искусством. Я даже ходила в художественную школу дополнительно. Да и если честно, я до сих пор люблю создавать что-то своими руками, вышивать, рисовать. Мне кажется, любовь к искусству никак не противоречит моему интересу к точным наукам, даже наоборот — более гармонично меня развивает. У Чехова в «Дяде Ване» есть фраза: «В человеке все должно быть прекрасно», я с ней полностью согласна.

Физика привлекла мое внимание почти сразу, но заниматься ею целенаправленно я начала только в 9-м классе, когда готовилась к ОГЭ. Тогда еще думала, какие предметы могу сдать без особых проблем, но чтобы и скучно не было. Физика под это подходила. Уже потом я поняла, насколько интересные вещи сочетаются в этом предмете: это, с одной стороны, точная наука, но с другой — она про жизнь. Физика описывает нашу реальность, но не в точности. И это то, что меня по-настоящему захватывает.

Что общего я вижу в естественных и гуманитарных науках

Мне кажется, многие науки мало отличаются друг от друга. Вот например, разделение между физикой и биологией — достаточно искусственное, раньше они объединялись в одну науку о природе. Но вообще корень всего — это человеческая любознательность. Людям хочется познавать мир вокруг них, понимать, что вообще в нем происходит, — даже если до причин происходящего докопаться не получится.

Гуманитарные предметы для физиков тоже полезны. Нужно уметь соотносить свои модели и представления с реальным миром. На уроках литературы или истории этому очень удобно учиться: смотришь на какие-то события или явления, оцениваешь их и спрашиваешь себя — а в реальности это так работает? Вот и в физике так же.

Как я оказалась в Питерской Вышке

Когда я закончила художественную школу, то попасть в творческий вуз было моей мечтой. Конечно, я и тогда помнила о том, что мне интересна математика. Думала, вдруг получится как-то совместить — например, стать архитектором. Но со временем все-таки остановилась на математике и физике.

Если честно, к выбору вуза я подошла безответственно, а про Питерскую Вышку узнала вообще случайно. Мы с одноклассниками отмечали успешную сдачу ЕГЭ. Во время праздника мой одноклассник, очень талантливый парень и олимпиадник, сказал: «Если бы я не поступал в МФТИ, то пошел бы на физику в Питерскую Вышку». И я такая: «Ого, Вышка! И ого, тут еще и физика есть!». В памяти это засело.

Летом я долго металась, куда же пойти на физику — в Питерскую Вышку или куда-то еще. Я не могла определиться и в конце концов просто подбросила монетку. Легла она так, что я оказалась здесь, но я счастлива! Сейчас я не представляю свою жизнь без своей программы.

Что классного в нашей программе

Я учусь в Вышке больше года и не перестаю удивляться, как тут классно. И программа у нас очень сильная! Очень приятно после первого курса понять, насколько сильно я прокачалась. Я бы никогда не смогла заменить самообразованием то, что нам дают в университете — даже если бы у меня была большая мотивация. Здесь нам рассказывают о таких вещах, которые выходят за рамки моего сознания — особенно школьного. Раньше их просто не существовало в моей картине мира.

Подход к учебе здесь тоже совсем другой — научный. В школе обычно учителя говорят: «Вот есть такая формула, запомните ее». Не рассказывают, как она выводится из других формул — хотя она же откуда-то взялась. А здесь мы все это осваиваем заново и постепенно — каждый новый закон выводим с помощью известных нам постулатов и математического аппарата.

Для меня каким-то самым большим потрясением была алгебра, потому что она не похожа ни на что из того, что я изучала раньше. Особенно необычной для меня была абстрактность всех концепций, которые мы проходим. Когда в школе на математике изучаешь теоремы, то ты сразу можешь представить себе, к чему их применить — треугольникам, например, или кубам. А здесь я впервые столкнулась с вещами, которые невозможно себе представить ни как числа, ни как фигуры. Это, конечно, сильно расширяет сознание.

В первый год учебы мне было сложно из-за контраста между школой и университетом. Но мне кажется, это у всех первокурсников так вне зависимости от направления. Самое трудное в Вышке — найти время и постоянно его планировать. В школе я с легкостью совмещала учебу с художкой и кружками, но там и нагрузка была меньше. Я даже могла дома пошить и порисовать для себя. А здесь мне приходилось хорошенько подумать, как расставлять приоритеты и планировать дела.

Еще на нашей программе я впервые встретила так много людей, которые были бы действительно заинтересованы в своем деле. Прежде всего это касается преподавателей. Я сменила несколько школ, и учителя в них чаще всего были самые обычные — не особенно вовлеченные в образовательный процесс. А здесь все стремятся дать нам реально хорошие знания. Все преподаватели — настоящие профессионалы в своих научных областях и материал преподносят продуманно.

Больше всего меня вдохновляет Евгений Евгеньевич Горячко, это как раз наш преподаватель алгебры. Мне нравится, насколько здорово структурирован и проработан его курс. Какое-то время спустя начинаешь видеть параллели в явлениях, про которые рассказывает Евгений Евгеньевич, и это просто восторг! Конечно, объем материала очень большой, и воспринимать его бывает тяжеловато, но зато это кладезь интересных примеров. 

Своими однокурсниками я восхищена не меньше, чем преподавателями. В каждом человеке я вижу что-то такое, что хотела бы перенять для себя — а особенно ответственность. В других же часто замечаешь то, чего тебе не хватает. А здесь очень много серьезных ребят, и на всех можно положиться.  

Чем меня вдохновляет майнор

В этом году мы с однокурсниками выбирали майноры, я взяла «Обработку и анализ данных в медицине». Мне очень повезло — он оказался очень интересным, даже дает мне силы на то, чтобы изучать что-то новое. На этом майноре мы занимаемся моделированием медицинских систем.

Для моего майнора оказалось очень полезным все то, что мы проходили на первом курсе, — алгебра, математический анализ, дифференциальные уравнения. Этот предмет объединяет сразу три области: программирование, медицину и биологию. Самое классное — видеть результаты своих вычислений в реальности и пользу от этого для людей. Вот чем-то таким я и хочу заниматься в будущем: прикладывать теоретические знания к обычной жизни, искать необычные пересечения с другими областями. 

Почему стоит выбрать «Физику» в Питерской Вышке

Мне кажется, у нас на программе дают самые актуальные знания. Мы приобщаемся к современной науке, знакомимся с талантливыми людьми, за которыми хочется тянуться. Для меня это самое важное здесь. Когда я вижу, что действия других людей приводят к какому-то результату, то думаю: это все не напрасно. Значит, я тоже могу учиться, а потом создавать что-то свое — приятно это понимать.