Галина Широкова: «Креативность и воображение помогут в любой карьере»
Преподаватели НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Орегонского университета (США) разработали учебный курс, направленный на развитие креативности в предпринимательской деятельности. Профессор департамента менеджмента Галина Широкова рассказывает об особенностях курса и делится планами по развитию воображения и творческого мышления в рамках программ Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента.
Англоязычный учебный курс «Воображение и креативное мышление» создан Галиной Широковой (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) и Виолеттой Герасименко (Орегонский университет) при поддержке фонда American Councils for International Education. Курс прошел апробацию в рамках образовательных программ магистратуры Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента (ШЭМ), став частью курса «Предпринимательство».
— Галина Викторовна, как возникло проектное сотрудничество с Орегонским университетом?
— Любой проект начинается с идеи. Идея возникла у моей коллеги и соавтора научных статей из университета штата Орегон Виолетты Герасименко – именно она нашла фонд American Councils for International Education, поддерживающий сотрудничество России и США в сфере высшего образования. Надо сказать, что мы со своим проектом оказались в Вышке не первыми, кого этот фонд поддержал: ранее – в 2020/21 учебном году – они поддержали образовательное сотрудничество пермского кампуса с университетом Огайо.
Виолетта предложила подать заявку на создание совместного курса по развитию креативности в предпринимательской сфере, поскольку у нее уже был опыт разработки подобных курсов, и это оказалось очень полезным как с точки зрения методологических разработок, так и с точки зрения практики внедрения – мы почерпнули у американских коллег много нового. Заявка была подана в конце 2021 года, в начале 2022 года мы получили подтверждение поддержки и всю весну занимались разработкой. К счастью, никакие международные сложности не прервали нашего сотрудничества.
— Что же у вас в итоге получилось?
— Мы разработали курс «Воображение и креативное мышление» на 28 акад. часов и собирались его апробировать во время ежегодной летней школы. К сожалению, летняя школа в этом году не проводилась, поэтому мы придумали «план Б» и внедрили отдельные элементы данного курса в магистратуре в рамках курса по предпринимательству.
С российской стороны в создании курса вместе со мной участвовали Эмилия Карпинская (читает курс по предпринимательству в бакалавриате) и Наиля Галиева, мои аспирантки. Мы создали целый банк разных игр, упражнений и симуляций для развития креативного мышления. На занятиях используем подход, который можно обозначить как experiential learning, то есть обучение на практике: лекций мало, зато много активного общения, игр, и самое главное – студенты постоянно что-то делают руками. Делать руками очень важно – если людям просто что-то рассказать, они это очень быстро забудут, а если «проиграть» процесс, то усвоение идет по-другому: включается ассоциативное мышление, знание закрепляется примерами и так далее. Например, одним из заданий было сделать летательное устройство и потом его презентовать. Фактически это игра, которая длится целую пару.
— Как происходит обучение креативному мышлению?
— Нестандартно. Хотя и наш курс по предпринимательству стандартным не назовешь. На него записалась международная команда – примерно поровну россиян и иностранцев с разных программ, то есть в одной аудитории собрались люди, сформировавшиеся в разной среде и имеющие разные цели. Благодаря этому у них был силен дух соперничества. Начали с того, что представляли себя и актуальные инновационные бизнес-идеи, которые их увлекают и которые они хотели бы реализовать на благо общества. Вокруг идей, вызвавших отклик, объединялись в команды по 4–5 человек, и далее в течение двух месяцев работали над проектами по реализации этих идей.
Идеи оказались реально очень интересные! Например, команда с участием представителей Таджикистана, Саудовской Аравии и Бразилии разрабатывала связанный с цифровым искусством проект NFT-ON, представляющий NFT не просто активом, но и рабочим инструментом, предоставляющим владельцам целую серию потребительских льгот. Два проекта, также международных, были основаны на взаимосвязи путешествий и впечатлений – представители Кыргызстана и Гватемалы через проект Maya Coffee предлагали вкус кофе в качестве инструмента для путешествий и новых впечатлений, а проект AriMagine (Россия, Гана, Нигерия, Таджикистан) таким инструментом избрали AR или VR технологии. Команды еще двух проектов были чисто российскими – они развивали SaaS для оптимизации работы гостиничного бизнеса (Fidgets) и социальную сеть для предпринимателей, менторов и инвесторов (busy.ru).
Нестандартные проекты требуют нестандартных подходов и неожиданных шагов. Мы встречались раз в неделю и подробно рассматривали какой-то один элемент проектной работы: как формулировать бизнес-концепцию, как ее представлять и тестировать, как сформировать и тестировать бизнес-модель, как провести оценку реалистичности проекта, как проанализировать экосистему. Каждый раз я не просто рассказывала, а давала упражнения на определенную тему. Команды поэтапно разрабатывали проекты, создавали лендинговые страницы, собирали обратную связь от потенциальных потребителей. Завершилось обучение презентацией проекта. Нужно было показать, что это действительно реалистичный проект, важный для людей. Ведь хороших или плохих бизнес-идей не бывает, просто одни идеи превращаются в работающий бизнес, а другие – нет.
— Приходилось ли убеждать студентов, что креативность – это важно?
— В ходе обучения мы не чувствовали никакого сопротивления, наоборот – только внимание и интерес. Но, поскольку это была апробация нового продукта, то в конце занятий мы провели опрос студентов, чтобы понять сильные и слабые стороны курса по предпринимательству в целом и постараться выделить в нем элементы по развитию воображения и творческого мышления, чтобы в дальнейшем постараться их улучшить.
Полученные результаты подтвердили наши впечатления. Все студенты указали, что ценят то, что узнали о предпринимательском и творческом мышлении, а 85 % особо отметили работу в командах, разбор кейсов и задания на креативность. Более 86 % согласны с тем, что курс научил их мыслить более креативно и использовать предпринимательское мышление для обнаружения новых возможностей.
— Что будет дальше?
— Мы планируем продолжать проект. Следующим этапом станет создание исследовательского семинара по стратегическому предпринимательству для аспирантов, в рамках которого будем учить использовать элементы креативности, творчества и воображения в научной работе. Для этого будем подавать еще одну заявку в American Councils for International Education. Что касается созданного курса, то, во-первых, мы предполагаем включить его как отдельный курс в программу международного бакалавриата по бизнесу и экономике на 3–4 году обучения. Во-вторых, я полагаю полезным включить этот курс в исследовательский трек, созданный на ряде магистерских программ ШЭМа.
Я заинтересована в широком внедрении курса, потому что убеждена, что креативность и воображение помогут в любой карьере – предпринимательской, управленческой или научной.