• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Питерская Вышка провела первый профориентационный форум для старшеклассников Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Форум прошел 28 октября на площадке мультимедийного парка «Россия — моя история». В мероприятиях форума приняли участие более тридцати образовательных учреждений двух соседних регионов. Педагоги и представители административных команд обменялись опытом «выращивания» подготовленных и мотивированных абитуриентов. По итогам заключительного этапа конкурса школьных команд «Выбор вуза» определены три победителя — все они представляют Ленинградскую область.

Питерская Вышка провела первый профориентационный форум для старшеклассников Санкт-Петербурга и Ленинградской области

© Музейно-выставочный центр «Россия — моя история»

Форум «Социокультурные практики старшеклассников: возможности профессиональной ориентации» был организован НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург в сотрудничестве с Центром дополнительного образования Ленинградской области «Ладога» и мультимедийным парком «Россия — моя история». На площадке парка собрались представители трех десятков учреждений общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования, а также учреждений культуры.

17 школьных команд приняли участие в конкурсе «Выбор вуза». Для администрации и педагогов были организованы панельная дискуссия и методическая мастерская. По завершении своих программ школьники и педагоги вместе участвовали в мастер-классах, на базе экспозиционных залов исторического парка, презентующих профессии «методист экскурсионных программ исторической направленности», «экскурсовод-краевед», «музейный педагог — ведущий мультимедийных программ для детей», «куратор мультимедийной выставки».

Анна Верховцева, директор Центра довузовских программ, проектов и организации приема в бакалавриат и магистратуру НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Верховцева Анна Валерьевна

То, что называется казенным словом «профориентационная деятельность», может быть совсем не скучным, а наоборот — увлекательным и полезным и для ребят, и для педагогов. Вместе с коллегами из Центра «Ладога» и парка «Россия — моя история» мы придумали и создали именно такое мероприятие — где никому не скучно, где школьники обмениваются мнениями и впечатлениями в конкурсе, а педагоги в это время делятся идеями и наработками. Хочется, чтобы и те и другие ушли с мероприятия с новыми умениями, профессиональными приемами и инструментами.

Наталия Конасова, ведущий эксперт Центра довузовских программ, проектов и организации приема в бакалавриат и магистратуру НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Конасова Наталия Юрьевна

Для нас было важно вовлечь в обсуждение проблем профориентации всех субъектов образовательного процесса — детей, педагогов, администраторов — и предложить им в рамках единого пространства форума разные форматы взаимодействия. Вышка решала сразу несколько задач — посмотреть, что предлагают коллеги из других вузов, и одновременно предложить им свой опыт, а школьникам — свои образовательные программы. В форуме приняли участие 13 вузов и 17 школ, а в дальнейшем мы планируем расширять состав участников и совершенствовать механизмы взаимодействия.

Кроме того, форум стал первым совместным мероприятием с Ленинградской областью, поэтому было важно сделать его масштабным. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество, участие педагогов и школьников Ленинградской области в программах и проектах Вышки.

Татьяна Маевская, директор Центра «Ладога»

Татьяна Маевская, директор Центра «Ладога»

Выбор профессии — это очень важно и сложно. Счастье, если выбрал правильно. Чтобы помочь ребенку с определением жизненного пути, с ним нужно работать, учитывать знания, опыт и предпочтения. Центр «Ладога» как многопрофильное учреждение является ресурсным центром по всем направлениям дополнительного образования Ленинградской области, развивает художественное, естественно-научное, туристско-краеведческое, спортивное и еще целый ряд направлений. Мы формируем команды и коллективы и выстраиваем систему подготовки на мероприятия всех уровней: от школьного до всероссийского и международного.

У нас большие планы на развитие, и здесь очень важно партнерство с Высшей школой экономики в Санкт-Петербурге. Весной этого года мы заключили соглашение о партнерстве, и уже через полгода вместе проводим первый образовательный форум в помощь старшеклассникам. В нем участвуют не только школьники, но и школьные педагоги, и педагоги дополнительного образования, а с точки зрения вузов-участников нам, наверное, позавидовал бы международный салон образования. Надеюсь, что у нас сложится устойчивое и результативное социальное партнерство.

В рамках Форума участники панельной дискуссии «От грамотного абитуриента к успешному студенту» обсудили пути повышения качества выбора программ высшего образования и инструменты профориентации. Участник дискуссии Данил Федоровых представил опыт Вышки в организации олимпиад и отметил, что тенденцией последних лет стало стремление университета развернуть политику в отношении олимпиад в сторону поиска новых форматов их проведения именно для профориентации.

Данил Федоровых, начальник Управления развития интеллектуальных состязаний и главный эксперт Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по экономике НИУ ВШЭ

Федоровых Данил Александрович

На форуме собрались школьные администраторы и педагоги, перед которыми стоит фундаментальная проблема — «как направить детей», которые сталкиваются с огромным разнообразием предложений от множества университетов. Большое разнообразие — это, возможно, и неплохо, но, например, невозможно поучаствовать во всех олимпиадах, надо выбирать. Если сделать этот выбор неправильно, если не учитывать все возможности для поступления в университеты, в том числе нестандартные, то будет потеряно драгоценное время, а цель не будет достигнута. Задача школы — помочь ребятам сделать так, чтобы этого не произошло. Мы предлагаем коллегам простую идею: «Даже если вы не умеете ко всем олимпиадам готовить, важно помочь ребенку определить, на чем он будет фокусироваться». А дальше уже хорошие олимпиады сами помогают к себе подготовиться: размещают методические материалы, проводят онлайн-курсы и так далее. Ребенку важно понять, как устроена эта «поляна» — что важно, что не так важно, что надо делать обязательно, а что только при наличии свободного времени. Здесь без опыта школ не обойтись.

Панельная дискуссия показала еще один важный момент — учитель может считать, что его предмет самый важный, и ориентировать учеников на свои любимые олимпиады. Но, на мой взгляд, школа должна смотреть на это шире, должна координировать учителей, чтобы те в свою очередь направляли своих учеников, ориентируясь на достижение оптимальных результатов.

В рамках методической мастерской прошла презентация педагогического опыта самых разных учреждений образования, науки и культуры. Успешный кейс студентов Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения «Вышка Lite SPb: НеМалая школа социальных наук» представил академический руководитель ОП «Политология и мировая политика» Юрий Кабанов. 

Параллельно методической программе для педагогов школьные команды Петербурга и Ленинградской области участвовали в завершающем этапе конкурса «Выбор вуза». В рамках постерной сессии они представляли экспертной комиссии итоги командной работы по подготовке SWOT-анализа идентичных образовательных программ различных российских университетов. Обязательным условием конкурса было включение в перечень вузов Высшей школы экономики с ее программами. Эксперты оценивали работы по креативности и актуальности критериев оценки, структурности и наглядности изложения материала, а также по качеству устной презентации и мотивированности команды.

Все три призовых места достались образовательным учреждениям Ленинградской области: Муринскому центру образования № 2 (1-е место), Центру образования «Кудрово» (2-е место) и Агалатовскому центру образования (3-е место). Приз зрительских симпатий получила команда школы № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Команда Муринского центра образования № 2, 1-е место конкурса «Выбор вуза»

Мы сравнивали группы специальностей в технической и гуманитарной сферах, а также в сфере экономики, которые представлены в СПбГУ, МГУ и ВШЭ. Победителями нас выбрали, видимо, за логичность работы и за то, что мы указали общие выводы. Вообще мы тщательно изучили регламент конкурса и представили информацию на своем плакате максимально структурированно. Очень полезной была работа с данными — с таблицами и диаграммами. Раньше — например, в школьных проектах — у нас не было возможности этим воспользоваться, а теперь мы научились строить диаграммы и в следующий раз будем делать еще лучше и быстрее.

Пользы и удовольствия от участия в конкурсе было 50х50, и в целом нам понравилось, потому что мы довольно сплоченные ребята — посидели, повеселились, поделали разных дел, и в итоге все получилось. Вышка — класс! Ждите, будем поступать.

Команда школы № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга, приз зрительских симпатий конкурса «Выбор вуза»

Мы представили актуальное направление «Востоковедение», все сами придумали и нарисовали. Получилось красиво, и видно, что делали сами. Сравнивали ВШЭ, СПбГУ и МГУ, выбрали в итоге Вышку — за современность, новые методики преподавания, множество возможностей для студентов и большой круг общения. Все это очень круто!