Сохранение культурного наследия: региональный контекст
В Питерской Вышке с 20 по 27 октября прошла серия мероприятий в рамках региональной программы Молодежного форума «Наследие» — две лекции, экскурсия и мастер-класс от экспертов-практиков в партнерстве с администрацией Санкт-Петербурга и Президентской библиотекой им. Б. Н. Ельцина.
Форум «Наследие» — образовательный проект Департамента культурного наследия города Москвы, организованный в партнерстве с ведущими столичными вузами. В рамках форума студенты, аспиранты и молодые специалисты участвуют в реставрации памятников культуры и способствуют их интеграции в пространство современного города. В 2022 году проходит пятый, юбилейный, форум, предполагающий региональную программу.
Форум был придуман в Москве, но вскоре к нему подключились другие регионы. В этом году НИУ ВШЭ принял активное участие в формировании и реализации его региональной программы. В городах, где расположены кампусы Вышки, прошли лекции, мастер-классы и другие мероприятия. В качестве экспертов выступили сотрудники и партнеры университета, специализирующиеся в области архитектуры, культуры, урбанистики и во многих других направлениях.
Серию мероприятий в рамках форума в Петербурге 20 октября открыла лекция архитектора Елены Сокол по теме «От Никольской бумагопрядильной мануфактуры к корпусам ВШЭ — границы творческой свободы архитектора при работе с историческими памятниками». Елена Станиславовна как практикующий специалист выступала главным архитектором проекта учебного корпуса Питерской Вышки на Кантемировской улице. Свою лекцию Елена Станиславовна посвятила разговору «о взлетах творческой мысли и приземлении в реальность, о любви к Петербургу и ответственности перед потомками, о зарождении первой идеи проекта и проблемах реализации».
Виталия Астратова, студентка 4-го курса ОП «Дизайн», профиль «Дизайн среды»
Было интересно узнать, как преображался корпус Вышки на Кантемировской. Работа с историческим наследием — непростая задача для архитектора, и лектор подробно описала, почему это так. Я думаю, лекция была особенно полезна для «средовиков» первых курсов, так как она дала возможность поближе познакомиться со сферой реконструкции исторических памятников из первых уст.
Анна Горбенко, студентка 4-го курса ОП «Дизайн», профиль «Дизайн среды»
Лекция была посвящена работе с историческими объектами. Тому, как бережно обращаться с памятниками культуры, при этом внося в существующую архитектуру нечто новое. Дизайнер проекта рассказала о различных подходах и поэтапной работе с подобными местами. Интересным мне показалось то, как важно и точно нужно учитывать все требования при ревитализации площадки, проходить все необходимые проверки и быть внимательной к деталям.
Еще одну лекцию для студентов кампуса и всех желающих прочел Алексей Михайлов, заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. В своем выступлении он остановился на принципах сохранения исторической среды Санкт-Петербурга и современном развитии мегаполиса.
Варвара Филина, студентка 2-го курса ОП «История»
Меня интересует история города в принципе и в особенности — Санкт-Петербурга. В прошлом году я писала курсовую работу, посвященную дачным и водным пространствам Петербурга. Услышать что-то новое было важно для меня в первую очередь из-за научного интереса.
Алексей Михайлов рассказал много нового о Санкт-Петербурге и концепции его строительства, затрагивал семиотику Петербурга и его архитектурный стиль, общую систему строительства города, которая была заложена Петром I и продолжается до сих пор. Мне было интересно узнать мнение человека, который занимается охраной исторических объектов, об образцах нового строительства, и как эти объекты вошли в общий ландшафт города, — например, про нашумевшую башню Лахта-центра.
В рамках петербургской региональной программы форума также прошла экскурсия в Президентскую библиотеку им. Б. Н. Ельцина, в рамках которой состоялся мастер-класс по теме «Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина: электронные ресурсы и поиск информации». Питерская Вышки и Президентская библиотека являются партнерами — в 2022 году они подписали соглашение о сотрудничестве на площадке XXV Петербургского международного экономического форума. В рамках соглашения предусмотрены организация и проведение совместных конференций, выставок и других мероприятий, а также взаимодействие по ряду ключевых вопросов, в числе которых сохранение культурного наследия.
Гости библиотеки познакомились с историей и архитектурными особенностями здания, узнали об основных направлениях деятельности библиотеки, ее информационных и технологических ресурсах. Побывали в конференц-зале, где проводятся общественные, всероссийские и международные мероприятия, и зале Конституции, где представлены исторические документы, посвященные истории российской государственности, кинохроника, связанная с институтом президентства в России, государственными символами.
В ходе мастер-класса студенты узнали, как выполнять сложные поисковые запросы и самостоятельно находить исторические источники по экономике на примере таких памятников, как манифест Екатерины II «Учреждение Санкт-Петербургскому и Московскому банкам для вымена государственных ассигнаций» 1768 года, исследование «Русские бумажные деньги» 1871 года, издание 1875 года «Удельные, великокняжеские и царские деньги древней Руси», «Краткий коммерческий словарь» 1924 года и др.
Анастасия Кияница, студентка 3-го курса ОП «Политология и мировая политика»
Мне давно хотелось попасть в Президентскую библиотеку, чтобы увидеть изнутри это историческое здание. Сейчас визит туда стал еще актуальнее из-за написания курсовой работы.
На экскурсии мы посмотрели выставочные залы библиотеки, мне особенно запомнился зал Конституции. Президентская библиотека находится в бывшем здании Синода, поэтому очень понравилось, как сочетаются современные залы мультимедийного комплекса и более классический зал-атриум. Еще мы узнали о проходящих в библиотеке мероприятиях для студентов, на которые можно прийти в будущем.
Наверное, самой интересной частью экскурсии для меня стал мастер-класс — работа с электронными каталогами библиотеки значительно упрощает жизнь.