Развитие востоковедения и другие актуальные темы Восточного экономического форума
Академический руководитель магистерской программы НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург «Бизнес и политика в современной Азии» Людмила Веселова приняла участие в работе Восточного экономического форума (ВЭФ), который прошел во Владивостоке 5–8 сентября. Попросили Людмилу Сергеевну поделиться впечатлениями о форуме.
Современный востоковед — кто он?
На ВЭФ я была приглашена в качестве модератора сессии «Знание о Востоке: азиатский вектор образования», состоявшейся 8 сентября. Нехватка кадров, отток талантов за рубеж (преимущественно в Азию), снижение качества образования — вот лишь небольшая часть того, что на ней обсуждали.
Конечно, нехватка специалистов-востоковедов — это не новая проблема. Она появилась из-за активизации работы с Азией, и бизнес говорит о ней уже очень давно. Когда в феврале этого года спрос на китаистов вырос на 60 %, рынок труда просто не смог предложить такое количество профессионалов. Директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов в ходе дискуссии отметил, что востоковедение стало заметно отставать от тех требований, которые предъявляет рынок. Кроме того, долгое время большинство специалистов готовили для работы с Европой, а востоковедение было чем-то элитарным, недоступным для многих. Теперь же необходима актуализация программы и ориентация на заказчика, на рынок труда.
Алексей Маслов, а также ректор Тихоокеанского государственного университета Сергей Иванченко рассказали о планах по созданию научных востоковедных хабов и аналитических центров для нужд бизнеса и государства в ключевых регионах страны, а также разработку специальных траекторий/ треков внутри востоковедных образовательных программ. Сергей Николаевич отметил, что необходимо развивать дополнительное образование по востоковедению, что помогло бы быстрее реагировать на вызовы рынка труда. Руководитель направления «Азия» Московской школы управления Сколково Олег Ремыга верно отметил, что географию Азии необходимо расширять, уходя от стандартных Китая, Японии и Кореи. Бизнес уже устремился в Индию, Малайзию и другие страны Юго-Восточной Азии, но университетские учебные планы не успевают так быстро адаптировать, а на разработку программ зачастую уходит слишком много времени, т. е. система высшего образования становится постоянно «догоняющей» бизнес, но не всегда способной его поймать.
С точки зрения ректора Дальневосточного федерального университета Бориса Коробца, в настоящее время важно идти от вопроса «Кто заказчик? Для кого мы готовим выпускников?», уходить в распределенные образовательные пространства. Борис Николаевич также поддержал идею коллег о том, что важно, чтобы востоковедные программы устраивали современных работодателей. Директор «Востокгосплана» Михаил Кузнецов указал на важность практических компетенций у востоковедов, а также отметил, что востоковеды нужны не только в бизнесе, но и на госслужбе.
В ходе дискуссии спикеры обозначили набор значимых действий, позволяющих развивать современное востоковедение — с их точки зрения, важно:
- расширить набор компетенций и направлений обучения для востоковедов (просто филологической подготовки для востоковедов недостаточно);
- создать научные хабы в регионах;
- создать сетевые программы, в том числе с азиатскими университетами;
- разрабатывать программы под потенциальных работодателей;
- выработать меры для удержания талантливых кадров;
- иметь в запасе востоковедные программы, которые могут быть в «спящем» состоянии до момента их востребованности;
- осуществлять обмен учебными практиками, привлечение профессоров практики;
- разработать краткосрочные программы ДПО.
Должна сказать, что я абсолютно согласна со всеми спикерами. Необходимо привлекать практиков и совершенствовать учебные программы — именно это мы стараемся делать в рамках нашей магистерской программы «Бизнес и политика в современной Азии». В то же время хотелось бы подчеркнуть, что многие университеты, к сожалению, не отслеживают дальнейшую судьбу выпускников, не стараются привлечь их к преподавательской работе или в качестве работодателей. Я не совсем согласна с тем, что мы должны спокойно смотреть и радоваться тому, что выпускники успешно трудоустраиваются не в России. Об этом можно было бы говорить, если бы у нас был переизбыток профессионалов, но это не так. Необходимо не только обучать востоковедов, но и разработать механизм для удерживания талантов.
Атмосфера форума
В целом программа ВЭФ была очень насыщенной и многообразной. В работе форума приняли участие более пяти тысяч гостей из 67 стран. Несмотря на напряженную международную обстановку, приехали делегации из ряда дружественных стран, таких как Китай, Мьянма, Монголия, Индия, Республика Корея.
Было организовано много павильонов и интерактивных площадок, где можно было больше узнать о регионе Дальнего Востока и его природе. Отдельного внимания заслуживает экспозиция «Улица Дальнего Востока», расположившаяся на набережной бухты Аякс, внутри кампуса ДВФУ. Она представляла 11 регионов Дальнего Востока. Слоган выставки был сформулирован следующим образом: «А что ты сделал для технологической победы России?». Заходя в павильон, можно было узнать про инвестиционные проекты и креативные идеи каждого региона. Кроме того, у участников ВЭФ, а с 9 сентября — и у всех желающих была возможность примерить костюм якутского шамана, заглянуть в интерактивную ярангу, полюбоваться картинами из рыбьей кожи.
Деловая программа
Тематически сессии группировались вокруг проблематики места России в мировой структуре и мирового разделения труда, финансовых рынков, логистики изменившегося мира и других. Многие сессии были посвящены отношениям России с различными странами Азии — так, например, шестого сентября прошли сессии «Россия — АСЕАН», «Россия — Вьетнам», «Россия — Индия», «Роль ШОС в изменяющемся мире». Мы видим, что география азиатских партнеров постоянно расширяется, а это значит, что нам необходимо еще больше их изучать и готовить кадры для работы с ними.
Практически на каждой сессии спикеры подчеркивали, что России не следует замыкаться на Европу, она должна расширять и усиливать связи с восточными соседями, проводить изменения в экономической системе и искать различные варианты выхода из кризисной ситуации. Например, в рамках сессий «Россия — АСЕАН» и «Россия — Индия» спикеры отметили, что российским компаниям необходимо отходить от привязки к доллару и переходить на торговлю в национальных валютах, так как в настоящее время, несмотря на то что ряд сделок совершается в паре рубль — -юань, конвертация данных валют все равно идет через доллар. Поиск и разработка альтернативных платежных систем поможет решить проблемы в международной торговле.
Обсуждая подробно вопросы взаимодействия с Китаем (сессии «Торговые отношения России и Китая: потенциал роста», «Большое Евразийское партнерство: пути экономического развития» и «Российско-китайское сотрудничество в новую эпоху»), спикеры обращали внимание на то, что произошло увеличение торгового оборота, но, несмотря на успешное сотрудничество, возможно еще большее расширение линейки продукции для экспорта, а также проектов для инвестирования.
Много говорили об Азии в контексте необходимости расширения технологического сотрудничества — например, на сессиях «Поворот на Восток: технологическое и стратегическое сотрудничество со странами Азии в новую экономическую эпоху» и «Как выводить российские стартапы на рынки Азии?». Обсуждая международное сотрудничество, много говорили о том, что под Азией стоит понимать не только Китай. Многие азиатские рынки сейчас открыты для проектов и товаров из России.
Активным и оживленным было обсуждение на площадке, посвященной туризму. Во многом это было связано с заседанием президиума Госсовета по развитию туризма, которое прошло накануне ВЭФ во Владивостоке. Сессия «Путешествие на Восток: возможности для инвесторов и туристов» была одной из нескольких, не вместивших всех желающих: просто не хватило мест, чтобы сесть. Вопрос стоял остро, ведь Россия вышла из Международной туристической организации, и для многих дальнейшие тенденции развития были неочевидны. Спикеры говорили о необходимости организации инфраструктуры внутри страны, где есть столько прекрасных мест для отдыха. Отдельно подчеркивали важность Дальнего Востока, который, будучи природным заповедником всей страны, смог бы занять достойное место на туристической карте России. Говорили также о развитии крупных федеральных курортов на побережье Черного, Каспийского, Азовского и Балтийского морей: чтобы российские курорты были по возможности всесезонными и располагали развитой инфраструктурой, которая так привлекает российских туристов в других странах. Кстати, именно в этом году город Владивосток выиграл грант на модернизацию городского центра, что как раз должно привлечь больше туристов.
Большое внимание в рамках форума было уделено теме развития науки и образования. Минобрнауки РФ был организован большой стенд, на котором с помощью интерактивной карты можно было посмотреть локацию научных лабораторий, узнать о достижениях молодых ученых. На сессии «Новые формы взаимодействия науки и общества» обсуждали перспективы развития научно-популярного туризма и научного волонтерства в России как инструмента привлечения амбициозной молодежи в науку.
Было много дискуссий и свободного общения с молодежью. В рамках форума глава Минвостокразвития Алексей Чекунков встретился с юными делегатами на секции «ВЭФ. Юниор», а также пообщался с участниками передовой кадровой программы «Муравьев-Амурский 2030».