• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«За две недели мы прониклись ремеслом исследователя древностей»: дневник археологической практики Елены Гончаровой

В этом году студенты образовательной программы «История» ездили на археологическую практику в Великий Новгород. Там они провели две недели: раскапывали квадраты культурных слоев земли и перебирали ее в поиске исторических находок. Одной из участниц практики стала Елена Гончарова, студентка первого курса. Она поделилась воспоминаниями об одном дне практики.

«За две недели мы прониклись ремеслом исследователя древностей»: дневник археологической практики Елены Гончаровой

Из архива Ивана Бурмистрова

7:45

Просыпаюсь ровно за 15 минут до будильника. Удивительно: чем позже я ложусь, тем раньше могу проснуться. Складывается ощущение, что с каждым днем мы все позже засиживаемся за игрой в «Мафию». 

Надежда понежиться в кровати оставшиеся 15 минут окончательно пропадает, когда в коридоре раздается: «Девчоночки, встаем!». Нет, это не Адриан Александрович Селин и даже не наш куратор Иван Бурмистров. Они-то дают нам полную свободу распоряжения своим временем. Просто в соседней комнате живут школьники, которым такая роскошь пока не полагается. 

До смены еще целый час, но приходится вставать и готовиться к последнему рабочему дню практики.

9:00

За последнюю неделю много раз приходилось слышать: «Пару часов поработаем, и по прогнозу пойдет дождь». Погода в Великом Новгороде — вещь непредсказуемая. Но духи озера Ильмень играли все же на нашей стороне — столько раз прямо перед сменой начинал накрапывать дождь, а как только работу отменяли, город озаряло солнце. Сегодня тоже ожидался дождь, но прекрасная летняя погода шепчет, что в последний день стоит поработать так, чтобы запомнилось на всю жизнь.

Уже знакомой дорогой иду на Троицкий раскоп. Археологические работы в этих местах ведутся с 1973 года. За почти 50 лет на раскопе было обнаружено более двух десятков усадеб и более четырехсот берестяных грамот. Там разминается Максим Есипович, у которого мы практически в гостях, в его родном городе. Он готовится героически поднимать пять носилок в один заход. Постепенно подтягиваются и остальные. Нам с коллегой дают квадрат — небольшой участок земли, на котором мы проводим раскопки. Рядом работают девочки, с которыми вечером мы играли в «Мафию». Сама собой начинается игра в «Контакт» — кто-то загадывает слово, а остальные пытаются объяснить друг другу слово, которое начинается на ту же букву или сочетание букв, так, чтобы объяснение не понял ведущий. Находок сегодня нет совсем. Говорят, что этот сезон на Троицком раскопе будет последним — уже практически дошли до материка, слоя, на котором нет следов деятельности человека. Зато за игрой даже монотонная работа по переборке выкопанной земли идет быстро и весело.

На последний перерыв у нас кое-что запланировано. Все собираются под крышей деревянной галереи. Выстраиваются в два ряда по обе стороны галереи так, чтобы видеть лица друг друга. Наш куратор запевает «Выйду ночью в поле с конем...» — это песня практики. На раскопе при мне ее пели не раз и не только мы, но и коллеги из Екатеринбурга, Новгорода и других питерских вузов. Отличное завершение рабочего дня.

После небольшой фотосессии для отчета нас встречают Адриан Александрович и руководитель Троицкого раскопа Виктор Кашмирович Сингх. Поздравляют нас с успешным завершением работы. Теперь все мы немного археологи: за две недели с неполным рабочем днем мы прониклись ремеслом исследователя древностей. Кому-то эта практика позволила развеять романтические иллюзии, а кому-то помогла убедиться в правильности выбранного пути. 

13:00

В последний час работы мы уже обсуждали планы на оставшийся день в Великом Новгороде. Кому-то приходит в голову мысль поехать в музей деревянного зодчества «Витославлицы» — это комплекс перевезенных сюда из разных точек России памятников деревянного зодчества: как жилых, так и производственных построек XVI–XIX веков. Погода хорошая, время в гостинице терять не хочется. Чуть позже выясняется, что сегодня музей закрывается раньше чем обычно. Нужен запасной план. Музей изобразительного искусства кажется отличным вариантом, ведь за две недели времени туда зайти никак не хватало. Возвращаюсь в гостиницу на обед и узнаю, что поездка в «Витославлицы» все-таки состоится. Начинается паника — как успеть все и сразу? К счастью, программа «История» учит людей грамотному тайм-менеджменту. Чтобы не тратить время зря, бодрым шагом направляюсь в сторону Кремля. Благо, живем мы в самом центре города, и дорога до музея занимает не больше десяти минут. За час успеваю пройти весь музей. Он небольшой, но там есть работы многих именитых мастеров: Поленов, Шишкин, Нестеров, Рерих. Некоторые картины отсутствуют — они уехали в Петербург на выставку в музее Академии художеств, где я мечтаю пройти практику в следующем году.

15:30

Все собираются в холле гостиницы. Заказываем две машины такси. Мы с коллегами перемещаемся по Новгороду только так, некоторых таксистов уже узнаем в лицо. Дорога занимает не больше 20 минут. Встречаемся у входа в заповедник, покупаем билеты и изучаем карту. Некоторые экспозиции сегодня открыты, и нам удается заглянуть внутрь.

Пережидаем внезапный дождь в большой избе богатого крестьянина и направляемся в сторону озера. Ребята фотографируются с полевыми цветами в нагрудных кармашках, а я стараюсь не отставать, чтобы послушать шутки. Наконец выходим на берег озера и сразу же начинаем вспоминать строчки Есенина — настолько здесь живописно, тихо, привольно. Делаем общее фото на память. Кто-то уезжает пораньше, чтобы успеть поужинать. Погуляв еще немного по заповеднику, уезжаем и мы.

20:00

Час Х настал. Место сбора — комната 309, гостеприимное пристанище для всех, кто желает приятно скоротать вечернее время. Кто сегодня победит — мафия или город — узнаем позже. А пока нас ждет гитара, это хорошая замена вечернему костру в лагере, только вместо костра здесь большой стол с угощениями. Играем разные песни с куратором по очереди. За время практики некоторые песни звучали так часто, что их уже знаем не только мы вдвоем. Позже переходим на караоке впервые за смену. А после 23:00 отбой. Мы иногда засиживаемся допоздна, но сегодня расходимся пораньше. Перед сном еще один важный обряд — теплые дружеские объятия.