• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На филологию по олимпиаде

Валерия Мелкозерова учится на первом курсе программы «Филология». Она поступила в Питерскую Вышку без экзаменов: победила в одной перечневой олимпиаде по литературе. Теперь она учится в историческом центре Петербурга, изучает немецкий и компьютерную лингвистику, а также разговаривает о карьере с наставником. В интервью с Валерией — несколько советов по выбору олимпиады и подготовке, а также впечатления от учебы в кампусе.

На филологию по олимпиаде

Фото из личного архива Валерии Митранковой

— Почему вы начали ходить на олимпиады?

— Я участвовала в соревнованиях с пятого класса, но скорее просто так. Потом уже поняла, что это будет полезно для поступления. Сложно попасть по ЕГЭ в те вузы, которые мне нравились. А вот по олимпиаде — вполне реально.

— И вы ни разу не засомневались, стоит ли участвовать?

— У нас была требовательная преподавательница литературы. Она настраивала нас, что в 11 классе мы все пашем. Но в тот последний школьный год было непонятно, на что делать ставку.

Можно было бросить все силы на олимпиады и не готовиться к ЕГЭ совсем. Но что делать, если для экзаменов не хватит навыков? К тому же результат олимпиады нужно подтвердить и на ЕГЭ: сдать профильный предмет минимум на 75 баллов. Поэтому я решила, что буду готовиться потихоньку и к экзаменам, и к олимпиадам.

На деле я готовилась к ЕГЭ первые полгода. В это время проходят отборочные туры олимпиад, они не такие сложные, как основные. Параллельно можно учиться быстро и качественно писать типовые сочинения. А вторую половину года я полностью посвятила соревнованиям. 

— Вы участвовали сразу в нескольких олимпиадах. Расскажите, пожалуйста, как вы их выбирали?

— Мы с одноклассниками постоянно мониторили сайты вузов и смотрели, где и какие соревнования нужны. Оказалось, есть региональные олимпиады третьих степеней, за которые можно получить 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. А конкуренция там не такая большая. Многие мои знакомые набрали по 100 баллов на таких олимпиадах и поступили. 

У меня было немного иначе. Я активно участвовала в перечневых олимпиадах от вузов — Вышки, МГУ, РГГУ. Принцип такой: нужно писать все, что есть. Если где-то выиграешь, то и здорово. Так я получила диплом третьей степени на «Высшей пробе» по литературе. 

Но самая важная олимпиада для меня «Покори Воробьевы горы»! На ней я заняла первое место и получила диплом победителя, а потом смогла поступить на «Филологию» без экзаменов.

— Какие вопросы вам показались наиболее заковыристыми?

— Сложнее всего задания на факты. Можно рассуждать логически и пытаться восстановить материалы в памяти, но это сложно. Вопросы попадаются, например, такие: «Назовите пять сборников стихотворений Бориса Пастернака». Тут логика не поможет: либо знаешь, либо нет. 

Анализировать тексты было легче, потому что это творчество. Но даже для таких заданий нужна тренировка.

— Как вы готовились к соревнованиям?

— Прежде всего, я просто много читала. Но у меня в школе была сильная литература, мне помогали даже обычные уроки.

Еще я изучала литературные и исторические процессы, запоминала биографии писателей, разбиралась в литературоведческой теории. Потом тренировалась анализировать тексты и оформлять наблюдения. Кроме того, я старалась черпать информацию из самых разных источников: подкасты, специальные Telegram-каналы, Youtube были важным дополнением в подготовке. Мне это было интересно само по себе, и часто я не воспринимала процесс как строгую подготовку к олимпиаде. Просто было большое желание узнать как можно больше.

Готовиться нужно к разным видам заданий, потому что олимпиады отличаются друг от друга по содержанию вопросов. На всероссийской обычно дают незнакомый текст, чтобы проверить логику и кругозор участников. На перечневых вопросы в основном по школьной программе. Здесь от участников ждут конкретных знаний.

Подборки конкурсных заданий есть в группах для олимпиадников во «ВКонтакте». Я находила гайды и кодификаторы по произведениям, которые попадаются на соревнованиях. Специально читала такие тексты и изучала критическую и аналитическую литературу. Мне это действительно помогло: на «Покори Воробьевы горы» как раз попалась тема, к которой я подготовилась заранее. 

— Было что-то еще, что помогло вам с олимпиадами?

— Да, но скорее косвенно. Я ездила в «Сириус» на смену по современному литературному процессу. К олимпиадам нас не готовили, но было все равно полезно для общего развития. Мы глубже погружались в контекст литературных произведений, обсуждали их, писали сочинения. И конечно же, выходили за рамки школьной программы.

Поездка была настоящей отдушиной. ЕГЭ — не самое приятное дело, все сочинения там пишутся по одной структуре. В «Сириусе» я увидела, что есть жизнь за пределами школы. Появилась мотивация, чтобы учиться усерднее. Ведь если много заниматься, больше шансов поступить куда хочется.  

— Летом пришло время выбирать вуз и программу. Чем вы руководствовались?

— Я могла поступить без экзаменов в несколько вузов. Смотрела, какой мне больше нравится. Очень хотелось приехать именно в Петербург: здесь поуютнее, чем в Москве. К тому же мне было важно видеть вокруг себя то, о чем я читаю. Это очень вдохновляет.

Меня привлекла гибкая вышкинская система обучения. Ее можно подстраивать под себя. Брать то, что действительно нужно и нравится. Необязательно выбирать одну узкую специальность на четыре года. Ведь сначала непонятно, понравится она или нет. А здесь у меня программа достаточно общая, направления у нее разные. Я подумала, что это хорошо: значит, можно найти свое дело во время учебы.

В Вышке на программе «Филология» преподают еще и лингвистику. Уже потом студенты выбирают: либо языкознание, либо литературоведение. Я еще со школы увлекаюсь лингвистикой, мне нравится решать задачки по ней. Для меня такое направление на программе было дополнительным преимуществом. А отдельно я бы на него прошла, там нужно сдавать математику на ЕГЭ.

Решающим критерием стала работа с абитуриентами и студентами, отношение к ним. Именно в Вышке я чувствовала, что администрация и преподаватели хотят, чтобы к ним пришли студенты. Они шли навстречу, вели себя дружелюбно и выражали готовность к сотрудничеству.

— Вы учитесь в корпусе на канале Грибоедова. Он вписался в ваши представления о Петербурге?

— Да, там такое приятное историческое место! Тот самый книжный Петербург, который я хотела увидеть. Район вокруг канала Грибоедова очень красивый, и обстановка внутри корпуса приятная. Сразу понятно, что университет старается для студентов.

Если честно, из-за дистанта я не очень привыкла к корпусу. Но сейчас у нас очные занятия, и я стала чаще оставаться здесь после пар. Поэтому и место полюбилось.

— Какие у вас впечатления от первого года учебы?

— Думаю, мои ожидания от учебы действительно оправдались. Очень нравится, что у нас много немецкого, чувствуется интенсивная подготовка. 
Но самое главное — у нас очень чуткие и дружелюбные преподаватели, которые создают для нас безопасную среду. Я, возможно, какие-то общие вещи говорю, но это правда! Когда преподаватели во всем поддерживают студентов, проще раскрыться. В школе я боялась докладов и публичных выступлений, сейчас для меня это обычное дело.

Мы с однокурсниками обожаем Алину Сергеевну Бодрову. Она — светлейший человек, который знает все на свете. Сейчас она ведет у нас «Ключевые тексты мировой литературы», а до этого — «Академическое письмо». У нее очень интересные лекции.

Мне еще очень нравится моя преподавательница немецкого, Ирина Сергеевна Ватутина. Она создает невероятно комфортную обстановку на паре. 

Нам говорили, что немецкий будут с нуля преподавать полностью на немецком. Я сначала испугалась, ведь это незнакомый язык. Но Ирина Сергеевна никогда не давит на студентов, с ней не боишься разговаривать. Она всегда спокойна: если студент допускает ошибку, она его мягко поправляет, и учеба продолжается. Ошибки — просто часть рабочего процесса. Ирина Сергеевна просит нас задавать вопросы, если мы не поняли тему. Она часто говорит нам, что плохой вопрос — тот, который не прозвучал.

— В Питерской Вышке есть преимущества для олимпиадников. Какими из них вы воспользовались?

Программой менторства: студент выбирает себе наставника, который дает советы по карьере и учебе. Сначала я сформулировала запрос для ментора, потом сняла видео о себе и выбрала наставника на сайте программы.

Моим ментором стал Донат Билибин из Veeam Software, эта компания разрабатывает софт для защиты данных. Донат Дмитриевич тоже учился на филолога, а сейчас руководит группой по консультированию клиентов. 

Мне хотелось узнать у ментора, как начать работать после университета и понять, чем я хочу заниматься. Есть такой стереотип, что людям гуманитарных специальностей сложнее найти работу. Головой я понимаю, что это не так. Но ощущение давит, на подкорке у меня до сих пор есть тревога за будущее. Мой наставник меня немного успокоил. Я увидела, что у меня есть варианты по развитию карьеры.

— Чем думаете заняться после бакалавриата? Вам интереснее карьера в науке или в бизнесе?

— Мне интересно заниматься наукой, но я не представляю себя ученым. Хочется заниматься таким делом, где сразу видно результаты. А наука как будто бы сфокусирована сама на себе. 

Я рассматриваю для себя преподавание или работу в книжном деле: в издательстве или книжном магазине. 

Как заняться книжным делом — пока непонятно, а вот погружаться в преподавание можно уже сейчас. Я пойду на майнор по педагогике на втором курсе. Нам объяснят, как люди воспринимают и запоминают информацию. Потом мы изучим методики, а в конце создадим свой курс на онлайн-платформе.

— Не думали заняться компьютерной лингвистикой? Это перспективное направление, и интерес у вас был.

— Потихоньку ею интересуюсь. На НИСе мы изучаем digital humanities и исследования, которые опираются на цифровые методы. Смотрим на стихи и прозу. 

На научно-исследовательском семинаре мы использовали программу, которая анализирует частоту словоупотребления. На ее основе мы изучали художественный мир писателя или конкретного произведения. Я исследовала творчество поэта Михаила Кузмина. В поэме «Форель разбивает лед» почти не встречаются слова «черное» и «белое». Для поэтического текста это нетипично, потому что такое противопоставление стало классическим. Вместо «белого» у Кузмина — «жемчужный», а основная антитеза строится на зеленом и синем. Такие штуки можно было бы заметить и при чтении, но через программу удобнее. Можно даже конкретные цифры привести, чтобы подтвердить гипотезу, и это весомый аргумент.

Но несмотря на все это, я сама больше склоняюсь к литературоведению. Лингвистика для меня скорее вспомогательный инструмент. Но насовсем я от нее не ухожу.

— И последнее — чему вы научились в Вышке за этот год?

— Проявлять себя. Я стала намного лучше выступать с докладами и презентациями, потому что нам часто нужно это делать. С каждым разом мои работы все лучше, это очень радует! 

Мне стало проще сходиться с людьми. Я постоянно общаюсь с однокурсниками и кураторами, и разговоры стали чем-то комфортным и обыденным.

Я начала строже относиться к себе и домашкам. Просто дисциплинированность важна, чтобы планировать и другие дела. Но этому качеству, наверное, не только в Вышке можно научиться. Просто со взрослением приходит и ответственность.