• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Валерия Ефимова — о поступлении на филологию и исследованиях кино

Не все филологи любят книги с детства, у кого-то этот интерес — приобретенный. А некоторые изучают не только литературу или язык, но и кино и музыку. Студентка третьего курса ОП «Филология» Валерия Ефимова — именно такой человек. Поговорили с ней о поступлении в Питерскую Вышку, о научно-учебной группе на стыке разных областей и кино.

Валерия Ефимова — о поступлении на филологию и исследованиях кино

Фото из личного архива Валерии Ефимовой

Интерес к литературе

Ребенком я не особенно любила читать. В основном бралась за книги по школьной программе или классику вроде «Грозового перевала» или «Джейн Эйр». Зато у меня была близкая подруга, которая с удовольствием делилась впечатлениями о прочитанном. Это вдохновляло.

В школе мне было сложно всерьез заинтересоваться литературой, нам очень сухо преподавали литературу. К тому же мне казалось, что нас не учат мыслить критически. 

Однако перед ОГЭ у меня появился репетитор по литературе, который смог меня вдохновить и заинтересовать. Он учил меня думать над текстом, а не отвечать по методичке. Меня это выбило из колеи, но в то же время и заинтересовало. Оказалось, можно не соглашаться с автором и критиковать текст. Это было классным открытием для меня.

Поступление на филологию

Я не готовилась к поступлению в вуз два года подряд, не стремилась участвовать в олимпиадах. Подготовку начала в самом конце, да и то не до конца понимала, чем хочу заниматься.

Изначально у меня лежала душа к режиссуре, но со временем я пришла к выводу о том, что не готова учиться на режиссера. Мне показалось, что я в этом направлении сейчас ничего не добьюсь. Отчасти на это повлияло то, что я пошла на день открытых дверей по режиссуре в другой вуз. Нам там сказали, что режиссерами мы вряд ли станем и нас скорее научат смотреть кино. 

Тогда я задумалась о творческой специальности, которая поможет себя обеспечивать. Сначала я задумалась о журналистике, но меня немного испугали творческие испытания. Так я пришла к филологии и подумала — начну с этого, а дальше будь что будет. 

На момент поступления в вуз я не знала, какая филология мне интересна — английская, германская или русская. Именно поэтому программа по филологии в Питерской Вышке была для меня оптимальной: здесь такого разделения нет. Можно понять свои интересы, пока изучаешь литературу и другие предметы. Это лучше, чем выбрать что-то одно и разочароваться.

Впечатления от учебы

У меня был восторг! Началась взрослая жизнь, каждый день нужно ездить на учебу по красивому Петербургу, это здорово. Для меня вдвойне: я сама из Гатчины, в городе редко бывала. 

Преподаватели у нас тоже нечто! Особенно по сравнению со школьными. Они общаются с нами на равных, позволяют выражать собственное мнение и поощряют критику произведений. 

Меня больше всего впечатлили Виктор Михайлович Димитриев и Дмитрий Яковлевич Калугин. Виктор Михайлович вел у нас семинары по академическому письму, где мы учились писать работы в научном стиле. А Дмитрий Яковлевич — очень харизматичный преподаватель, который умеет обо всем интересно рассказывать. 

Отношение к науке

Не могу точно определить, когда проявился мой интерес к науке. Он складывался по крупицам: сначала готовилась к ЕГЭ, потом слушала лекции по литературе, потом поступила в вуз. Тексты давались тяжело на первом курсе, потом привыкла. Когда я начала лучше понимать статьи и книги, то с развитием навыков и анализ стал глубже. А вместе с этим вырос и интерес к науке, потому что хотелось быть частью этого мира. 

Продолжу ли я заниматься наукой — пока непонятно, для меня актуален этот вопрос. Я в какой-то момент немного выгорела: устала от учебы и научных текстов, они начали меня раздражать. При этом интерес есть, но я не понимаю, какое место наука занимает в моей жизни.

Недавно я вошла в состав научно-учебной группы «Трансмедиальные исследования литературы». Это как раз и поможет мне определиться, что я буду делать дальше.

Научно-учебная группа — исследовательский проект для студентов. В отличие от лаборатории, группа открывается на ограниченный промежуток времени. Обычно участники таких групп проводят воркшопы и круглые столы на разные темы и выпускают статьи.

Научно-учебная группа для филологов

Как я присоединилась

В научно-учебной группе я оказалась благодаря знакомым. Как-то раз сходила на семинар по литературе, который вели магистранты программы «Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах». Потом начала делать это регулярно. Кончилось тем, что Иван Андреевич Делазари предложил мне присоединиться к новой научно-учебной группе —«Трансмедиальные исследования литературы». Сейчас нас там десять: два человека с третьего курса бакалавриата, два — с четвертого, четыре магистранта и два преподавателя, Иван Андреевич Делазари и Дмитрий Викторович Токарев

Что мы изучаем

Участники группы исследуют, как литература взаимодействует с живописью, кино, музыкой и другими видами искусства. Интересы у каждого свои. Например, мой коллега Артем как-то провел лекцию о том, как литературоведы изучают рэп.  

Я исследую связь кино с литературой. Эти виды искусства не так уж сильно отличаются друг от друга. Разница лишь в том, что литература передает сюжет текстом, а кино — визуальным рядом. Но при этом сами фильмы опираются на сценарии, у которых есть тоже есть завязка, кульминация и другие опорные точки. Все как в обычных текстах. Метафоры там тоже есть, просто они выражены визуально. Именно поэтому литературоведческие теории можно применять к кино. 

Связью литературы и кино я начала интересоваться еще на втором курсе, когда для итоговой работы разбирала фильм Хичкока с точки зрения постмодернистской философии. 

Сейчас я пишу про сюрреализм в кино. Сюрреалисты одними из первых начали использовать кино как инструмент популяризации своего течения: так появились «Золотой век» и «Андалузский пес». Однако современное понимание сюрреализма изменилось. Как именно — в этом я и хочу разобраться.

Что мы делаем

Я веду сайт научно-учебной группы, он рассчитан на академическую среду. Недавно мы с коллегой вместе переводили статью, связанную с интермедиальными исследованиями. Многие ребята у нас пишут научные статьи, чтобы потом публиковаться в литературных журналах. 

Мы проводили круглый стол, где ученые читали свои доклады. Потом проходили обсуждения этих тем. Получилось очень душевно и неформально, после официальной части мероприятия мы все пили чай и ели пирожные. Вообще мы с ребятами не просто коллеги, но и друзья. Можем собраться в гостях у кого-то, попеть под гитару. Нам очень комфортно вместе, и мероприятия мы стараемся проводить так, чтобы другим было хорошо с нами.

Планы на будущее

Сейчас я хочу понять, что делать дальше. Может, пойду в магистратуру Питерской Вышки по интермедиальным исследованиям. А может, поступлю в киношколу и стану кинокритиком. 

Еще у меня есть мечта: я очень хочу писать для киножурналов, мне нравится «Сеанс». Там очень поэтичные тексты. Они рассказывают о сложном в искусстве простым языком. 

Еще мне важно нести знание другим людям. Поэтому было бы здорово создать свой научно-популярный проект про кино: канал на Youtube или подкаст. Мне самой такие штуки нравится слушать. Кому-то эта идея может показаться сомнительной. Но если люди подписываются на такие каналы, смотрят обзоры, создают киноклубы, слушают подкасты от «Кинопоиска» — значит, им это нужно.