Профессор Питерской Вышки выпустил книгу о новгородском судопроизводстве XVI–XVII веков
Опубликована книга «Дела судные, указы и записки вершеные и невершеные». Ее автор — Адриан Александрович Селин, доктор исторических наук и академический руководитель бакалаврской программы «История». Книга посвящена судебным делам в Великом Новгороде конца XVI — начала XVII веков.
Книга Адриана Александровича делится на несколько частей. В основной опубликованы источники о судебных делах людей, оказавшихся в Великом Новгороде в период с 1584 по 1605 годы. Все источники имеют подробное описание. Также в книге можно найти номенклатуру судебных дел и объяснение, как эволюционировала судебная иерархия в тот период времени.
Произведение будет полезно как историкам, так и обычным читателям. Опубликованные тексты показывают повседневную жизнь Новгорода в период между политическими кризисами — смертью Ивана Грозного и Смутой. По судебным искам читатели могут проследить, какие вопросы особенно часто беспокоили людей и как были устроены суды того времени.
Книга «Дела судные, указы и записки вершеные и невершеные» стала первой публикацией проекта Novogradum inter discrimina — «Новгород между кризисами». Проект продолжит изучать повседневную жизнь региона при Борисе Годунове, когда Новгород уже стал частью московского политического пространства.
Адриан Александрович Селин, автор исследования и академический руководитель ОП «История»
Когда мы изучаем историю, нам важнее понять не кто куда ходил, а что составляло повседневный интерес простого человека. Причем это касается и кризисных периодов, и тех, когда можно выдохнуть.
Моя книга — о жизни обычных людей в Новгороде между кризисами: сперва Ливонская война и опричнина дотла разорили Северо-Запад Московского царства, позже была Смута. А правление Бориса Годунова стало тем состоянием, к которому Московское царство стала возвращаться после Смуты.
Вместе с другими учеными и студентами Высшей школы экономики я планирую и дальше изучать, как люди организовывали свой быт, что им было интересно, что казалось банальностью, а что — ярким событием.
Книга опубликована издательством «Блиц». Ее можно приобрести, если обратиться к Карине Александровне Кормановской по kiak5@mail.ru.
Что показывают опубликованные источники
Судебные споры были в основном имущественными или гражданскими, уголовных дел меньше. При этом жители Новгородской области судились почти все время. Это значит, люди доверяли региональной власти, поэтому и обращались в суд.
Судебные дела редко доходили до Москвы. Из 1700 дел в Новгороде за этот период в Москву было отправлено около 80. Только одно из дел было направлено к патриарху: оно было связано с непредумышленным убийством и прощением по нему.
На судах принимали решения те, кто готовил запросы. В деревнях это губные старосты, выборные органы судебной и полицейской власти. В мелких городах — местные воеводы. В самом Новгороде — выборные органы, которые реализовывали общественные задачи. После Смуты выборности практически не было.
Судебная, управленческая и социальная жизнь Новгорода становится проще. Это связано с тем, что Северо-Запад постепенно включался в московское политическое пространство. Новгород в этот период потихоньку теряет свои особенности и становится похожим на другие регионы — например, Кострому. Однако эти регионы сохранили свою политическую субъектность, во время Смуты это стало заметнее.
Судебных инстанций становится меньше. В конце XVI века был волостной суд в Заонежье, суды губных старост в регионах и так далее. А во время Смуты суды проходили только в Новгороде, все мелкие вопросы решались воеводским судом.
Некоторые суды оказывались дороже, чем предметы споров. При этом люди все равно подавали в суд — это связано со нравами того периода. Если человек считал несправедливым какое-то обстоятельство и не подал в суд — значит, он с этим согласился.
Адриан Александрович Селин, автор книги и академический руководитель ОП «История»
Вот пример такого спора: две женщины поссорились — вероятно, они сильно друг друга не любили. Одна подала на другую в суд, начался процесс. Стоимость судебных издержек по этому делу была выше, чем предмет спора. Но этой женщине было важнее победить другую в поединке, чем получить за эти вещи компенсацию.
Не принято было спускать обиды, нужно было судиться, потому что решение касалось потомков. Например, если боярин стал ниже по рангу и согласился с новым назначением, то более низкое положение начнут занимать и его дети. Об этом Нэнси Шилдс Коллманн писала в книге «Соединенные честью: государство и общество в России раннего Нового времени». Она также говорит, что такое мышление было характерно не только для московских бояр: оно распространялось на все московское политическое пространство. Новгород в него тоже входил.
Пытки были, но мало: всего три или четыре упоминания почти на 2000 судебных дел. Более распространенными были другие наказания — телесные, штрафы или тюремное заключение. Наиболее опасным способом наказания считалась плеть.
Селин Адриан Александрович
Академический руководитель ОП "История"