Питерская Вышка исследует посетительский опыт музея Фаберже
Студенты магистерской программы НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург «Менеджмент в индустрии впечатлений» провели исследование посетительского опыта на базе выставки работ Сальвадора Дали в музее Фаберже. Результаты этого и других партнерских проектов с музеем становятся элементами образовательного процесса на программе.
Исследование было посвящено изучению и анализу поведения посетителей временной выставки «САЛЬВАДОР ДАЛИ. Атомная Леда и другие образы ГАЛА» в музее Фаберже. Оно стало вторым исследованием посетительского опыта, организованным музеем в партнерстве с программой. Первое магистранты провели весной 2021 года — тогда это было комплексное исследование опыта посетителей постоянной экспозиции в здании Шуваловского дворца, в ходе которого студенты не только опросили свыше 400 человек, но также анализировали цифровые следы музея и его представленность в туристических продуктах.
Новое исследование ставило задачи сравнить аудиторию постоянной экспозиции и временной выставки, а также определить уровень оценки инновационных продуктов музея, готовность использовать предлагаемые посетителям цифровые инструменты взаимодействия и посещать музей повторно. Оно было организовано при участии Елены Зеленской, Алексея Горгадзе и Никиты Тряпкина. Студенты программы, работавшие на выставке волонтерами, собирали и обрабатывали информацию самостоятельно.
Карина Имамутдинова, студентка 1-го курса МП «Менеджмент в индустрии впечатлений»
Было очень занимательно получать и изучать впечатления о выставке людей разного возраста и с разным жизненным опытом. Оказалось, что большинство посетителей относится к искусству с большим интересом. Многие делились интересными личными историями, связанными с музеем или с искусством. Благодаря проекту я смогла улучшить коммуникативные навыки, научилась быстрее находить общий язык с абсолютно разными людьми, а также проводить анализ собранных данных.
Также было очень интересно наблюдать за внутренними механизмами работы музея и общаться с людьми, которые за ними стоят.
Результаты исследования представили руководству музея. Заместитель директора музея Фаберже София Григорьева дала им высокую оценку с точки зрения качества и разнообразия использованных методов сбора и анализа данных и отметила, что исследования подтвердили и дали статистическое обоснование правильности выбранного пути взаимодействия с посетителем, когда проведение временных выставок и их широкое освещение в СМИ является одним из инструментов привлечения аудитории в музей.
София Григорьева, заместитель директора музея Фаберже по развитию
Исследовать посетительский опыт крайне важно, поскольку он позволяет лучше понять отклик аудитории, принимать соответствующие решения по его улучшению и укреплению. При работе с посетителями как основной экспозиции, так и временной выставки нам было важно задействовать новые методы исследования цифровых следов, ранее не использовавшихся в наших внутренних изысканиях, и сопоставить результаты. Оттолкнувшись от полученного результата, мы будем вместе со студентами развивать и углублять аналитику и выстраивать новые способы коммуникации с гостями музея.
Работа со студентами приносит колоссальное удовольствие. Отрадно видеть много умных, способных, амбициозных и интересующихся молодых людей, которые хотят сделать этот мир интереснее и лучше! Талантливые студенты становятся для нас одной из приоритетных аудиторий поиска кандидатов для последующего трудоустройства. Высокий уровень отбора на программу и серьезная междисциплинарная подготовка студентов создают возможности для разнообразного вовлечения их в жизнь музея: проектная работа, практика или волонтерская программа. У всех появляется прекрасная возможность попробовать себя в деле, развить те или иные навыки и принести пользу.
Теме совмещения бизнеса и искусства на площадке музея Фаберже — вопросам конкуренции в арт-индустрии, влиянию трендов поведения потребителей на стратегии музеев и возможностям развития арт-институции по законам бизнес-компании — посвящен и учебный кейс The Fabergé Museum in St. Petersburg: Balancing Culture and Business, ранее подготовленный совместно Юлией Трабской и Еленой Зеленской и включенный в международную базу Кейс-центра (The Case Centre, Великобритания) — одну из крупнейших коллекций учебных кейсов со всего мира.
Все совместные с музеем Фаберже проекты являются важной частью образовательного процесса на программе. В нем также присутствуют и другие форматы взаимодействия. Так, София Григорьева участвует в традиционной Зимней школе кампуса и проекте программы CIBA, а также читает магистрантам курс Economics of Arts (при участии Анастасии Синицыной). Она отмечает высокий уровень подготовленных в рамках курса коммерческих проектов в сфере культуры и искусства и подчеркивает, что «высококвалифицированные специалисты востребованы на арт-рынке всегда, и это не фактор возраста и стажа, а больше вопрос таких качеств, как способность мыслить и действовать в нестандартных ситуациях, умение работать в режиме многоплановости задач, структурировать и держать под контролем процессы, а также всегда стремиться к получению новых знаний, опыта, информации».
Юлия Трабская, академический руководитель МП «Менеджмент в индустрии впечатлений»
Музей Фаберже — очень ценный партнер. Во-первых, имя Карла Фаберже знают во всех странах и это партнерство, например, сыграло свою роль при переговорах о двойном дипломе с Католическим университетом Святого Сердца, когда музей заинтересовал итальянских студентов. Во-вторых, для арт-менеджера важно понять суть работы разных арт-институций, в том числе частного музея, которым и является музей Фаберже.
Мы планируем развивать совместные проекты, вовлекаем экспертов музея в жизнь программы, в чтение курсов и работу комиссии по приему выпускных квалификационных работ, думаем о проведении совместной конференции и летней школы.
Трабская Юлия Георгиевна