• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Питерская Вышка исследует посетительский опыт музея Фаберже

Студенты магистерской программы НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург «Менеджмент в индустрии впечатлений» провели исследование посетительского опыта на базе выставки работ Сальвадора Дали в музее Фаберже. Результаты этого и других партнерских проектов с музеем становятся элементами образовательного процесса на программе.

Выставка «САЛЬВАДОР ДАЛИ. Атомная Леда и другие образы ГАЛА» в музее Фаберже

Выставка «САЛЬВАДОР ДАЛИ. Атомная Леда и другие образы ГАЛА» в музее Фаберже
© Музей Фаберже

Исследование было посвящено изучению и анализу поведения посетителей временной выставки «САЛЬВАДОР ДАЛИ. Атомная Леда и другие образы ГАЛА» в музее Фаберже. Оно стало вторым исследованием посетительского опыта, организованным музеем в партнерстве с программой. Первое магистранты провели весной 2021 года — тогда это было комплексное исследование опыта посетителей постоянной экспозиции в здании Шуваловского дворца, в ходе которого студенты не только опросили свыше 400 человек, но также анализировали цифровые следы музея и его представленность в туристических продуктах.

Новое исследование ставило задачи сравнить аудиторию постоянной экспозиции и временной выставки, а также определить уровень оценки инновационных продуктов музея, готовность использовать предлагаемые посетителям цифровые инструменты взаимодействия и посещать музей повторно. Оно было организовано при участии Елены Зеленской, Алексея Горгадзе и Никиты Тряпкина. Студенты программы, работавшие на выставке волонтерами, собирали и обрабатывали информацию самостоятельно.

Карина Имамутдинова, студентка 1-го курса МП «Менеджмент в индустрии впечатлений»

Карина Имамутдинова, студентка 1-го курса МП «Менеджмент в индустрии впечатлений»

Было очень занимательно получать и изучать впечатления о выставке людей разного возраста и с разным жизненным опытом. Оказалось, что большинство посетителей относится к искусству с большим интересом. Многие делились интересными личными историями, связанными с музеем или с искусством. Благодаря проекту я смогла улучшить коммуникативные навыки, научилась быстрее находить общий язык с абсолютно разными людьми, а также проводить анализ собранных данных.

Также было очень интересно наблюдать за внутренними механизмами работы музея и общаться с людьми, которые за ними стоят.

Результаты исследования представили руководству музея. Заместитель директора музея Фаберже София Григорьева дала им высокую оценку с точки зрения качества и разнообразия использованных методов сбора и анализа данных и отметила, что исследования подтвердили и дали статистическое обоснование правильности выбранного пути взаимодействия с посетителем, когда проведение временных выставок и их широкое освещение в СМИ является одним из инструментов привлечения аудитории в музей.

София Григорьева, заместитель директора музея Фаберже по развитию

София Григорьева, заместитель директора музея Фаберже по развитию

Исследовать посетительский опыт крайне важно, поскольку он позволяет лучше понять отклик аудитории, принимать соответствующие решения по его улучшению и укреплению. При работе с посетителями как основной экспозиции, так и временной выставки нам было важно задействовать новые методы исследования цифровых следов, ранее не использовавшихся в наших внутренних изысканиях, и сопоставить результаты. Оттолкнувшись от полученного результата, мы будем вместе со студентами развивать и углублять аналитику и выстраивать новые способы коммуникации с гостями музея.

Работа со студентами приносит колоссальное удовольствие. Отрадно видеть много умных, способных, амбициозных и интересующихся молодых людей, которые хотят сделать этот мир интереснее и лучше! Талантливые студенты становятся для нас одной из приоритетных аудиторий поиска кандидатов для последующего трудоустройства. Высокий уровень отбора на программу и серьезная междисциплинарная подготовка студентов создают возможности для разнообразного вовлечения их в жизнь музея: проектная работа, практика или волонтерская программа. У всех появляется прекрасная возможность попробовать себя в деле, развить те или иные навыки и принести пользу.

Теме совмещения бизнеса и искусства на площадке музея Фаберже — вопросам конкуренции в арт-индустрии, влиянию трендов поведения потребителей на стратегии музеев и возможностям развития арт-институции по законам бизнес-компании — посвящен и учебный кейс The Fabergé Museum in St. Petersburg: Balancing Culture and Business, ранее подготовленный совместно Юлией Трабской и Еленой Зеленской и включенный в международную базу Кейс-центра (The Case Centre, Великобритания) — одну из крупнейших коллекций учебных кейсов со всего мира.

Все совместные с музеем Фаберже проекты являются важной частью образовательного процесса на программе. В нем также присутствуют и другие форматы взаимодействия. Так, София Григорьева участвует в традиционной Зимней школе кампуса и проекте программы CIBA, а также читает магистрантам курс Economics of Arts (при участии Анастасии Синицыной). Она отмечает высокий уровень подготовленных в рамках курса коммерческих проектов в сфере культуры и искусства и подчеркивает, что «высококвалифицированные специалисты востребованы на арт-рынке всегда, и это не фактор возраста и стажа, а больше вопрос таких качеств, как способность мыслить и действовать в нестандартных ситуациях, умение работать в режиме многоплановости задач, структурировать и держать под контролем процессы, а также всегда стремиться к получению новых знаний, опыта, информации».

Юлия Трабская, академический руководитель МП «Менеджмент в индустрии впечатлений»

Трабская Юлия Георгиевна

Музей Фаберже — очень ценный партнер. Во-первых, имя Карла Фаберже знают во всех странах и это партнерство, например, сыграло свою роль при переговорах о двойном дипломе с Католическим университетом Святого Сердца, когда музей заинтересовал итальянских студентов. Во-вторых, для арт-менеджера важно понять суть работы разных арт-институций, в том числе частного музея, которым и является музей Фаберже.

Мы планируем развивать совместные проекты, вовлекаем экспертов музея в жизнь программы, в чтение курсов и работу комиссии по приему выпускных квалификационных работ, думаем о проведении совместной конференции и летней школы.