«В абитуриентах нам важны уровень мышления и нестандартность подходов»
В этом году в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург откроется новое направление — «Шрифт. Книга. Типографика». Почему его решили выделить в отдельный образовательный профиль, а также какие специализации предлагаются на программе и как работы студентов попадают на выставки, рассказывает руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и направления «Коммуникационный дизайн» Митя Харшак.
— Как вам кажется, профессия дизайнера сейчас востребована?
Все, что вы видите вокруг — одежда, мебель, любые визуальные сообщения — все это спроектировано дизайнерами. Поэтому до тех пор пока человек занимается производством и использует визуальную коммуникацию, эта профессия будет оставаться востребованной. Особенно это актуально сейчас, когда активно развиваются направления виртуальной и дополненной реальности. Будущее средового и коммуникационного дизайна я вижу в том числе и в цифровом мире.
— Какие образовательные направления существуют на программе?
На нашей программе три образовательных профиля. Первый — «Коммуникационный дизайн». Дизайнер-коммуникационщик — универсальный специалист, который может работать в сфере брендинга, визуальных коммуникаций, дизайна полиграфической продукции, книг, печатных и цифровых СМИ. Выпускники этого направления развиваются и в сфере digital: создают сайты и мобильные приложения, работают с видео и анимацией. «Коммуникационный дизайн» для тех, кто планирует работать в дизайн-студии или брендинговом агентстве, а в дальнейшем — построить собственный бренд в сфере креативных индустрий.
Направление «Дизайн среды» связано со всем, что формирует предметно-пространственную среду человека. Студенты этого профиля учатся работать с пространством человека — частным и общественным интерьером, городской средой, ландшафтом. Дизайнеры-средовики занимаются в том числе и экспо-дизайном. На нем мы делаем особый акцент не только в контексте музейных выставок, но и отраслевых и индустриальных событий. Студентам также важно научиться строить нарративы и сценарии мероприятий. Дизайн среды будет интересен тем, кому нравится работать с пространством, объемом, проектировать функциональные объекты и арт-инсталляции.
Третье направление учебы в Школе дизайна — «Шрифт. Книга. Типографика». Мы выделили его в отдельный профиль, так как видим, с каким удовольствием наши студенты занимаются типографикой и проектированием шрифтов. Типографика и шрифт — это инструменты работы не только с печатными изданиями, но и с цифровыми медиа. Это направление подойдет тем, кто влюблен в книги и буквы, хочет работать с дизайном многостраничных изданий и медиа, строить свою карьеру как разработчик шрифтов дизайна.
— По опыту прошлых лет — какие вступительные проекты набирают высокие баллы?
Прежде всего я бы порекомендовал нашим будущим абитуриентам смотреть сайт Школы дизайна. Там описаны возможные темы и критерии оценивания вступительных проектов. В творческом конкурсе для нас важен уровень мышления. Мы ждем ваши творческие проекты, воплощенные в серии от шести до двенадцати носителей.
Если мы говорим про «Коммуникационный дизайн» — на серию хорошо раскладываются обложки журналов или музыкальных дисков. Серийным может быть экологический, социальный или рекламный плакат. Особенно интересно работать с театральной афишей. В этом жанре можно увидеть высшие достижения в сфере графического дизайна. И для этого порой не обязательно листать каталоги плакатных биеннале. Достаточно пройти по Фонтанке мимо здания БДТ и посмотреть афиши театра.
Что касается дизайна среды, тут может быть все, что связано с объемно-пространственным проектированием. Например, проект ландшафтного парка, пространства под открытым небом, общественного интерьера, выставки или выставочного павильона.
По профилю «Шрифт. Книга. Типографика» может быть представлен авторский акцидентный шрифт. Также абитуриент может предоставить серию шрифтовых композиций, плакатов, обложек книг или музыкальных дисков. Иными словами, для творческого испытания по этому направлению подойдет все, где главную роль играют шрифт или типографика.
— Какие есть особенности у программы?
Прежде всего, с первого курса наши студенты взаимодействуют с педагогами практически так же, как дизайнеры — с арт-директорами брендинговых агентств, дизайн-студий и проектных бюро. Поэтому когда они начинают карьеру, им совсем не сложно переходить со студенческой скамьи в индустрию.
Со второго курса в учебную программу включаются проекты по брифам от внешних заказчиков или нашего университета. Поэтому для меня давно уже не сюрприз, когда наши второкурсники на просмотрах представляют реализованные проекты, выполненные в коллаборации с заказчиками или партнерами.
Благодаря проектной работе и обучению на программе студенты формируют портфолио творческих проектов — это основной профессиональный капитал дизайнера.
Еще одна особенность Школы дизайна — на программе преподают действующие дизайнеры, архитекторы и художники. Мы хорошо чувствуем индустрию и знаем, какие требования она будет предъявлять к будущим специалистам. Нашим студентам мы передаем знания и навыки, необходимые молодому дизайнеру для входа в профессию.
— Какие навыки приобретают студенты благодаря учебе на программе?
Во время учебы на программе наши студенты учатся искать нетривиальный подход к решению поставленной задачи и работать с визуализацией своих творческих затей. Однако профессия дизайнера не только творческая, но и технологичная. На первом курсе студентам преподают дисциплину «Технологии дизайна». На ней ребята учатся пользоваться необходимым софтом для реализации своих проектов — изучают инструменты векторной и растровой графики, верстки и предпечатной подготовки многостраничных изданий, веб-паблишинга, видеомонтажа и обработки.Таким образом, за первый год они проходят все необходимые технологические инструменты, с которыми им предстоит работать в будущем.
Если мы говорим о дизайне среды, студенты этого направления работают с программами трехмерного проектирования и разработки проектной документации.
Что касается проектирования шрифта, студенты работают с программами, позволяющими реализовать полный цикл разработки от редактирования вектора до генерирования файла шрифта, который уже можно установить на свой компьютер и использовать в любой из программ.
— Проходят ли студенты практику? В каких компаниях?
Наши студенты проходят практику в компаниях-партнерах. Среди наших преподавателей-кураторов — так мы называем ведущих преподавателей проектирования — большое количество владельцев и управляющих предприятиями творческой индустрии. Многие из них берут ребят на практику, включают в собственные творческие проекты.
Студенты могут также пройти и педагогическую практику на программе: помогать преподавателям вести занятия по технологиям для первокурсников.
— Расскажите о нескольких выставках, которые вам особенно запомнились в прошлом году.
В 2021 году наши студенты приняли участие более чем в двадцати профессиональных выставках на различных площадках Петербурга, Москвы и других городов. И это без учета просмотров и выставок, которые мы регулярно проводим в стенах университета.
В качестве проекта, которым мы очень гордимся, я бы хотел отметить взаимодействие Школы дизайна Питерской Вышки с Центральным выставочным залом «Манеж». Мы вместе реализовали выставку «33 знака». В разработке проекта принимали участие и студенты.
Не первый год в Российском этнографическом музее проходит отчетная выставка наших студентов. В 2021 году мы заняли парадный зал — Мраморный. На выставке были представлены графические работы студентов, а также объекты дизайнеров-средовиков. Также в этом учебном году в музее прошла выставка работ наших студентов в сфере дизайна книги и плаката.
Работы наших студентов по дисциплине «Арт-практика» регулярно выставляют в таком знаковом для петербургского искусства месте, как Арт-центр «Пушкинская-10» и в других художественных галереях.
Студенты Школы дизайна Питерской Вышки регулярно участвуют в выставках, которые проводит HSE ART GALLERY в Москве. За время существования галерея стала очень заметным игроком на московской художественной сцене.
— Что должен сделать студент, чтобы его работа попала на выставку?
У каждой выставки есть общая тема, некий единый тематический стержень. Преподаватели программы отбирают работы студентов, которые могли бы подойти под эту тему. Если таких не находится, мы даем ребятам задачу под конкретную тематику. Лучшие работы для выставки выбирает совет жюри, состоящий из ведущих преподавателей программы. Помимо участия в самой выставке, студенты занимаются продакшном и экспозиционным дизайном. Таким образом ребята получают навыки организации и проведения профессиональных выставок.
— Какие награды получили студенты программы в прошлом году?
Наши студенты регулярно получают награды на международных конкурсах, а также участвуют во внутренних конкурсах по проектам наших заказчиков. В частности, в прошлом году наша студентка Анна Рубан выиграла конкурс на ребрендинг Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков. Музей сейчас активно использует ее разработки. Другая наша студентка Вероника Гареева заняла призовое место на конкурсе «Золотой Трезини». Это международный конкурс, который проходит в Санкт-Петербурге и посвящен архитектуре и средовому дизайну.
— Существуют ли на программе преимущества для олимпиадников?
Для олимпиадников в Школе дизайна существует программа менторства. Мы просим коллег из брендинговых агентств и проектных бюро стать наставниками для ребят. Программа менторства позволяет нашим студентам бывать в студиях и агентствах, знакомиться с внутренней кухней творческих индустрий, получать консультации от ведущих специалистов рынка, которые еще по каким-то причинам не преподают в Школе дизайна.
— Как могут реализовать себя выпускники программы?
Если мы говорим про коммуникационный дизайн, есть три основных больших траектории для наших выпускников. Первая — это работа на стороне заказчика. Многие компании среднего или крупного бизнеса имеют в своей структуре дизайнерский отдел, который работает по задачам бренда. Это широкий круг проектов в сферах брендинга, визуальных коммуникаций, диджитал, упаковки, мерча, многостраничных изданий и так далее.
Второй трек — это работа в проектном бюро в коллективе своих единомышленников. В дизайн-студии заказчики могут быть из самых разных областей. Здесь понятная история с карьерным ростом: вы приходите на джуниора, потом становитесь старшим дизайнером, руководителем творческой группы, арт-директором и может быть, пройдя этот путь, выходите в рынок и основываете свое собственное бюро.
Третий путь — это фриланс, построение собственного бренда на рынке творческих индустрий. Путь дизайнера, который отвечает за себя сам: ищет заказы, участвует в конкурсах, презентует свои проекты заказчикам — одним словом, помимо творческой работы, берет на себя и весь дизайн-менеджмент. Это самый сложный путь, не подразумевающий деления недели на будние и выходные дни. Но именно на этом пути вас ждут самые захватывающие возможности взлета к звездам и высоким гонорарам.
— Может ли вашим студентом стать человек, который не умеет рисовать?
В нашей программе не было и не будет дисциплин, связанных с академической живописью и рисунком. В этом наша отличительная особенность. Существует огромное количество ручных и компьютерных техник, при помощи которых можно без умения рисовать создавать восхитительные проекты.
В абитуриентах нам важны уровень мышления и нестандартность подходов. Поэтому во вступительном проекте нашим абитуриентам нужно проявиться с той стороны, которая раскроет их способности мышления и проектирования в самом лучшем виде.