Формирование финансовой культуры как результат совместных усилий
В рамках Петербургского международного образовательного форума (17–30 марта) 24 марта прошла Межрегиональная конференция «Финансовая культура детям и молодежи: инвестиции в успех», организованная Федеральным методическим центром НИУ ВШЭ и Санкт-Петербургским межрегиональным методическим центром по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург). На конференции представили результаты совместной работы федеральных и региональных властей и образовательного сообщества по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс.
Конференция очертила площадку и те цели и задачи, в рамках которых действуют различные ведомства, реализующие Стратегию повышения финансовой грамотности в РФ (2016–2023 годы). Организаторы вынесли на обсуждение вопросы комплексного внедрения финансовой грамотности в образовательный процесс, роли образовательной организации в финансовом воспитании обучающихся, а также человеческого капитала как основного фактора развития современной экономики и культуры молодежного предпринимательства.
Руководитель Дирекции финансовой грамотности Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ Анна Харнас подчеркнула, что внедрение финансовой грамотности обеспечивает формирование новой финансовой культуры в молодежной среде и в стране в целом. Она представила основные шаги, направленные на построение инфраструктуры федерального уровня, обеспечивающей как использование финансовых сервисов гражданами, так и получение знаний и организацию обучения. В своем выступлении она поблагодарила Петербург за передовые позиции в этой работе и высокие показатели вовлеченности педагогов, а также отметила, что город является лидером по внедрению повестки школьного инициативного бюджетирования, привлекающего старшеклассников к участию в формировании бюджетной политики страны через проект «Твой бюджет в школах».
Проект «Твой бюджет в школах — 2021», вовлекший в инициативное бюджетирование свыше 1,5 тысяч школьников Санкт-Петербурга 9–11-х классов, был реализован Питерской Вышкой совместно с городским комитетом финансов и комитетом образования.
Директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования (ФМЦ) Николай Берзон видит причину такого успеха в хорошо отлаженном взаимодействии Санкт-Петербургского межрегионального методического центра (ММЦ) с курирующими образовательный процесс и финансовую сферу ведомствами — комитетом финансов и комитетом образования, а также УФНС России по Санкт-Петербургу, о чем говорит и факт широкого участия их представителей в конференции.
Со своей стороны, Николай Иосифович представил участникам конференции аналитику финансовых рынков в условиях глобальной нестабильности и пригласил всех заинтересованных лиц к диалогу и прояснению возникающих вопросов.
Николай Берзон, заслуженный экономист РФ, доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ:
Работа федеральной методической сети с центром в Москве и опорными пунктами в виде региональных и межрегиональных центров по всей стране построена таким образом, что мы, с одной стороны, координируем, финансируем (за счет средств, выделяемых Министерством финансов РФ в рамках госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков») и методически поддерживаем работу региональных центров, ведем аналитическую и разъяснительную работу, а с другой — осмысляем полученные от отдельных регионов в ходе совместной работы идеи и механизмы и тиражируем успешные практики в масштабах страны. Например, межрегиональное сообщество учителей, занимающееся проблематикой финансовой грамотности в школах, было создано по предложению Питерской Вышки и теперь мы будем его поддерживать и развивать.
Обучение учителей — задача сложная, потому что учитель учителю рознь: один преподает в начальной школе, другой — в 10–11-х классах, один — литературу, другой — обществознание. У них абсолютно разные подходы, поэтому стоит задача обучения с учетом подготовки учителей и возрастной категории детей: в младших классах, наверное, стоит больше говорить про семейный бюджет и карманные деньги, в старших уже можно про инвестиции и криптовалюту. Важно также помнить, что нужно не только обучить, но и поддерживать актуальность подготовки, рассказывать о нововведениях и специфике текущей ситуации. Опыт показывает, что знание основ финансовой грамотности всегда пригодится и самому учителю.
По данным ФМЦ, с 2016 года по всей стране уже прошли обучение основам финансовой грамотности порядка сорока тысяч учителей. Почти три тысячи из них — это педагоги Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей, ставшие участниками программ работающего в Питерской Вышке ММЦ в 2018–2021 годах. До конца 2023 года запланировано обучение еще порядка двух тысяч педагогов этих регионов.
Среди других запланированных ММЦ мероприятий на 2022–23 годы — расширение охвата образовательных учреждений, вовлечение в работу родителей, организация мероприятий по повышению финансовой грамотности взрослого населения, субъектов малого и среднего предпринимательства. Особое место занимает работа с талантливыми детьми — для них проводятся открытые лекции, игры, конкурсы, чемпионаты и олимпиады.
Анна Шахвердова, директор ММЦ ИДПО НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург:
Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше ребят повышали свою финансовую грамотность не только на занятиях в школе, но и принимали участие в специальных мероприятиях, погружались в тему глубже и благодаря этому чувствовали себя увереннее в финансовых вопросах.
Прямо сейчас проходит Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности для команд 7–8-х классов, для которого мы организуем региональный этап. В Петербурге, как и по всей стране, он стартовал в конце прошлого года. Школьный и районный этапы уже завершены. Теперь с 4 по 29 апреля пройдет городской этап, победители которого выйдут на всероссийский уровень. Участие в чемпионате — это целый комплекс возможностей: для учеников это возможность повысить уровень метапредметных навыков, для учителей — возможность повысить свои компетенции в области формирования функциональной и финансовой грамотности и в целом это работает на повышение престижа школы.
Очень полезно принимать участие в олимпиадах ведущих вузов, в том числе в олимпиаде Вышки «Высшая проба» по профилю «финансовая грамотность» — кроме повышения осведомленности, это дает преимущества при поступлении.
Организаторами конференции выступили ФМЦ НИУ ВШЭ и СПб ММЦ ИДПО НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Участниками стали представители администрации образовательных организаций, сотрудники межрегиональных и региональных методических центров по финансовой грамотности, методисты, учителя-предметники, преподаватели СПО, педагоги дополнительного образования, специалисты отделов образования, представители органов власти, банковской системы, высших учебных заведений, ориентированные на повышение финансовой грамотности населения.