• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект «Твой бюджет в школах — 2021» как механизм формирования компетенций и активной жизненной позиции

Питерская Вышка совместно с комитетом финансов и комитетом образования Санкт-Петербурга реализует проект, вовлекающий школьников 9–11-х классов в инициативное бюджетирование. Свыше 1,5 тысяч старшеклассников из 59 школ при поддержке наставников участвуют в подготовке и выдвижении проектных предложений для реализации на территории своей школы. Проект, стартовавший в сентябре, завершится к началу декабря.

Проект «Твой бюджет в школах — 2021» как механизм формирования компетенций и активной жизненной позиции

iStock

Проект «Твой бюджет в школах — 2021» является частью городского проекта «Твой бюджет», реализуемого при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и дающего жителям города возможность напрямую участвовать в распределении бюджета на проекты по развитию городской среды. Бюджет проекта составляет 60 млн рублей.

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург организует работу для полутора тысяч школьников 9–11-х классов 59 школ города из 12 районов. Им предлагается придумать идеи по улучшению школы и на их основе разработать проекты, которые будут представлены на голосование учащихся и экспертизу школьной администрации. В финале проекта городская экспертная комиссия выберет к началу декабря 20 школ, каждая из которых получит до трех миллионов рублей на реализацию своего проекта в течение 2022 года. Проекты участников будут оцениваться по критериям креативности, актуальности, вовлеченности школьников, проработанностии, событийной насыщенностии, а также качества презентации.

Ранее (в 2019 году) поддержку получили заявки на оборудование предметных классов и актовых залов, организацию зон отдыха, благоустройство территории, создание спортивных площадок и школьных музеев.

В 2021 году масштабы стартовавшего в сентябре проекта значительно расширились: в нем впервые была применена технология детского форсайта, для которой усилили тренинг педагогов и привлекли внешних экспертов-наставников — профессионалов из разных областей, поддерживающих учеников и педагогов на волонтерской основе. Наставники и представители школ сначала сами прошли специальный тренинг по технологиям инициативного проектирования и детского форсайта, а в конце сентября прошли форсайт-сессии для старшеклассников, состоявшие из лекций, презентаций и групповой работы. Ученикам рассказали о проекте «Твой бюджет» и инициативном бюджетировании, а также о правилах успешной подготовки и защиты проекта.

Филипп Казин, советник НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, руководитель и наставник проекта

Казин Филипп Александрович

Наставники выполняют роль помощников школьников в разработке проектов, проработке паспортов проектов и презентаций. Они не работают в школе, но обладают большим жизненным опытом, широтой взглядов и высокими компетенциями в проектном менеджменте. Большинство наставников, а у нас их более 60 человек, — это выпускники городской кадровой программы «Мой город — мои возможности», для которых в 2019/20 учебном году кампус реализовал образовательную программу «Горизонты возможностей». Также среди наставников есть студенты Высшей школы экономики — прежде всего магистерской программы «Управление образованием», для которых работа в этом проекте реализуется через «Ярмарку проектов».

Самое главное для проекта — развитие у школьников активной жизненной позиции, уверенности в собственных силах, готовности тратить время и силы на общественное благо. А также развитие у них компетенций, позволяющих приносить пользу своей школе, нашему городу и стране. Я бы посоветовал участникам быть креативными, мыслить широко и выступить с таким проектом, который бы действительно заинтересовал жюри. А это возможно только в том случае, если он будет не только хорошо проработан технически и содержательно, но и будет идти от души.

К 13 октября должна завершиться разработка проектов в классах. Затем пройдет процесс экспертизы и голосование по выбору финалистов на уровне школ, а в конце ноября — начале декабря — определение проектов-победителей.

Результатами этой масштабной работы станет развитие креативных способностей и проектных навыков школьников, а также профессиональных компетенций педагогов. Также усилится взаимодействие на уровне средней и высшей школы при участии общественных организаций и органов власти Санкт-Петербурга, что способствует приумножению социального капитала школ и вовлечению школьников в процесс модернизации школьного и городского пространства.

Евгений Васильев, эксперт по стратегическому развитию и инновациям в энергетике и нефтегазовой сфере, общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Санкт-Петербурге по направлению «Предпринимательство и технологии», победитель конкурса «Мой город — мои возможности»

Евгений Васильев, эксперт по стратегическому развитию и инновациям в энергетике и нефтегазовой сфере, общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Санкт-Петербурге по направлению «Предпринимательство и технологии», победитель конкурса «Мой город — мои возможности»

В проекте меня привлекла возможность для детей выдвинуть свою идею, получить поддержку класса, школы, города и окунуться в реальную проектную деятельность. Этот опыт дорогого стоит, и я уверен — дети, вовлеченные в проект, не остановятся на реализации только одной идеи.

Я решил подключиться к проекту из-за возможности собрать команду наставников-единомышленников из победителей конкурса «Мой город — мои возможности» и поделиться нашими знаниями и компетенциями с активными школьниками.

Больше всего за время участия в проекте запомнились эмоции детей. Сначала непонимание, потом удивление от предоставленной возможности, а затем радость от осознания своей причастности к проектированию будущего своей школы. Я считаю, что важно и преподавательскому составу, и ученикам осознать, что развиваться можно и нужно не только в этом проекте. Важно занимать активную позицию и генерировать идеи развития школы, привлекать организации для реализации детских идей, участвовать в конкурсах на гранты различных фондов, интегрировать детей в экосистему инноваций еще со школы. И мы, лидеры Санкт-Петербурга, им в этом поможем.

Александр Лубанец, педагог финансовой грамотности, тренер игропрактик, наставник

Александр Лубанец, педагог финансовой грамотности, тренер игропрактик, наставник

Цели проекта близки мне по духу. Я работаю с детьми и подростками по направлению финансовой и инвестиционной грамотности с 2017 года. Выйти на уровень школ, чтобы помогать старшеклассникам в их первой настоящей проектной деятельности, мне было очень интересно, и для меня действительно важно быть там, где формируется будущее нашей страны. Считаю, что проект «Твой бюджет в школах» должен масштабироваться в рамках всех субъектов Российской Федерации.

Запомнился момент, когда дети поняли, что это может быть их проект, с их идеями и мыслями, а не то, что положено по школьной программе. За два дня мы сделали маленькое чудо — творили в настоящем из материалов будущего. Применение этой технологии стало для меня важным опытом.

Учителям, участвующим в проекте, желаю сил и терпения. Сил — чтобы помогать ребятам, терпения — чтобы не навязывать им своих мыслей. Дети должны сделать проект сами. Наставникам желаю довести команду до победы, помочь ребятам в их трансформации, а самим старшеклассникам желаю быть открытыми новому, совершать и любить ошибки, задавать как можно больше вопросов, проявлять и тренировать твердость характера и, конечно же, победить.