• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«‎Для меня важно дать детям все, что в моих силах»‎, — Елизавета Дронова о программе «‎Учитель для России»‎

Елизавета Дронова окончила бакалаврскую программу «Политология и мировая политика»‎ в 2020 году. Сейчас она преподает английский язык в образовательном центре в Воронежской области. Это стало возможным благодаря программе «‎Учитель для России»‎. Поговорили с Елизаветой о том, какие возможности перед ней открыла программа.

«‎Для меня важно дать детям все, что в моих силах»‎, — Елизавета Дронова о программе «‎Учитель для России»‎

© Из личного архива Елизаветы Дроновой

Предыстория 

С детства я увлекаюсь историей зарубежных стран и иностранными языками. Когда выбирала бакалаврскую программу, мне совсем не хотелось ограничивать себя только лингвистикой или историей. Наоборот, было интересно заниматься всем и сразу. «Политология и мировая политика» в Питерской Вышке оказалась лучшим вариантом: можно было изучать второй иностранный язык и устройство разных стран. 

Я абсолютно не жалею о своем выборе. Мне нравилось учиться, атмосфера в Вышке — вдохновляющая. Во время учебы я начала сильнее осознавать, в каком направлении нужно двигаться дальше. Так я оказалась на программе «Учитель для России». 

Путь к участию в программе 

«‎Учитель для России»‎ — это программа, которая помогает молодым специалистам без педагогического образования устраиваться на работу в школы в отдаленных городах и селах России. Недавние выпускники вузов получают навыки преподавания не классическим способом, через обучение в педагогическом колледже, а благодаря постоянной практике в школе с детьми. Программа помогает выровнять возможности для детей: в некоторых населенных пунктах может быть по три ребенка на класс, да и учителей там не хватает. А так школьники могут получать хорошее образование без ограничений. 

Мой путь к участию в программе не был долгим. Я заканчивала университет в разгар пандемии. Из-за множества неопределенностей было сложно перестроиться, найти работу и свое место в мире вне университетских стен. Чтобы остаться на плаву, я начала преподавать онлайн, и мне это понравилось. Я поняла, что хотела бы развиваться в этом направлении дальше. Однако классическое педагогическое образование скорее отталкивало меня. Поэтому я искала альтернативные возможности для старта карьеры. 

Начало карьеры в школе

Во время поиска работы я узнала, что Вышка является партнером программы «‎Учитель для России»‎. Я без сомнений решила поучаствовать. 

Сейчас я живу в городе Боброве Воронежской области. Это небольшой город с населением около 20 тысяч человек. Я работаю в Бобровском образовательном центре. Несмотря на то что школа довольно современная и большая, здесь есть серьезная нехватка молодых специалистов. 

Я преподаю английский язык. Большая часть времени уходит на подготовку к занятиям. Я стараюсь планировать каждый урок так, чтобы детям было интересно, — программа это поощряет. По договору участники не могут брать больше 24 часов в неделю. Это делается для того, чтобы преподаватели не были перегружены и могли поддерживать качество уроков на хорошем уровне. Штатные учителя часто берут две ставки, это порядка 36 часов, чтобы заработать себе на жизнь. 

Помимо работы в школе, периодически я занимаюсь учебой: с утра до вечера слушаю лекции и участвую в семинарах «Учителя для России». Но основная часть обучения все-таки приходится на летнее время. Программа выстроена так, чтобы оно не мешало работе, а дополняло ее.

Миссия

Наш подход основывается на уважении к ребенку — мы направляем его, поддерживаем и помогаем раскрываться без лишних нравоучений. Я не ставлю глобальных целей. Для меня важно дать детям все, что в моих силах. Если хотя бы один ребенок благодаря моим усилиям и поддержке сможет добиться чего-то, я буду счастлива. 

Здесь важно сказать, что для школьников это совершенно новый подход. Поначалу кажется, что стоит только прийти в класс и начать общаться с детьми свободно, как со взрослыми, им сразу это понравится. Это далеко не так. 

Дети привыкли к тому формату общения, который давно сложился в школе. Для них более свободный подход — это стресс. Поэтому им нужно время, чтобы привыкнуть, перестроиться и понять, что на уроке, например, не обязательно сидеть ровно за партой 45 минут.  Наоборот, можно ходить по классу, общаться, работать в группах. Со временем они учатся здоровой коммуникации в классе и взаимному уважению.  Они также учатся брать ответственность за свое поведение без двоек и давления со стороны педагога.  

Глобально изменить что-то в школе, где давно закрепились свои порядки, не в наших силах. Главное — попытаться хотя бы маленькому числу детей показать, как может быть выстроено обучение.

Из личного архива Елизаветы Дроновой

Жизнь в маленьком городе

Если сравнивать с Петербургом, жизнь в Боброве другая. Люди здесь более дружелюбные. В первый же день я успела познакомиться со всеми таксистами в городе — мы ездили в соседнее село Липовка, чтобы увидеться с другими участниками программы. А потом возвращались в Бобров с двумя арбузами, кабачками и многим другим. Местные радовались нашему приезду и угощали урожаем. Это было очень приятно! 

Раньше, когда я уезжала к родителям во время учебы, то с большим облегчением оставляла Петербург. Не чувствовала себя там как дома, мне там было тревожно. Сейчас в Боброве все иначе. Когда я ненадолго уезжаю отсюда, начинаю ловить себя на мысли: «Когда же я поеду обратно домой?». Мне здесь очень комфортно.

Планы на будущее 

Программа «‎Учитель для России»‎ предлагает своим участникам разные возможности для развития. После преподавания в школе можно продолжить работу в маркетинге или в рекрутинге, можно стать методистом, куратором или ментором. Почти вся команда программы состоит из бывших участников. Для тех, кто хотел бы остаться в школе, есть специальные образовательные треки. Например, для желающих попробовать себя в роли директора школы. 

Я думаю, что хотела бы остаться в программе. Но сказать, в какой должности, пока не могу — не знаю. Впереди еще минимум полтора года работы учителем.