• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Захар Зюзев — о подготовке к ЕГЭ, поступлении и учёбе

Первый курс — это время новых знаний, знакомств с интересными людьми и начала взрослой жизни. Однако всё новое и неизведанное может вызывать стресс. Захар Зюзев поступил в этом учебном году на ОП «История» по программе «Социальный лифт». Редакция портала спросила Захара о его впечатлениях от поступления и первых месяцев учёбы.

Захар Зюзев — о подготовке к ЕГЭ, поступлении и учёбе

Фото из личного архива Захара Зюзева

Поступление в Питерскую Вышку

Я поступил в Питерскую Вышку по программе «Социальный лифт», потому что я из моногорода. О программе я узнал во время подготовки к ЕГЭ. На мое решение подать заявку повлияло также и то, что ребятам, поступающим по этому конкурсу, предоставляют проживание. Мне казалось, что это очень удобно, ведь не придется тратить много времени на дорогу. 

Интерес к истории и древности у меня появился в школе благодаря занятиям археологией. В нашем городе был школьный археологический отряд, с которым мы ездили летом на раскопки, а зимой представляли результаты наших исследований на конференции. Помимо нее я участвовал во Всероссийской конференции Вернадского и занял первое место. Так я понял, что изучение древности — мое призвание. 

Я не хотел связывать жизнь именно с археологией, потому что мне казалось, что это слишком узкое направление. Хотел взглянуть на картину шире и поэтому решил поступать на историка. В Питерской Вышке как раз оказалась такая программа. 

На ЕГЭ я сдавал четыре предмета: история, обществознание, английский язык и русский. Я сдал экзамены со средним баллом 80. Также я участвовал в различных олимпиадах и стал призером, поэтому в Питерской Вышке мне засчитали 100 баллов по истории. 

Советы по подготовке 

На мой взгляд, многие одиннадцатиклассники слишком зацикливаются на выпускных экзаменах. Безусловно, готовиться важно, однако если ученик тратит все свободное время на заучивание дат и терминов, он выгорает эмоционально. В итоге на сдаче экзамена выпускник оказывается в напряженном состоянии, что может повлиять на качество работы. 

Я распределил свои усилия и готовился не только к ЕГЭ, но и к олимпиадам. То, что спрашивают на экзаменах, обычно не спрашивают на олимпиадах. И наоборот.  Как мне кажется, ЕГЭ по истории основан на учебниках по этой дисциплине. На мой взгляд, достаточно выучить даты, закономерности, запомнить личности и их вклад в события. В то время как на олимпиадах нужно проявлять себя с исследовательской стороны. Лучше всего, на мой взгляд, во время подготовки обращаться к трудам классических историков: Николая Михайловича Карамзина, Василия Осиповича Ключевского и других. По моему опыту, знание основных моментов из этих книг, способность апеллировать к ним и выстраивать логические цепочки ценятся на олимпиадах по истории больше всего. 

Учеба на программе

Я проучился всего полгода. Мне кажется, что переход из состояния школьника в состояние студента выстроен в Вышке очень грамотно. У нас был очень важный, по моему мнению, предмет — история в меняющемся мире. На нем нам рассказывают, чем занимаются профессиональные историки, на какие темы они пишут, какие бывают течения в исторической науке и что мы можем взять для собственных исследований. Когда я поступил в Вышку, я еще не понимал, о чем может быть моя исследовательская работа, а этот предмет помог определиться. 

Я бы не сказал, что наша программа тяжелая и требует очень много времени. Мне кажется, если подходить к учебе ответственно и вовремя выполнять все задания, будет несложно все успевать. Лично у меня остается достаточно времени и на учебу, и на хобби. 

На большинстве предметов у нас классическая система: на лекциях мы проходим теорию, а на семинарах ее закрепляем. На языковых занятиях по латинскому и английскому мы выполняем практические задания.

Мне кажется, атмосфера университетской жизни Вышки подталкивает студента к овладению soft skills. Студенты много общаются друг с другом, работают в команде, и это замечательно. На мой взгляд, это помогает выпускникам не только быть хорошими специалистами, но и уметь взаимодействовать с людьми и заявлять о себе.

Сессии

Я успел сдать две сессии. Думаю, мне пока не удалось полностью прочувствовать экзамены, потому что обе сессии проходили в онлайн-формате. Бывает тяжело, когда сдаешь несколько предметов за короткий промежуток времени. Однако мне кажется, что это полезная закалка для студента, которая пригодится и в карьере. 

Курсовая работа

На первом курсе студенты программы «История» пишут курсовую работу. Меня зацепила микроистория и бытовая история. Авторы школьных учебников обычно концентрируются на военных и политических событиях, а также последовательности правления царей. Учась в университете, я понял, что это не все, чем занимаются историки. Мне показали, что у истории не только военные и политические лица, но и лица простых людей. Меня это сильно воодушевило, и я решил, что это именно та область, где для меня много неизведанного и я могу открыть много нового. Поэтому я обратился к Адриану Александровичу Селину, который и предложил мне написать курсовую на эту тему. 

Кураторы

На программе есть кураторы. Они помогают нам взаимодействовать с учебным офисом, а также привыкать к новому формату учебы после школы. Помимо этого кураторы проводят для нас разные активности. Например, августовская встреча или осенний выезд за город. Было еще одно мероприятие — квест, где мы перемещались по городу и выполняли разные задания. Было интересно побольше узнать о Петербурге и друг о друге. 

Планы во внеучебке

Куратор отдает всего себя своему делу, и это требует невероятных эмоциональных сил и вложений. Мне кажется, я не настолько активный и общительный человек, чтобы стать им. Однако кураторы получают в ответ много положительных эмоций. Поэтому, кто знает, может быть, я решусь попробовать себя в этом. 

Я знаю, что у нас есть студенческий отряд «Монолит», который занимается археологическими экспедициями. Они уже анонсировали встречу, и я планирую на ней быть. Надеюсь, что все сложится и я поеду с ними в экспедицию, потому что мне это очень интересно.

Планы на будущее

В ближайших планах на будущее — сдать еще две сессии и перейти на второй курс. А летом, если все сложится, — поучаствовать в археологической экспедиции. Также я был бы рад заняться научной работой и попробовать себя в учебном ассистентстве.

Советы абитуриентам

Я бы посоветовал нынешним одиннадцатиклассникам пользоваться всеми возможностями и пробовать себя в разном. Не зацикливайтесь на чем-то одном, например, на ЕГЭ. 

Мне кажется, важно любить предмет, на который вы поступаете, и понимать, чего вы ждете от себя во время учебы и высшего образования. И тогда все сложится.

Проект «Социальный лифт» поддерживает абитуриентов, которые в силу социальных факторов и жизненных обстоятельств не могут поступить в Высшую школу экономики. Цель программы — предоставить им возможность учиться за счёт средств НИУ ВШЭ. Для этого абитуриенту необходимо подать заявку, пройти отбор и набрать установленное НИУ ВШЭ минимальное количество баллов ЕГЭ по каждому предмету вступительного испытания. Подать заявку на участие в программе можно до 15 июня 2022 года. Подробнее об условиях предоставления льготы читайте на сайте программы