Руслан Валиев — об учёбе на политолога и проекте про роботов-курьеров для Почты России
В 2020 году Руслан Валиев окончил программу «Политология и мировая политика». В бакалавриате он активно развивал полезные навыки и заботился о своей карьере. Он даже попал на стажировку в японскую компанию. А недавно вместе с командой Почты России запустил проект про роботов-курьеров. Руслан рассказал об учебе на политолога и старте карьеры.
Поступление в Питерскую Вышку
Мои школьные годы прошли в селе Михайловка под Уфой. Про Вышку я узнал случайно за несколько месяцев до поступления. Сначала подал документы в известные московские университеты, но решил разбавить их питерским вузом — петербургским кампусом Вышки. По приезде в Петербург у меня случилась любовь с первого взгляда как с городом, так и с кампусом. Они оба показались мне очень уютными и решили мою дилемму о поступлении.
В Питерской Вышке меня интересовала «Политология и мировая политика», так как я с юношества мечтал стать дипломатом. В Питерской Вышке на политологии можно было изучать международные отношения. Это вполне соответствовало моим мечтам об изучении мировой политики и “высоких переговорах”. Но главным плюсом было то, что программа — полностью англоязычная. Другие бакалаврские программы по моему профилю этим похвастаться не могли.
Учёба на политолога
Я ожидал, что на программе «Политология и мировая политика» студентов научат соблюдать дипломатический этикет и вести переговоры, но нам дали другие навыки. Я научился мыслить критически, искать и обрабатывать информацию, формировать гипотезы. Также познакомился с программированием и статистикой. На старте карьеры все эти вещи оказались для меня полезными.
Многие мои однокурсники после выпуска начали заниматься аналитикой, поэтому программирование было для них полезным. Мне оно тоже помогает, но по-другому. Я работаю менеджером, и мне частенько надо давать понятные технические задания программистам и аналитикам. Когда я говорю с людьми из другой сферы на их языке, им намного проще понимать, чего я от них хочу. Результаты работы от этого в разы лучше.
Если бы я не пошёл учиться на нашу программу, то не знал бы английский так, как сейчас. Для нетворкинга этот язык особенно полезен: можно свободно общаться с людьми из разных стран, участвовать в конференциях, учиться по обмену за рубежом.
В школе осознанное изучение английского у меня началось только в девятом классе, да и то с алфавита. Уровень знаний при поступлении в университет был низким в сравнении с моими однокурсниками. Но преподаватели в Вышке мотивировали нас как можно больше разговаривать на английском — тем более, мы учились вместе с иностранцами. Так что за первые два-три месяца учебы я подтянулся.
Самое главное, чему меня научила Вышка, — видеть и использовать возможности . В нашем университете их очень много, и они всегда рядом. Однако фишка этих возможностей в том, что они требуют активных действий. Если вы ждёте, что всё получится само собой, и бездействуете, то ничего не поменяется. Нужно брать ответственность за своё будущее на себя.
Любимые предметы
У нас было много интересных предметов, но некоторые запомнились особенно хорошо.
Мы изучали теорию международных отношений, её вёл Йен Фергюсон. У него были высокие требования к тому, как студентам искать и структурировать информацию, писать аналитические записки. За такой высокий темп и требования, пусть и выматывающие, я, наоборот, очень благодарен. Без этих усилий и побед над собой я бы не понял, на что способен.
Мне также запомнилась «Политическая география» с Ириной Марковной Бусыгиной. Слушать её лекции о развитии и формировании регионов было безумно интересно, да и в целом полезно для эрудиции. Теперь я могу поддержать любой разговор о фронтирах и востоке СССР.
Ещё у нас было два предмета о Центральной Азии: о странах и о работе международных организаций в этом регионе. Занятия вёл Олег Владимирович Корнеев. Он вкладывал такую страсть в свой предмет, что остаться равнодушным было невозможно. Благодаря Олегу Владимировичу я теперь и экономическую повестку этого региона понимаю, и в каких источниках можно об этом почитать. В бизнесе такие знания тоже могут быть полезными: вдруг мне нужно будет составить стратегию развития компании в Центральной Азии? Кто знает, как повернётся жизнь!
Старт карьеры
На втором курсе я начал больше общаться с выпускниками и задумался, чем займусь после бакалавриата. Сначала у меня вообще не было времени на то, чтобы искать вакансии: была высокая нагрузка по учёбе. Я старался участвовать в конференциях и общественных мероприятиях, нарабатывать полезные навыки там.
После третьего курса я всё-таки нашёл стажировку, да ещё и в Японии. Дело было так: я поехал туда на молодёжный саммит «Большой двадцатки», представлял российскую молодёжь. Однажды вечером для участников устроили дипломатический приём, я на него тоже пошёл. Естественно, я очень стеснялся из-за непривычки к такому формату: все гости выглядели шикарно и обсуждали какие-то высокие темы. Мне от такой роскоши было не по себе. В середине зала стоял человек в майке, шортах и сланцах, он очень сильно выделялся в толпе смокингов. Я решил подойти к нему и поболтать.
Этим человеком в сланцах оказался глава японской энергетической компании Shizen Energy. Я тогда писал диплом о возобновляемой энергетике в России, так что наши интересы совпали. В конце разговора он предложил мне приехать летом в Токио и месяц стажироваться в компании.
Я исследовал российский рынок и изучал, получится ли у компании поставлять в нашу страну своё оборудование. Это был крутой опыт: меня всему учили, обо мне заботились, но при этом я жил один в чужой стране на другом конце мира, что по себе непросто. По структуре компания тоже была очень интересной: в ней не было никакой иерархии и рамок. Приходишь и работаешь, когда хочешь. Единственное, что важно — хороший результат. Из-за таких условий я даже не воспринимал работу как работу. Я просто приходил в место, где мне хорошо и интересно.
Переход на сторону менеджмента
В магистратуре я немного изменил свой профиль: пошёл в московскую Вышку на «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». Но и на эти перемены я решился благодаря петербургскому кампусу.
Как-то раз Андрей Владимирович Стародубцев дал нашему курсу совет о том, как эффективнее всего продолжить обучение. Он сказал — если вы не готовы заниматься наукой, выбирайте направление, с которым успешно скомбинируете свой бакалавриат. Это как раз мой случай. Я выбрал программу, где пригодятся мои знания политологии и можно узнать больше о цифровизации и менеджменте.
Учёба в магистратуре мне легко даётся, несмотря на новое направление. Бакалавриат научил меня работать в короткие сроки и правильно расставлять приоритеты. За оценками я тоже не гонюсь, только за знаниями.
Работа в Почте России и проект про роботов-курьеров
На четвёртом курсе я задумывался не только о поступлении, но и о работе. Сразу после выпуска я два месяца стажировался в фармацевтической компании, но понял, что эта область мне не интересна. Тогда я начал искать работу по знакомым, и через одного из выпускников Вышки нашёл вакансию в Почте России.
Я устроился в Офис цифровой трансформации, где задачей нашей команды было привлечь государственные инвестиции на цифровые проекты Почты. И технологии, и цифровизация, и политология. Всё, о чем я мечтал на старте карьеры.
Сначала я был на подхвате и делал всё подряд. Это было полезно: так я разобрался в структуре и задачах компании. Потом я попросил подключить меня к проекту по доставке посылок роботами-курьерами. Нужно было запустить эту штуковину и привлечь для неё инвестиции.
Всё получилось, доставка работает для 27 почтовых отделений в 12 районах Москвы, где проживает примерно 17 тысяч клиентов Почты России. Посылки и другие отправления развозят 36 роботов-курьеров компании «Яндекс», которая является главным партнером Почты в этом проекте. Я же стал руководителем проекта. Первые доставки мы начали делать уже в октябре прошлого года благодаря командным усилиям.
Привлекать инвестиции, в том числе государственные, мне было не так сложно из-за бакалавриата по политологии. Я хорошо знаю, как работают институты развития и выделяются субсидии на инновации. В магистратуре мы их тоже подробно изучали. Так что эта база нашему проекту очень помогла.
Сейчас я бы хотел узнать побольше о том, как управлять людьми. Я хочу строить доверительные отношения со своими коллегами и подчинёнными, но при этом оставаться строгим. Учиться этому очень непросто, хотя я читаю книги и прохожу тренинги.
Три совета студентам, которые хотят начать карьеру
Не бездействуйте. Если вы долго не можете решить, чем заниматься после университета, начните делать хоть что-то. Даже если вам не понравится, вы точно будете знать, что эта область вам не подходит.
Не бойтесь общаться с другими специалистами. Особенно если вы в какой-то области не разбираетесь, но очень хотите. Специалисты помогут с ответами на вопросы и запомнят вас. А вы получите не только знания, но и полезные контакты. Нетворкинг — это сила.
Будьте универсалом. В любой организации нужно работать так, чтобы ваши навыки были востребованы за её пределами. Иначе вы потратите время на такую работу, но потом вам надоест, и вы снова окажетесь в начале пути. Нужно строить свои навыки и резюме так, чтобы они были интересны всем работодателям. А ещё лучше быть универсалом. Если вы умеете переносить свои знания на другую сферу, найти место их применения намного проще.
Бусыгина Ирина Марковна
Департамент политологии и международных отношений: Профессор
Корнеев Олег Владимирович
Департамент политологии и международных отношений: Доцент
Стародубцев Андрей Владимирович
НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: Заместитель директора НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Фергюсон Йен Эндрю
Департамент политики и управления: Доцент