Анхель Барахас: «Мы стараемся сосредоточиться на практических решениях бизнес-проблем»
Магистерская программа «Менеджмент и аналитика для бизнеса» обучает принятию самостоятельных управленческих решений на основе аналитических инструментов. Ее академический руководитель, профессор Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента (ШЭМ) Анхель Барахас рассказывает о том, какие инструменты и методики позволяют готовить востребованных специалистов и почему среди преподавателей программы нет Билла Гейтса.
Обучение ведется на английском языке. Узнать о количестве мест и вступительных испытаниях можно на странице программы. Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.
— Программа «Менеджмент и аналитика для бизнеса» относится к числу так называемых двухъядерных программ ― в каком соотношении в ней представлены менеджмент и аналитика? Какие навыки получают студенты в ходе обучения?
— Это магистерская программа по менеджменту, так что она нацелена в первую очередь на развитие навыков самостоятельного принятия управленческих решений с использованием различных аналитических инструментов. Студенты приобретают как управленческие компетенции, так и аналитические навыки для обработки больших данных. Для этого обучающиеся, имеющие опыт работы в области менеджмента или экономики, расширяют свои компетенции за счет курсов по менеджменту и получают дополнительное аналитическое образование, в то время как выпускники инженерных, математических, естественно-научных (химия, биология, физика) и других специальностей с хорошей математической подготовкой получают недостающие управленческие навыки и знания, востребованные на рынке труда. Мы приветствуем студентов этих двух профилей — такой набор создает отличные условия для обмена необходимым опытом и знаниями.
— Как организован процесс обучения на программе? Какие образовательные треки доступны для студентов? Каковы возможности для исследовательской работы?
— На данный момент у нас представлено пять треков. Трек «Маркетинговая аналитика» полностью основан на вопросах маркетинга. Трек «Управление персоналом» посвящен управлению человеческими ресурсами в компании — это уникальный курс, который редко встретишь в других программах. Трек «Спортивная аналитика» особенно актуален сегодня, так как в спортивной индустрии ощущается острая нехватка специалистов с развитыми аналитическими навыками. Эти треки являются основными. Кроме того, у студентов есть возможность выбора специализированного тематического трека на втором году обучения по программе.
Трек «Сетевой анализ» реализуется в сотрудничестве с магистерской программой московского кампуса НИУ ВШЭ «Прикладная статистика с методами сетевого анализа». Этот трек доступен для ограниченного числа студентов — максимум пять человек. Для прохождения обучения нет необходимости переезжать в Москву, можно оставаться в Петербурге, это удобно. А московские студенты могут получить специализацию в нашем кампусе.
И последний, но не менее важный трек — исследовательский (Research distinction). Он ориентирован в первую очередь на тех, кто планирует продолжить обучение в аспирантуре и получить кандидатскую степень в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Преимущество этого трека в том, что некоторые его курсы будут перезачтены на аспирантской программе. Студентам не нужно проходить эти курсы заново — следовательно, они смогут уделять больше времени исследовательской работе. Дисциплины трека преподаются совместно для аспирантов и магистрантов — это неоспоримое преимущество для тех, кто хочет развить более глубокие метапредметные аналитические компетенции, а также получить степень кандидата наук.
Процесс обучения зависит от выбранного курса. Мы стараемся с самого начала привлекать студентов к практике, помогая получить необходимые прикладные навыки по выбранной специальности уже в процессе обучения. Особенно важны в этом плане научно-исследовательские семинары, так как с их помощью студенты учатся самостоятельно решать фундаментальные задачи, проводить исследования.
Регулярно проводим проектные семинары, в ходе которых студенты решают бизнес-кейсы. Нередко компании обращаются к студентам программы для решения реальных задач. На отдельных курсах студентам необходимо выполнить практические задания. Например, для прохождения курса «Прикладная статистика с методами сетевого анализа» необходимо пройти сертификацию по Google IQ и Яндекс.Метрике.
Также мы помогаем определиться с темой курсовых работ и магистерской диссертации.
— Все-таки какие компетенции студенты развивают в большей степени — исследовательские или бизнес-навыки? Какие возможности существуют для построения карьеры?
— Так как Вышка является национальным исследовательским университетом, обучение в значительной степени ориентировано на проведение научных исследований. Вместе с тем мы стараемся применить результаты научных работ студентов к управленческой деятельности компаний и реальным бизнес-задачам.
Например, когда кто-то защищает магистерскую диссертацию, мы всегда спрашиваем: «Как ваше исследование поможет улучшить управленческие решения в компании?» Будучи студентами исследовательских университетов, учащиеся обладают очень сильными исследовательскими навыками, однако акцент в защите диссертаций ставится не на сложность проблемы, а на ее актуальность в рамках решения реальных бизнес-ситуаций. Любое исследование должно быть прикладным, поэтому мы стараемся сосредоточиться на практических решениях бизнес-проблем.
Никто не стал бы заниматься исследованием вакцины против COVID, если бы не было самой болезни, которую нужно было бы вылечить, верно?
Мы должны стремиться к поиску решений насущных проблем в бизнесе, экономике и любой другой конкретной области.
Мы всегда открыты к обсуждению нестандартных тем для диссертаций и проводим исследования в самых разных сферах, от розничной торговли до музыкальной индустрии. Например, в ходе практических занятий по машинному обучению студенты должны были разработать и представить решение конкретных задач — так, одно решение было предложено для продажи кастомизированных подарков, а другое давало возможность распознавания различных компаний на рынке для выбора оптимального логистического решения.
В прошлом учебном году я руководил магистерской диссертацией, часть содержания которой оказалась первым этапом реального проекта компании, в которой студентка проходила стажировку. Она разрабатывала приложение, способное предлагать персональные рекомендации по здоровью с учетом индивидуальных особенностей человека. Это по-настоящему интересный случай, когда стажировка в компании получает продолжение в диссертации, успешная защита которой, в свою очередь, становится основанием для приема молодого специалиста на работу в эту компанию — взаимовыгодное сотрудничество как для учащихся, так и для работодателей.
— Какие возможности для академической карьеры дает магистерская программа?
— После нее есть возможность поступить в аспирантуру, и мы особенно заинтересованы в привлечении аспирантов, планирующих продолжить свою академическую карьеру и работать с нами дальше после защиты диссертации.
На втором курсе студенты часто начинают работать ассистентами преподавателей, а также сотрудниками научных лабораторий кампуса — это дает возможность в ходе проведения собственных исследований также получать практический опыт и взаимодействовать с теми, кто прямо сейчас работает над проектами. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с международными лабораториями — например, с Международной лабораторией экономики нематериальных активов, а также с другими лабораториями, в которых студенты могут работать или проходить стажировку.
— В развитие темы стажировки — в каких компаниях студенты программы могут ее пройти? Какие задачи приходится решать стажерам?
— Как правило, студенты стажируются в компаниях-партнерах университета — у нас есть стабильный набор компаний, принимающих наших стажеров. В некоторых случаях студенты могут сами предложить компанию, в которой хотели бы стажироваться. Иностранные студенты иногда предпочитают стажироваться в своих странах — в таких случаях мы заключаем договор.
Кроме этого, можно пройти стажировку в лабораториях НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и получить опыт работы над реальными проектами. Именно во время стажировки студенты находят применение своим аналитическим навыкам, а мы в свою очередь стараемся проработать для стажеров максимальное количество интересных практических задач.
— Расскажите, пожалуйста, о программе двойного диплома и о том, как на нее попасть.
— У нас действует программа двойного диплома со Школой менеджмента Барселоны (Barcelona School of Management, BSM) Университета Помпеу Фабра (Испания). На втором году обучения студенты из Испании смогут приехать в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург для обучения на нашей программе, а наши студенты — в Барселону для обучения на программе Master in Marketing или Master in Management. Кроме этого, российские студенты могут пройти стажировку в Испании. Важно отметить, что магистерскую диссертацию необходимо защищать в обоих университетах, но это можно сделать одновременно.
Чтобы попасть на программу двойного диплома, студенты должны подать заявку и пройти отбор сначала у нас, а затем со стороны вуза-партнера. Важно учитывать, что в BSM обучение платное, то есть год учебы в Барселоне придется оплатить (в Санкт-Петербурге в случае международного обмена студенты освобождаются от оплаты за год). Также университет предлагает возможность получения стипендии.
Мы также работаем над программой двойного диплома с EDHEC Business School, но пока это сотрудничество еще в проекте.
— Могут ли студенты программы участвовать в международной академической мобильности? Кто ваши зарубежные партнеры?
— Как я уже упоминал, мы сотрудничаем с магистерской программой «Прикладная статистика с методами сетевого анализа» НИУ ВШЭ в Москве. Наша программа предлагает все возможности по международным академическим обменам, которые представлены в НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга и Москвы. Многие студенты второго курса магистратуры ездят на один семестр за рубеж по обмену. Благодаря тому, что наши университеты-партнеры — из числа лучших в мире, у студентов есть много возможностей для получения ценного опыта.
Программа входит в сеть консорциума QTEM, объединяющую лучших студентов магистерских программ университетов по всему миру с международными компаниями. Это эксклюзивный клуб, в России не так много тех, кто принадлежит к этой сети.
Несмотря на то, что наша программа существует не так давно, мы уже готовы начать процесс прохождения международной аккредитации EPAS.
Качество образования мы ставим на первое место, сотрудничаем только с лучшими университетами.
Например, если BSM решила запустить с нами программу двойных дипломов, это означает, что наш образовательный процесс находится, по крайней мере, на том же уровне качества, что и в Помпеу Фабра — одном из ведущих университетов в Европе в этой области. Мы гордимся тем, что наше образование соответствует европейским стандартам качества.
— В чем заключается главное преимущество программы для будущей карьеры?
— Во-первых, эта магистерская программа по менеджменту ориентирована в первую очередь на обучение принятию самостоятельных управленческих решений на основе аналитических инструментов. Несомненно, другие сопутствующие дисциплины программы также интересны и важны, но они не являются ее основными или ключевыми элементами.
Одна из особенностей программы заключается в том, что она англоязычная, и мы принимаем большое количество студентов из разных стран. В предыдущие годы процент иностранных студентов составлял от 25 до 33 %. Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента в целом космополитична — на факультете есть как иностранные, так и российские преподаватели, прошедшие курсы повышения квалификации или стажировки за рубежом.
Кроме того, мы часто организуем уникальные курсы и лекции, приглашая выдающихся иностранных и российских профессоров с опытом работы за рубежом. Например, у нас читает курс Кристоф Кусман из школы менеджмента IÉSEG (Франция). Некоторые курсы ведут специалисты, имеющие опыт в конкретной индустрии. Так, у нас есть практический курс, разработанный компанией цифрового маркетинга. Курс по профессиональному стратегическому менеджменту ведет финансовый директор Московской фондовой биржи, ранее занимавший позицию генерального директора в других крупных компаниях.
Нередко мы приглашаем своих бывших студентов провести лекции и семинары на отдельных курсах, поделиться опытом. То есть программа интернациональна во всех смыслах: со стороны студентов, преподавателей и молодых специалистов. Важно отметить, что у нас учатся студенты с разным образовательным бэкграундом и это, несомненно, обогащает процесс обучения. У нас много студентов с техническим образованием — в основном инженеры и программисты. И, конечно же, у нас есть студенты, изучавшие экономику, менеджмент или бизнес-администрирование.
Мы стараемся поощрять студентов работать в группах. У них есть возможность совместно готовить курсовые и магистерские диссертации. Эти задачи предполагают большой объем работы, так что есть стимул научиться работать в команде, и мы стараемся сделать эти команды максимально интернациональными — не только с разделением по странам, но также по академическому образованию. Такие команды смогут лучше понять рынок страны и особенности ведения бизнеса.
— Вы могли бы назвать несколько известных имен из числа тех, кто преподает на программе?
— У нас пока нет ни одного лауреата Нобелевской премии среди преподавателей. Билл Гейтс тоже у нас не преподает. Думаю, нам это и не нужно. Ведь студенты при выборе программы ценят в первую очередь качество и стабильность.
Естественно, брошюра магистерской программы с фотографиями известных личностей привлечет внимание любого. Но будут ли звезды индустрий с нами из года в год? Для студентов куда важнее видеть преподавателя, который будет поддерживать его на протяжении всего курса и по-настоящему любить свой предмет. Это не отменяет того факта, что мы активно приглашаем к себе представителей разных индустрий. Например, благодаря недавней повсеместной вынужденной самоизоляции нам удалось пригласить генерального директора футбольного клуба американской высшей лиги «Орландо» на трек по программе «Спортивная аналитика». У нас также были представители бразильского клуба «Флуминенсе».
— Назовите, пожалуйста, основные дисциплины, изучаемые на программе. Какие из них наиболее интересны и важны для студентов? Есть ли курс — ядро программы, без которого невозможно назвать себя специалистом?
— Здесь я не могу дать однозначного ответа. Есть несколько курсов, которые являются базовыми для всех студентов разных программ по менеджменту — например, «Стратегический менеджмент». Есть и несколько вводных — таких, как «Основы эконометрики» или «Экономика управления», прохождение которых поможет студентам без опыта работы и профильного образования заполнить пробелы в знаниях. Но в целом трудно назвать более или менее значимые. Мы вводим только актуальные курсы, отвечающие различным рыночным потребностям, и всегда думаем о том, как улучшить каждый из них. Студенты вольны выбирать или взять на тест-драйв несколько курсов, просто чтобы понять, подходят ли они им. Многое зависит от личного опыта.
Учебная программа сбалансирована и направлена на то, чтобы дать студентам больше управленческих навыков. Это нужно для того, чтобы тем, кто имеет образование в области делового администрирования, не было скучно на лекциях, а студентам из других областей удалось получить максимум недостающих навыков на практике. И в то же время я бы выделил несколько курсов, ориентированных на работу со статистикой и использование аналитических навыков. Очень интересный курс, например, «Практическое машинное обучение и анализ данных». Он применим к стратегическому менеджменту, который, в свою очередь, в достаточной степени ориентирован на современный бизнес.
Есть два курса, направленные на решение актуальных бизнес-задач. Они связаны с использованием аналитических инструментов, для их прохождения студентам необходимо получить сертификат Google Analytics IQ или Яндекс.Метрика. В течение первого года студенты проходят курс анализа данных для оптимизации маркетинговых расходов, так что могут полностью сосредоточиться на маркетинге. Однако я бы тоже не сказал, что эти курсы — самые важные.
В целом студенты делают выбор в пользу тех предметов, которые полезны для работы или дальнейшей учебы.
— Каков ваш идеальный абитуриент? Какими навыками, образованием или личными качествами необходимо обладать?
— Первое, на что мы обращаем внимание, — высокие академические показатели. Внимательно смотрим на пройденную учебную программу, академический трек, оценки. Правда, у меня был случай, когда соискатель с дипломом филолога по английской литературе на прошел конкурсный отбор, потому что комиссия была уверена – не потянет, но при повторной подаче заявки было решено дать соискателю шанс, и в итоге студентка очень хорошо справилась с экзаменами и преуспела. Так что вторым критерием будет мотивация и неподдельный интерес к исследованиям. В упомянутом случае именно заинтересованность и проявление инициативы со стороны абитуриента стали двигателем прогресса в обучении. Также для обучения важна способность к командной работе и коммуникабельность.
Студенты хотят получить образование, которое позволит им быть востребованными на рынке и получать высокую зарплату, однако мы в первую очередь хотели бы видеть среди студентов тех, для кого специальность — не просто высокий доход, а стиль жизни, мотивация к профессиональному и личностному развитию.
— Как абитуриенты могут подготовиться к учебе?
— В целом в этом нет необходимости, поскольку в начале учебы студенты проходят промежуточные «курсы молодого бойца», которые помогают им в адаптации. Но можно начать самостоятельно изучать основы работы с R, Python или STATA — это наиболее распространенное программное обеспечение, которое используется в обучении. Язык программирования Python становится очень популярным, поэтому он очень хорош для сбора и обработки данных. Это будет особенно актуально для тех абитуриентов, кто имеет управленческие навыки или базовое бизнес-образование. При подготовке к поступлению можно освежить знания об управлении бизнесом. По моему опыту, приложив минимальные усилия в освоении этих тем, можно быстрее и проще втянуться в программу.
Но даже если студенты не имеют представления об основах программирования, в ходе нашего хорошо выстроенного образовательного процесса они, несомненно, наверстают упущенное.
— Какие карьерные перспективы ожидают выпускников программы?
— Могу сказать наверняка — проблем с трудоустройством у выпускников нашей программы не бывает, ведь они получают по-настоящему ценные и практические навыки. Одной из причин, по которой в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург было решено запустить программу, стала потребность в узких специалистах со стороны некоторых наших партнеров в разных отраслях. Есть компании, которые ориентированы в большей степени на машинный анализ или обработку больших данных — такие, как «Яндекс», «Газпром нефть» и др. Но в наших студентах также заинтересованы компании, представляющие банковское дело, розничную торговлю и даже фармацевтическую промышленность. К нам обращаются компании любого масштаба, так как сегодня перед ними стоит вопрос поиска специалистов, способных управлять большими данными — особенно это чувствуется в ретейле с онлайн-продажами или ИТ. Нередко компании предлагают возможности студенческой стажировки с последующим трудоустройством.
Представители отраслей принимают участие в работе экзаменационной комиссии при защите магистерских диссертаций, выражают сугубо положительные отзывы о подготовке наших выпускников и присматривают себе потенциальных кандидатов для трудоустройства. Мы этим очень гордимся.
Барахас Анхель