Преподаватель Питерской Вышки Андрей Люблинский вошел в ТОП-5 популярных в России художников паблик-арта
Андрей Люблинский — дизайнер, художник, куратор, лауреат профессиональных премий, преподаватель отделения дизайна и современного искусства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, по версии AD Magazine входит в пятерку художников паблик-арта, которые наиболее популярны в России. Его интервью — о том, как все устроено на самом деле.
Что определяет популярность художника? Как вы вошли в ТОП-5 по версии AD?
Популярность художника определяет прежде всего количество продаж и объем прибыли. Произведения непопулярных авторов просто не покупают, это же логично вроде. Художники-неудачники мало кому интересны.
Если речь идет о ТОП-5 журнала AD — попал туда совершенно случайно. Специально спросил у журналистки, откуда она про меня знает, — оказывается, меня ей посоветовал один художник из того же списка, мой хороший товарищ. Все ресурсы — в том числе и информационные — сосредоточены в Москве, а если ты живешь в любом другом городе России, тебя вроде бы и не существует, за очень редким исключением. Нельзя сказать, что это нормально или нет, — так есть, и все.
Входили ли вы еще в какие-нибудь рейтинги? Как полагаете, это важно?
Я постоянно попадаю в самые разнообразные рейтинги — последний раз это был список Forbes «Итоги Сosmoscow: самые дорогие продажи на ярмарке». Или не попадаю. Смотря кто и зачем их составляет. В основном туда вносят каких-то знакомых, мало кто хочет запариваться и проводить серьезную аналитическую работу, хотя такие случаи тоже бывают. На самом деле важны не сами рейтинги, потому что они страдают субъективизмом. Важно постоянное присутствие в информационном поле, а еще лучше регулярно появляться на мероприятиях и вернисажах. Личная коммуникация — путь к успеху. Ну а если вы совсем социофоб — существуют социальные сети, которые позволяют общаться, не выходя из дома.
Можете назвать свои любимые проекты?
Самый любимый и самый главный для меня проект — это CUBISM, линейка из десяти животных, собранных из кубиков. Про него можно смело сказать «ни убавить, ни прибавить», он абсолютен. Считаю, что это одна из лучших дизайнерских работ, сделанных в России за последние лет двадцать, наверное. Хотя мне нравится абсолютно все, что я делаю, иначе не было никакого смысла всем этим заниматься.
Почему занимаетесь паблик-артом? Что определяет выбор?
Могу со всей ответственностью заявить — так сложились обстоятельства. Просто все вещи, которые я придумываю, подходят для тиражирования и масштабирования, а галерейный и музейный формат привлекает меньше, чем работа на улице. Кроме того, термин «паблик-арт», на мой взгляд, довольно расплывчатый, мне больше нравится обозначение «временные инсталляции». Кроме художественных качеств, мои работы отличает умеренный бюджет и несложный продакшен — разумеется, если сравнивать их с монументальной скульптурой.
Как можно узнать ваши работы? Из чего складывается ваша самобытность как художника?
Если вы видите яркие, ироничные и четкие с точки зрения формы и графики вещи — скорее всего, перед вами мои произведения. Что же касается самобытности — это очень долгая личная история. Я родился в Ленинграде в 1972 году. Так сложилось, что в детстве неоднократно бывал за рубежом, что очень сильно повлияло на формирование моей личности. Это даже можно назвать детской травмой. Кроме того, я очень много читал, страшно любил смотреть телевизор, интересовался комиксами и карикатурами, позже возник интерес к музыке и кинофильмам. Юность совпала с перестройкой, а надо заметить, что вторая половина 80-х в Ленинграде — это было совершенно захватывающее время, богатое на культурные события. Дальше, в 90-е, была учеба в институте. Все это в итоге повлияло на то, кто я сейчас и чем занимаюсь.
Чему вы, художник, учите студентов ОП «Дизайн»? Какие цели ставите перед ними, и какие — перед собой?
Учу я студентов все-таки не как художник, а как дизайнер, но с определенным специфическим опытом. Я закончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица по кафедре «Средовой дизайн», лет двадцать работал по специальности и только потом стал зарабатывать искусством, которое, в свою очередь, сильно тяготеет именно к дизайну. Короче говоря, все перемешалось. Учить я стараюсь в первую очередь логике и дисциплине, это важно и для студентов, и для меня. А уже дальше — как придумать логотип или нарисовать качественную линейку пиктограмм.
Каждый дизайнер может стать художником, и наоборот?
В принципе абсолютно любой гражданин, при условии наличия минимальной мотивации, может стать как художником, так и дизайнером. А если хватит духу, то и тем, и другим одновременно.