• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Эта программа требует огромного любопытства, желания работать и получать интересные результаты»

Стать продуктовым аналитиком в Okko, закончить две магистерские программы, написать диплом о компьютерных играх, поступить в аспирантуру и стать преподавателем Вышки — о своем карьерном пути рассказывает Ирина Бусуркина, выпускница МП «Современный социальный анализ» 2020 года, аспирант департамента социологии.

«Эта программа требует огромного любопытства, желания работать и получать интересные результаты»

Фото из личного архива Ирины Бусуркиной

Ирина, расскажите немного о себе и о своем пути в магистратуру.

Мне 27 лет, я родилась и выросла в Санкт-Петербурге. Закончила бакалавриат по менеджменту Университета ИТМО, где с третьего курса начала участвовать в научных конференциях, но после завершения обучения взяла Gap Year — работала в IT-компании аккаунт-менеджером: вела проекты бизнес-партнеров, координировала работу дизайнеров и программистов. Меня, однако, тянуло обратно в науку, и я решила поступить на магистерскую программу по культурологии — хотелось попробовать себя в сфере культуры. Во время обучения я участвовала в волонтерских экскурсионных программах от музея религии, после чего поняла, что мне хочется не просто рассказывать о чужих творениях, но и творить самой. Кроме этого, я чувствовала, что мне ужасно не хватает ни знаний, ни методов, ни компании, в которой можно делать научные исследования. От подруги услышала, что на магистерской по социологии в Питерской Вышке все это есть, и решила подать документы. Это была моя вторая магистерская программа, поэтому я поступала на платное место, но так как мой балл за портфолио был выше проходного, мне сделали скидку в пятьдесят процентов, и это позволило мне достаточно комфортно учиться.

Было ли сложно пройти конкурс?

На самом деле я была в восторге от программы: от дисциплин, преподавателей и лабораторий — для меня это все казалось прекрасным новым миром. Я действительно хотела поступать (и поступила) на трек «Аналитика социальных данных» и работать с цифровыми данными, используя их в том числе для исследований культуры. Количественный трек предлагал много методологических предметов, которые, как мне казалось, могут мне пригодится в дальнейшем. К моменту поступления у меня уже было достаточно неплохое портфолио: статьи, дипломы о выступлениях на конференциях. В принципе система приема по портфолио очень удобная, потому что действительно проверяет заинтересованность и подготовленность человека к поступлению. Мотивационное письмо тоже не вызвало проблем: я описала в нем свой предыдущий опыт и то, что меня привело к этой магистерской программе, а также какие конкретно предметы мне интересны и возможную тему, которую мне бы хотелось изучить. И все получилось.

О чем ваш диплом?

Он был про то, как пользователи игровых сообществ оценивают и сравнивают игры с точки зрения их социальной ценности. В качестве данных я брала отзывы пользователей о тех или иных играх на платформе Steam. Получились интересные результаты: оказалось, например, что в разных жанрах игроки ценят разные качества игр. Например, в мультиплеерных играх, где игроки могут общаться между собой, пользователи больше обращают внимание на качество интеракций, то есть насколько социальный мир игры позволяет им комфортно играть. Если, например, в игре токсичная атмосфера, они оценивают игру негативно, несмотря на другие ее преимущества. Мне кажется, это очень интересные результаты. Я до сих пор осмысляю материалы своего диплома, работаю над их публикацией.

Почувствовали ли вы какие-то особенности учебы в Вышке?

В плане учебного процесса на ум сразу приходят четыре сессии в год и интенсивность всего происходящего. Мне кажется, что я никогда так много не училась! Было трудно, особенно в первый год, потому что в целом количественный трек обучения довольно сложный, и вдвойне — для человека, у которого в бакалавриате не было теории вероятности и эконометрики. Программа достаточно интенсивная, а полученные знания требует постоянной практики, в том числе самостоятельной. Надо быть к этому готовым. Второе — это, конечно, академическая свобода. Когда тебе преподают действующие исследователи, у которых свои проекты и научные интересы — это очень здорово! Можно практически на любую тему найти научного руководителя. А еще в Вышке обучение происходит через диалог со студентом, для которого студент должен выстроить логику и обосновать свои мысли с использованием литературы. Поощряются собственные идеи и участие в проектах. Акцент на самостоятельности, инициативности и диалог со студентами — мне кажется, это тоже характерная черта Вышки.

Уже со второго курса магистратуры вы не только учились, но и вели курсы для бакалавров — как ощущали себя в роли вышкинского преподавателя?

В апреле 2020 года мне предложили провести небольшой курс по цифровой антропологии для второго курса программы «Социология и социальная информатика». Я подумала — почему бы и нет? Обучение было построено по системе blended-learning, то есть часть материала студенты осваивали самостоятельно в рамках онлайн-курса, а от меня требовалось разработать систему контроля успеваемости. Это была разминка, и в течение следующего после моего выпуска учебного года я уже была преподавателем четырех дисциплин! Это очень крутой опыт. Один из предметов —Digital Social Research (цифровые социальные исследования) — мы с нуля разработали с Даниилом Александровичем Александровым, я ему очень признательна за совместную работу и за то, чему в процессе нее научилась. Получились отличные курсы, многие студенты их отмечают, и это такое замечательное ощущение — хорошо сделать работу, установить с людьми связь, сохранять ее и знать, что они понесут полученные знания дальше.

Как вы стали продуктовым аналитиком в Okko?

8 марта 2021 года я принимала участие в ежегодной конференции Питерской Вышки «Women in data science» — эта конференция способствует нетворкингу и трудоустройству девушек в Data Science, IT, аналитике и других STEM-сферах. Там женщины рассказывают про свой карьерный опыт и успехи в сфере, традиционно считающейся мужской. На таких конференциях действительно можно строить неформальные связи, чтобы через них выйти на IT-компании, в которых хотелось бы поработать. Я услышала выступление Ксении Певзнер о том, как устроена маркетинговая аналитика в Okko, и мне это показалось интересным. Я написала ей, что хочу попробовать себя не только в науке, но и в индустрии, прошла собеседование, хорошо выполнила тестовое задание, и меня приняли на двухмесячную стажировку.

Сейчас я уже работаю штатным продуктовом аналитиком, занимаюсь исследованием пользовательского поведения, вместе с продуктовым менеджером строю гипотезы и проверяю их на реальных данных. При построении гипотез и анализе я применяю те навыки, которые получила на нашей программе, потому что как раз в магистратуре мы изучали статистические тесты, которые применимы к разным типам распределения данных. Например, когда мы в компании проводим онлайн-эксперименты (они называются AB-тесты), чтобы выявить, какой вариант дизайна или внутренней логики сервиса больше отвечает потребностям пользователей, мне очень помогают полученные знания по статистическим тестам и логике статистического вывода. Мне интересно в индустрии, там совершенно другие задачи, но я не могу сказать, что попрощалась с наукой насовсем. Я бы хотела и дальше участвовать в научной деятельности и в жизни студентов.

Какие курсы и преподаватели особенно запомнились?

На самом деле почти все. В университете я часто встречаюсь со своими бывшими преподавателями, то есть не могу сказать, что выпустилась и больше ни с кем не вижусь и не общаюсь. Со многими у меня до сих пор сохранились теплые отношения. Уже как коллеги мы готовили курс с Даниилом Александровичем Александровым. Анна Александровна Широканова, Олеся Викторовна Волченко, Виолетта Игоревна Корсунова, Вероника Викторовна Костенко — им хочу сказать большое спасибо за то, что они сделали очень увлекательный количественный трек и данные ими знания мне сейчас пригождаются в работе. Отдельно хочется отметить моего замечательного научного руководителя Илью Леонидовича Мусабирова, с которым мы прошли два года магистратуры и который читал очень интересный курс по симуляциям и экспериментам в социальных науках.  С преподавателями трека «Социальный анализ молодежи» тоже удалось немножко познакомиться. Мне очень понравился курс с Яной Николаевной Крупец по качественным методам. Хотелось бы отметить уникальный курс Structural Equation Modeling, который вел Борис Олегович Соколов. Так как мне нравится тема социальных сетей, я с удовольствием прошла курс Social Network Analysis, который вела Валерия Александровна Иванюшина. Жаль, что курс Ксении Юрьевны Ерицян по социальной психологии шел только один модуль, знания в этом направлении хотелось бы углублять.

Что бы вы посоветовали абитуриентам программы?

В первую очередь — выбрать трек, потому что это определит учебный процесс. Хотелось пожелать терпения, особенно если поступите на количественный трек, потому что будет сложно, особенно в первый год. И еще хочется посоветовать не просто изучать какой-то метод, а читать статьи, в которых использовался этот метод, и сразу пробовать его применить. Можно для этого пойти в лабораторию стажером. Я в свое время работала стажером в Лаборатории сравнительных социальных исследований имени Рональда Инглхарта (ЛССИ), потому что работа с данными невозможна без практики, а в лаборатории можно присоединиться к текущим исследованиям или предложить свой проект. Сколько бы ты не изучал R и методологию количественных исследований, когда ты сталкиваешься с реальными данными, у тебя возникает ступор. Стажировка помогла мне его преодолеть, попробовать свои силы и понять, насколько сложно сделать по-настоящему хорошее количественное исследование. Не надо бояться того, что что-то не получится, потому что с данными всегда что-то не получается и это нормально.

Эта программа требует огромного любопытства, желания работать и получать интересные результаты.

А еще я бы хотела посоветовать сотрудничать не только с преподавателями, которые трудятся на вашем треке. Можно записаться на дополнительные курсы, ведь никто не запрещает (особенно в режиме онлайн) ходить на занятия интересных преподавателей. В Вышке много замечательных людей, не надо бояться им писать. Всегда полезно найти коллег по научным интересам и у них поучиться чему-то новому. Это сильно расширяет возможности. 

 Текст подготовила Екатерина Гладченко,

стажер-исследователь Центра молодежных исследований

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург