• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я работаю с запросом каждого из менти»: как реализована программа менторства в Питерской Вышке

В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург есть программа менторства для талантливых студентов бакалавриата и магистратуры. Благодаря ей менти получают наставников из числа партнёров и выпускников Питерской Вышки — экспертов в своих областях и представители руководства компаний. Участники программы менторства поделились впечатлениями о ней с редакцией портала.

«Я работаю с запросом каждого из менти»: как реализована программа менторства в Питерской Вышке

Фото из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Анна Девицкая, старший HR бизнес-партнёр АО «Северсталь Менеджмент»

Анна Девицкая, старший HR бизнес-партнёр АО «Северсталь Менеджмент»

Я принимаю участие в программе менторства уже не первый раз. Для меня это возможность, с одной стороны, поделиться опытом и структурировать информацию, а с другой — обогатить себя новыми идеями и принять вызовы, с которыми я до этого не сталкивалась. 

У меня трое менти, среди которых есть студенты бакалавриата и магистратуры. С каждым из них мы регулярно созваниваемся в MS Teams — минимум раз или два в месяц. Как правило, каждую встречу мы планируем заранее. Если у моих подопечных появляются дополнительные вопросы между встречами, то мы обмениваемся сообщениями. 

Я работаю с запросом каждого из менти. Кому-то интереснее узнавать об инструментах работы руководителя с командой — управлением производительностью, работе с вовлеченностью, развитии компетенций команды. Кому-то хочется глубже погружаться в профессию специалиста по работе с персоналом. Тогда я рассказываю, как выстраивать работу на практике и какие компетенции важно развивать. Вместе с менти мы затрагиваем разные вопросы, в том числе и проектное управление, гибкие подходы к организации команд, стратегическое управление бизнесом.

На мой взгляд, магистранты уже больше ориентируются на выбор конкретного профессионального пути. Обычно запрос с их стороны более чётко сфокусирован на том, как быть успешным в профессии и каким образом выстроена система стажировок в бизнесе. С одним из менти мы глубоко погружаемся в процессы управления персоналом и его реализацию на практике в бизнесе. При работе со студентами бакалавриата важнее показать, как устроен бизнес в целом и как меняются тренды различных рынков. Также стоит показывать ребятам возможные карьерные треки.

Думаю, польза программы для менти заключается в том, что студент может посоветоваться с ментором, упростить решение той или иной задачи и расширить свое видение бизнеса или профессии. Программа также помогает учащимся найти своё призвание, а менторам — получить новый полезный опыт.

Вадим Казаков, студент 1 курса ОП «Экономика»

Вадим Казаков, студент 1 курса ОП «Экономика»

 

В программе менторства я решил поучаствовать, потому что понял, что это будет полезно для саморазвития и будущей карьеры. Шанс поработать с опытным наставником выпадает редко, поэтому я решил им воспользоваться. Мой ментор — Дарья Лабазова. Она работает  менеджером внутриканального маркетинга компании Veeam Software.

С ментором мы раз в месяц проводим встречи, на которых обсуждаем различные темы. Сейчас я не участвую в каком-либо проекте наставника, но взаимодействие проходит продуктивно. Перед началом работы мы поставили несколько целей: определиться с траекторией построения карьеры, скоординировать траекторию обучения для развития в интересующей сфере, повысить свою продуктивность и найти work-life balance. 

Я очень рад, что поучаствовал в программе менторства. Я благодарен организаторам программы и менторам за такую возможность. За время программы я стал лучшей версией себя, повысил продуктивность, узнал много нового о том, как выстраивать карьеру в сфере продаж и консалтинга. Кроме того, я пообщался с интересными людьми из разных сфер, что помогло мне выстроить траекторию моего развития. Благодаря общению с ментором я получил огромный заряд энергии, мотивацию расти и развиваться.

Дарья Лабазова, руководитель отдела «Маркетинг с партнёрами, EMEA (Europe, Middle East, Africa)» Veeam Software

Дарья Лабазова, руководитель отдела «Маркетинг с партнёрами, EMEA (Europe, Middle East, Africa)» Veeam Software

Для меня программа менторства началась пару лет назад, когда я сама оказалась в роли менти. Потом моя компания Veeam Software предложила мне стать ментором для студентов. На тот момент у меня было уже много материалов и наработок, и мне очень хотелось поделиться этими знаниями с теми, кто только начинает свой путь.  

У нас с Вадимом Казаковым, первокурсником ОП «Экономика»,  регулярные видео-звонки, на которых мы обсуждаем заранее обговоренные темы. Виртуальные встречи проходят в непринуждённой, доверительной обстановке. Они занимают около часа один раз в месяц.

Мы работаем в основном над развитием soft skills. Я рассказываю своему подопечному, как научиться планировать и приоритезировать задачи и как быть продуктивным в непрерывном потоке задач. Кроме того, я объясняю, каким образом выстроить имидж в социальных сетях для будущего работодателя. Также я помогала менти выбрать зарубежные программы студенческого обмена и стажировки.

Мне кажется, для наставника программа менторства — это хороший способ выделить самое важное из всех пройденных курсов, прочитанных книг и набранного опыта. Структурировать и передать эти знания дальше – а значит, освежить и утвердиться в некоторых идеях.

Для студента это доступ к большому опыту наставника. Возможность до окончания института подыскать стажировки или программы обмена. Ещё это отличная возможность узнать о функционировании разных отраслей бизнеса и определиться с выбором специальности. Ну и, конечно, поработать индивидуально над слабыми сторонами.

Думаю, что я помогаю своему подопечному тем, что даю ему широкий обзор возможных карьерных путей. Надеюсь, что открываю глаза на новые возможности и придаю ему уверенности в выборе.

Максим Бабиков, студент 1 курса ОП «Международный бизнес и менеджмент»

Максим Бабиков, студент 1 курса ОП «Международный бизнес и менеджмент»

Я решил поучаствовать в программе, потому что мне было важно получить экспертный опыт и разобраться в том, как работает конкретная профессия. А также я хотел получить стажировку в этом направлении. Наталья Кравченко, мой ментор, HR бизнес-партнёр в компании «Юнилевер Русь», и она помогла мне понять, что в будущем я тоже хочу управлять человеческим капиталом.

Мы с ментором периодически встречаемся в зуме на полчаса или час. Обычно я прошу рассказать о какой-либо теме заранее, чтобы ментор могла подготовиться и прислать материалы. Это комфортный формат и для меня, и для ментора — очные встречи занимают много времени.

Вместе мы не работаем над каким-либо проектом, однако темы наших интересов совпадают. Мы создаём и проводим деловые игры, кейсы, но на разных уровнях. Поэтому опыт ментора мне полезен в моих проектах, связанных с интерактивным и бизнес-образованием.

От программы менторства у меня остались только хорошие впечатления! У меня крутой ментор, с которым мы сходимся в сферах интересов, и я рад, что могу узнать много нового, как о работе компании изнутри, так и о создании игр.

Общение с ментором научило анализировать разные бизнес-кейсы. Я научился лучше понимать процессы, происходящие в команде, а также узнал эффективные методы планирования и управления командой.

Ксения Кузина, финансовый менеджер по управлению кредитными рисками, «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

Ксения Кузина, финансовый менеджер по управлению кредитными рисками, «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

Для меня близки не просто понятия менторства и коучинга, а всё, что связано с развитием, становлением и помощью. Когда мне предложили поучаствовать в программе менторства для студентов, я, конечно, не могла отказаться. Ведь студенту необходим наставник, потому что студенчество — один из важных этапов взросления. При этом далеко не все студенты изначально понимают, зачем они изучают какие-то предметы и что они будут делать после вуза. Менторство помогает в этом студентам очень сильно!

Я общаюсь с моими подопечными в Telegram или по Zoom. Я объясняла им, почему необходимо изучать те или иные дисциплины и как они могут пригодиться в будущем.  Мы также обсуждаем навыки, которые помогут в развитии карьеры — как получить стажировку и составить резюме. Кроме того, мы проговариваем, какие направления на рынке труда могут стать востребованными через три года. 

Мне кажется, программа менторства полезна как наставнику, так и подопечному.
Менторы учатся понимать проблемы текущего поколения, и это помогает им стать более подходящими работодателями для выпускников. Они также начинают понимать вызовы, с которыми сталкиваются студенты и дают вузам информацию о том, как сделать процесс обучения студентов наиболее простым, понятным и прикладным.

Программа менторства помогает студентам находить решения в сложных ситуациях и не стесняться задавать вопросы. Она также позволяет лучше понять рынок труда, интересующую профессию и общее направление развития.

Когда студенты интересуются моим мнением о какой-то теме, я задаю им вопросы, заставляющие их анализировать ситуацию. Благодаря этому студентам открывается картина мира, которую они могли до этого не замечать. На встречах мы не просто знакомились, и я рассказывала про свой карьерный путь. Я также старалась всегда задавать вопросы, которые подтолкнут студентов к ответственному решению об их карьере.

Андрей Вовк, студент 1 курса ОП «Востоковедение»

Андрей Вовк, студент 1 курса ОП «Востоковедение»

Я узнал о программе менторства ещё до поступления в Питерскую Вышку. Она стала одной из причин, по которой я выбрал этот университет. Мой ментор — Екатерина Валентиновна Гусарова, работает преподавателем в ВШЭ и научным сотрудником в ИВР. В будущем я бы хотел заниматься преподавательской и научной работой, поэтому возможность пообщаться с профессионалом из сферы, которая меня интересует, помогает самореализоваться и выстроить карьерный план.
 
В основном я общаюсь с наставником по электронной почте. Однако у меня есть номер мобильного телефона ментора, и мы периодически договариваемся о встречах.Сейчас я, к сожалению, не задействован в крупных проектах моего ментора. Однако она помогает мне понять, как работает мир российской науки, что для меня очень важно.
 
Программа подарила мне положительные впечатления. Без наставника не удалось бы при поступлении в Вышку наладить общение с профессионалом из научной сферы и узнать много полезного и интересного.
 
В учёбе и работе стоит ничего не бояться и пробовать всё. А ещё я многое понял о работе российского академического мира, и это мотивирует меня на развитие.

Подробнее о программе менторства можно узнать на официальном сайте НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

В работе над текстом участвовала

София Иванова, студентка ОП «Филология»