• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Межкампусные дисциплины расширяют возможности студентов для обучения»

В 2020–2021 учебном году в Вышке часть курсов была межкампусной. Занятия  на таких дисциплинах проходили в онлайн-формате. Преподаватели Питерской Вышки рассказали подробнее о курсах, которые они вели на четыре кампуса, и обозначили преимущества такого нововведения.

«Межкампусные дисциплины расширяют возможности студентов для обучения»

Фото из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Жанна Владимировна Кормина, профессор департамента социологии, преподаватель межкампусной дисциплины «Социальная антропология»

В третьем модуле 2020–2021 учебного года мы с коллегами из московской Вышки Анной Кругловой и Натальей Конрой при участии Екатерины Хониневой из петербургского кампуса впервые читали курс «Социальная антропология» одновременно на два кампуса. Это вводный курс, в котором мы рассказывали про своего рода грамматику этой дисциплины: основные понятия, терминологию, некоторые теории. 

Основная задача курса состояла в том, чтобы познакомить студентов с социальной антропологией, которая формирует навыки интеллектуальной рефлексии, рассказывает о разнообразии культур и приглашает посмотреть на свою собственную как на один из вариантов нормы. Безусловным хитом в списке обязательного чтения была книга Анны Цзин «Гриб на краю света», где автор рассказывает про современный капитализм, глобализацию и взаимоотношения человека с природой через жизненный цикл одного престижного продукта потребления – японского гриба мацутакэ. 

Особенностью курса было преподавание на английском языке, и в этом нам очень помогал переводной учебник норвежского антрополога Томаса Эриксена, подготовленный несколько лет назад издательством Вышки.Те ребята, которым было трудновато осваивать курс на английском, могли воспользоваться русским переводом учебника. Правда, большинство текстов для чтения на курсе были только на английском, но наши студенты-социологи с ними вполне справлялись. 
У нас на курсе было 10 групп: три в Петербурге и семь — в Москве. То есть, около 270 человек в сумме. Мы со студентами виделись только в Zoom во время лекций, семинарские занятия велись тоже через этот сервис, но по кампусам. Может быть, в будущем мы найдем и другие форматы совместной работы студентов из разных кампусов во время курса. Вообще провести одновременное тестирование почти трех сотен человек — задача  непростая. Ее решение взяли на себя наши учебные ассистенты, Дарья Москвина из петербургского кампуса и Дарья Курихина из московского. Вот им определенно приходилось взаимодействовать друг с другом, и у них это отлично получилось. 
Мы с коллегами посещали семинарские занятия друг друга, и московские преподаватели отмечали высокую вовлеченность и качество ответов на семинарах в петербургском кампусе. Может быть, московские студенты чуть более прагматичны и требовательны, но это лишь первое впечатление, которое может быть и ошибочным. 

Если говорить о том, насколько успешно студенты осваивали курс, тут каких-то значимых различий мы не увидели. Что нам хотелось бы улучшить – в этом году мы строили занятия вокруг обсуждения текстов и этнографических фильмов. К работе с фильмами многие студенты оказалась не готовы. Это кино использует непривычный визуальный язык, который требует дополнительной работы. Их смотреть бывает так же трудно, как читать хороший научный текст, так что фильмы не облегчили курс, а, наоборот, осложнили. Так что в будущем мы станем давать меньше фильмов.  Также мы были не очень довольны тем, как работали некоторые инструменты контроля, в частности — тестирование. Будем думать, чем его заменить или как можно его модифицировать.

В нашем случае межкампусный курс позволил соединить разные академические традиции преподавания и понимания антропологии, и это было определенно на пользу как самим преподавателям, так и студентам. А значит, и качеству курса в целом. Анна Круглова, вместе с которой мы читали лекции, получила антропологическое образование в Университете Торонто, я училась в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Признаюсь, что обсуждение содержания курса и методов преподавания заняло у нас не меньше времени, чем подготовка к лекциям и само преподавание. Но я уверена, что это позитивно сказалось на качестве курса. Если говорить о том, кому он мог бы быть интересен, то можно посмотреть на состав студентов, выбирающих антропологический майнор, который со следующего года становится также межкампусным. На этот майнор идут студенты с самых разных факультетов, и наши антропологические энтузиасты приходят как с программы по истории, так и с программ по экономике или государственно-муниципального управлению. Так что ответ — всем.

Мне кажется, плюсы межкампусных курсов очевидны. Такие курсы позволяют работать вместе преподавателям из разных кампусов, а также дают студентам возможность послушать других преподавателей и студентов. Именно такие дисциплины создают единое пространство университета.

Галина Викторовна Широкова, профессор департамента менеджмента, преподаватель межкампусного курса «Entrepreneurship»

Этот курс был посвящён предпринимательству. В рамках этого курса студенты учились создавать и развивать предпринимательский проект как в формате отдельного стартапа, так и внутри существующей компании. Студенты не только научились генерировать и воплощать свои бизнес-идея на практике, но и приобрели навыки предпринимательского мышления и поведения, полезные для разных карьерных траекторий. В конце курса студенты смогли понять, в чем заключается суть природы предпринимательства. Они научились видеть и создавать новые возможности, управлять предпринимательским процессом, тестировать свои бизнес-идеи и прорабатывать все элементы бизнес-модели.
 
Курс слушали около 30 студентов. В основе занятий лежала работа студентов над групповым предпринимательским проектом. Группы формировались так, чтобы в каждой из них были представлены несколько программ обучения и кампусов.
 
У меня осталось очень хорошее впечатления от того, как был организован курс, и как студенты работали на занятиях и внеаудиторно. Несмотря на дистанционный формат занятий, студенты были активно вовлечены в обсуждение кейсов, участвовали в групповых упражнениях и готовили домашние задания.  Студентам удалось подготовить интересные высокотехнологичные проекты, а также качественно проработать их благодаря многообразию компетенций членов каждой команды. На финальной презентации предпринимательских проектов студентов оценивали эксперты из бизнеса и специалисты в области современных цифровых технологий. Все проекты получили высокую оценку со стороны членов экспертной комиссии.
 
Для курса по предпринимательству межкампусный формат даёт большое количество преимуществ. Например, студенты могут попробовать себя в работе над бизнес-проектами в междисциплинарных командах. Это развивает гибкость, нестандартность мышления, коммуникативные навыки.
 
Кроме того, благодаря различным онлайн-платформам и программам взаимодействие преподавателя и студентов на дистанте проходит эффективно. Курс удается построить в интерактивном формате: у нас много упражнений на развитие предпринимательских навыков, предпринимательского мышления и креативности. Эта дисциплина будет полезна студентам всех профилей: она развивает навыки, которые пригодятся в любой профессиональной деятельности, а также в обычной жизни.

Мне кажется, межкампусные дисциплины расширяют возможности студентов для обучения и совершенствования своих профессиональных навыков. Также межкампусный формат позволяет получить студентам ценный опыт взаимодействия с обучающимися на других программах.

Елена Игоревна Кудрявцева, доцент департамента менеджмента, преподаватель межкампусной дисциплины «Психология системного мышления»

Дисциплина посвящена общим закономерностям мышления и формирования его результатов — текстовых описаний объектов и явлений окружающего мира. От полноты и качества этих описаний зависит то, как другие исследователи могут их использовать в своей работе и могут ли вообще.

Основные вопросы, которым были посвящены дискуссии — противоречивость сведений, содержащихся в разных источниках, а также различия в языках описания и методологиях гуманитарных, естественных и технических наук. Студенты учились проверять информацию об интересующем их предмете: где её не хватает и по количеству, и по качеству. Студенты усваивали, как анализировать теоретические и эмпирические научные данные и общедоступные факты об объектах своих исследований. Также курс помог им систематизировать эти сведения, найти источники неэффективности тех или иных подходов к изучению избранных объектов и управлению ими.
 
Курс был изначально рассчитан максимум на 35 человек, но на него сразу записалось больше студентов. Онлайн-режим позволил расширить как количественные, так и территориальные рамки. Единственной сложностью стала разница во времени, из-за этого студентам пермского кампуса было сложно посещать вечерние занятия. Тем не менее, среди слушателей оказались студенты всех кампусов.
 
На первом занятии по инициативе студентов мы создали группу для быстрого обмена материалами, вопросами. Она помогала развивать коммуникацию среди всех участников. На занятиях студенты собирались в рандомные группы по 4-6 человек, чтобы обсуждать конкретные вопросы, решать кейсы или создавать готовый продукт, который демонстрирует логику подхода к описанию того или иного явления. 
 
Дисциплина реализуется как проект, направленный на индивидуальную работу с тем объектом исследования, который самостоятельно выбран студентом. Задача совместной работы во время занятий — продемонстрировать общность проблем и подходов к их решению. Я очень рада, что дисциплина стала интересна представителям не только разных кампусов, но и разных направлений подготовки. Это важно для всех участников, так как они узнали разные точки зрения на одни и те же вопросы. На занятиях принадлежность к конкретному кампусу никак не проявлялась, и это — замечательно. Студенты должны чувствовать себя равными в создаваемой объединенной системе обучения, и я как преподаватель в большей степени чувствовала различия студентов в принадлежности к конкретным наукам. На занятиях мы старались использовать это по максимуму. Поэтому чем больше направлений подготовки представлено студентами моего курса, тем будет лучше, а это возможно только в межкампусном формате.
 
Межкампусные дисциплины расширяют возможности выбора и формирования персонального образовательного маршрута. Конечно, когда появляются такие возможности, студенты используют различные стратегии. Есть те, кто идет за преподавателем, записываясь на курс «своего» вне зависимости от содержания конкретной дисциплины. Есть те, чей выбор основан на любопытстве — желании встретиться с преподавателем из другого кампуса или научного направления. Большая часть студентов выбирает содержание курса, и для них важна доступность изучения избранных тем.
 
То, что я предлагаю студентам для обсуждения и самостоятельной работы, в наибольшей степени полезно представителям гуманитарных и естественнонаучных направлений. Именно в этих классах наук описание явлений лежит в основе развития практик работы с соответствующими объектами. А особенно если это — объекты виртуальные и абстрактные по свойствам. Бурное развитие знания требует особых навыков  в работе по его формированию и использованию. Ведь множественные непреднамеренные ошибки или намеренно создаваемые фейки становятся основной угрозой развития интеллектуальной деятельности. Одна из задач курса — показать возможности интеграции знания, что особенно важно при развитии современной междисциплинарности в научных исследованиях и практической работе специалистов.
 
Межкампусные дисциплины — самый простой способ формирования здоровой конкуренции преподавательских подходов и идей. Только что начавшееся межкампусное движение ясно показывает, что студенты Перми и Нижнего Новгорода стараются попасть на московские и петербургские курсы. Москвичи также активно выбирают то, что предлагают преподаватели Питерской Вышки. Мы же как кампус можем не только продемонстрировать, но и реализовать свой потенциал.