Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге стала площадкой для презентации общественно значимой деятельности университетов
Руководители российских университетов, их зарубежные коллеги и бизнес-партнеры обсуждают задачи и механизмы участия университетов в социально-экономическом развитии территорий и представляют реализуемые в регионах партнерские проекты в рамках Восьмой международной конференции НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Образование и мировые города: третья миссия университетов и студенты». В обсуждении принимают участие представители федеральных и региональных властей и бизнеса.
В фокусе дискуссий на площадке Питерской Вышки – третья миссия университетов как вклад в социально-экономическое развитие территории, реализуемый в партнерстве с региональной властью и бизнесом при активном участии студентов. В конференции с 19 по 21 мая участвуют более семисот человек, треть из которых находится в кампусе и две трети в онлайне.
В приветствии участникам конференции министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул, что именно студент должен быть смысловым центром университета, субъектом и проводником изменений, и обратил внимание на то, как в связи с этим важно поддерживать студенческие инициативы и выводить их на уровень партнерских отношений в реализации вузами третьей миссии, выступающей сегодня одним из приоритетных направлений развития образования и науки в России и во всем мире.
Валерий Николаевич Фальков, министр науки и высшего образования Российской Федерации: «Ректорам российских вузов и их командам, как и студентам, нужно по-новому посмотреть на свою роль в регионе, активно участвовать в формировании региональной повестки. Вузы должны быть местом, где не только интересно учиться, но и можно реализовать свой потенциал, не уезжая из родного города».
Эту мысль поддержал начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков: «Важно дать возможность молодежной позитивной творческой энергии, сконцентрированной в университетах, выплеснуться в созидательное русло, и тогда мир будет меняться к лучшему эффективно и быстро».
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин обратил внимание участников на то, что, согласно исследованиям, сегодня люди изменили модель «работы по специальности» в сторону непрерывного обучения и переподготовки в течение всей жизни: «При такой модели непрерывного обучения университеты уже совсем иначе выстраивают и модель взаимодействия со своими реальными и потенциальными студентами, «цепляют» их и ведут, предоставляя целый спектр возможностей – не только знания, но и навыки, в том числе предпринимательские, навыки проектной работы и взаимодействия. Это приводит к тому, что сами университеты меняются. Со стороны Правительства Санкт-Петербурга мы рассматриваем университеты как значимых на уровне города работодателей и экономических агентов».
В свою очередь ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что «традиционно мы считаем, что миссия университета – наука и образование. Но третья миссия – это не какое-то открытие последних лет, это та работа, которую вуз ведет за пределами своей образовательной и научной деятельности. Это и совместные проекты с работодателями, и просветительство, и социальное волонтерство, которое активно развивается в последние пять лет. Экспертная работа, а во многих регионах вуз активно вовлечен в местную и субфедеральную повестку, также является важной компонентой третьей миссии».
«Собрать все направления воедино и увидеть, как распределяются силы в этой работе, не забываем ли мы каких-то очевидных вещей – серьезный повод для разговора. Университеты как хабы интеллектуального влияния, социальной активности студентов очень активно работают, очень влиятельны в своих сообществах. Нам надо найти пути дальнейшего развития каналов этого влияния», – добавил он.
Дискуссии объединены в три тематических блока – «Третья миссия», «Репутация» и «Студенты». В рамках первого идет презентация программ и проектов, которые реализуются в университетах в рамках третьей миссии, а также возможности развития в данном направлении и получения финансовой поддержки проектов. Крупнейшим проектом, представленным в ходе пленарного заседания, стал проект АКСИТ по созданию акселератора ИТ-компетенций, реализуемый в партнерстве Уральского федерального университета (УрФУ) и СКБ Контур, в создании концепции которого принимала участие Питерская Вышка. Проект предполагает создание в Екатеринбурге нового образовательного пространства для ускоренной подготовки ИТ-специалистов, который, по словам председателя совета директоров СКБ Контур Дмитрия Мраморова, может выпускать не менее пяти тысяч специалистов ежегодно.
Второй трек, посвященный репутации, выносит на обсуждение взаимосвязь университетской репутации как важнейшего измерения университетского развития с влиянием на нее различных социальных групп, внутренних и внешних стейкхолдеров, одним из которых являются студенты.
Как раз в сторону студенчества и обсуждения его роли в реализации третьей миссии университетов смещает фокус третий трек. Студенты выступают также активными участниками конференции, слушателями и спикерами. Часть из них представляет «Академию студенческих лидеров» (АСЛ) – совместный образовательный проект НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Заместитель руководителя Росмолодежи Андрей Платонов в числе ключевых спикеров конференции принял участие во встрече «Лидеры у лидеров» по программе АСЛ, предваряющей основную программу конференции и представлявшей собой сессию вопросов и ответов. Спикер подробно осветил ту работу, которую ведет Росмолодежь в партнерстве с университетами для поддержки студенческих инициатив и обратил внимание на то, что Высшая школа экономики — один из первых университетов, который начал этим заниматься. Андрей Иванович подчеркнул, что агентство видит свою задачу в том, чтобы обеспечить как можно более широкую поддержку молодым людям, заинтересованным в своей самореализации. «Сейчас есть много механизмов, позволяющих лидерам проявить свою позицию и получить поддержку. Но Росмолодежь работает не только с лидерами, но также с организаторами процессов и проектов и с разными категориями молодых людей в диапазоне от 14 до 35 лет – со школьниками, студентами, работающей молодежью, специалистами. В своей работе мы исходим из запросов молодежи».
Встречи и дискуссии в разных форматах продлятся три дня (19-21 мая) согласно программе. Все мероприятия конференции транслируются онлайн на YouTube-канале Питерской Вышки.