• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистрант Александр Дегтярев — о победе в конкурсе «Учитель будущего. Студенты» и развитии системы образования

Александр Дегтярев учится на первом курсе магистерской программы «Управление образованием». В конце апреля он стал победителем конкурса «Учитель будущего. Студенты». В своем интервью Александр рассказал редакции портала, какие испытания были на конкурсе и как стать хорошим педагогом.

Фото из личного архива Александра Дегтярева

Фото из личного архива Александра Дегтярева
Конкурс «Учитель будущего. Студенты»

— Когда вы поняли, что хотите связать свою карьеру с образованием?

— Педагогика всегда так или иначе была частью моей жизни. Еще в школе я был вожатым. Мне казалось, что ладить с детьми может каждый, поэтому поначалу я говорил, что это не мое. Однако на самом деле все было не так. 

Бакалаврскую степень я получил в сфере управления проектами. На втором курсе я пошел на практику в Центр Дополнительного Образования, так до сих пор и практикуюсь. Сфера дополнительного образования безумно меня увлекла и продолжает это делать с каждым днём и достижением воспитанников. 

Мы начинали с социальных проектов: писали концепцию, защищали проект, получали грант на него и реализовывали. Проекты были разные, но флагманский —  окружной молодежный форум «Союз» для школьников. Он собирал активистов и их наставников в формате образовательных мероприятий, где они создавали сообщество лидеров, готовых менять свой город. Три года форум просуществовал, надеюсь, он продолжить работать и без меня в качестве руководителя.

Чтобы работать педагогом нужно иметь профессиональное образование, поэтому после бакалавриата я прошел курсы переподготовки. Тем не менее необходимую базу и навыки я все равно получал на работе. Сейчас я уже педагог и делаю проекты в сфере дополнительного образования.

— Почему вы поступили в Питерскую Вышку на ОП «Управление образованием»

— Я закончил бакалавриат в 2019 году. У меня был год для того, чтобы еще раз прощупать почву и понять, интересна ли мне сфера образования. За этот год я познакомился с Питерской Вышкой и программой, на которой я сейчас учусь. Я посмотрел на жизнь программы и ее руководителей извне и понял, что мне интересно, поэтому и поступил сюда.

На программе у нас много активностей —  от индивидуальных проектов и до  групповой работы. Во время общения у нас с одногруппниками не возникает вопросов, почему тот или иной предмет у нас есть, и почему тот или иной профессор у нас его ведёт. Всё настолько органично и правильно, что даже удивительно.

— Чему вы научились на этой программе?

— Мне сложно сформулировать какие-то конкретные hard-skills. Основное, чему нас учат — это образ мышления: как правильно формулировать свои мысли и как работать с ними. Мой работы стали лучше, чем раньше. 

На программе я еще раз убедился, что мне интересна сфера образования. Сейчас я понимаю, что хочу не только работать в ней, но и влиять на неё. Нас учат верить в то, что мы можем что-то поменять, и это мотивирует нас искать необходимые для этого инструменты через знания, исследования и общение. 

Преподавателей и студентов объединяет схожий образ мысли. Все видят конечную цель того, к чему мы идем. Для того, чтобы изменить наше общество к лучшему, мы должны воспитывать в нём человеческие качества. Наверное, в этом ключ успеха программы. 

— Что скажете о преподавателях на программе?

— Все преподаватели открытые и интересные. С каждым из них хочется общаться и после пар. У нас сложилось классное сообщество, которое готово тебе помогать не только в учебе, но и в обычной жизни. 

На программе преподают профессионалы своего дела, которые уже имеют опыт работы в разных системах образования. Олег Ермолаевич Лебедев был председателем городского комитета по образованию, и при нем начала меняться система образования в Петербурге. Этот человек и рассказывает нам, как можно вносить эти изменения и на что обращать внимание. 

И еще очень важно, что при разговоре с нашими профессорами приходят идеи, которые не связаны с темой разговора. Например, во время общения об истории педагогики можно придумать, как построить следующее занятие с детьми. 

— Почему вы решили поучаствовать в конкурсе «Учитель будущего. Студенты»?

—  Я следил за конкурсом в социальных сетях, ещё когда он был без трека «Студенты». Поэтому, когда студентам официально разрешили участвовать, я подал заявку.

Мне нравится концепция этого конкурса: педагога проверяют не тем, как классно он подготовил открытый урок, отрепетированный с детьми, а испытаниями, к которым нет времени заранее подготовиться.  

Мне кажется, этот конкурс помогает создать сообщество учителей и студентов среди единомышленников, готовых вместе улучшать образование и систему, что близко мне.

— Какие испытания вы прошли на конкурсе?

— В январе этого года начался заочный этап, по итогам которого определили полуфиналистов. Потом в каждом федеральном округе проходил полуфинал. По итогу было 900 полуфиналистов, в каждом округе выбрали 25 человек, которые будут представлять округ на финале. Заключительный этап конкурса состоялся в Сочи.

На финале и полуфинале мы работали в командах, состав которых менялся каждый день, поэтому у всех был индивидуальный зачет. У конкурсантов проверяли одни и те же качества: умение работать в команде, креативное и проектное мышление, умение анализировать.  В полуфинале жюри оценивало процесс взаимодействия с командой, а на финале — еще и результат. Ведь педагог, помимо работы в команде, должен знать теорию, методики и историю педагогики. 

На полуфинале мы разбирали кейсы калининградских школ и предлагали решения проблем разных по специфике и масштабу: от взаимодействия с родителями до внедрения в образовательный процесс TikTok. На финале мы разрабатывали реальные воспитательные и общеобразовательные мероприятия и тут же презентовали их. Нас вывозили в настоящий лицей,  где мы проводили мероприятия для школьников. 

Мы разработали воспитательное мероприятие, посвященное буллингу в школе. В ходе этого мероприятия мы разбирали сериал «Энн с двумя нн». На его примере мы показывали, как распределяются роли внутри коллектива, который столкнулся с буллингом. Мы объясняли, кто такие свидетели, агрессор и жертва, а также поясняли, как правильно вести себя в этой ситуации. Перед тем, как прийти к детям, мы советовались с психологами и обсуждали эту тему, чтобы верно донести до детей, что буллинг — это проблема, о которой нужно говорить.

На конкурсе мне понравилось решать кейсы школ, потому что если хотя бы одно наше предложение поможет и воплотится в жизнь, то это уже победа для каждого из нас! С ребятами у нас была единая цель, и это чувствовалось. Даже сейчас мы продолжаем общаться. Наверное, в этом и есть суть конкурса — построить сильное сообщество педагогов, готовых менять систему к лучшему.

— Чем закончились соревнования? 

— Я победил, хотя и не верил, что так будет: на конкурсе было много достойных участников. Когда назвали мой университет, а затем и меня, я шел на сцену будто в тумане. Это было неожиданно, но очень приятно. Я словно получил знак, что все делаю правильно. 

Все победители получили возможность обучаться в мастерской управления «Сенеж» по программе развития эмоционального интеллекта и призы от «Яндекса»: колонка, подписка на все сервисы «Яндекса» и имиджевая продукция.

— Как вы считаете, каким должен быть хороший педагог сейчас?

— Хороший педагог должен быть прежде всего человеком. Он не должен бояться показать свою человечность детям. Важно, чтобы ребенок видел, что преподаватель это не набор функций и не энциклопедия — а человек, который может быть неидеальным и чего-то не знать. Такой учитель сможет дать детям не только образование, но и воспитание, став для них примером для подражания. 

Я хотел бы стать таким педагогом, у которого взаимодействие с ребенком не заканчивается, когда заканчивается его занятие. Иногда важно быть надежным взрослым, к которому ребенок может прийти и просто поговорить. 

— В какой сфере вы хотите развиваться — в образовании или управлении?

— Пока еще думаю. Но раз я пришел на программу «Управление образованием», то амбиции к управлению, конечно, существуют.  Пока, если честно, мне интереснее практиковаться и работать преподавателем: коплю багаж того, что хочу менять. Любой учитель — это управленец классом, группой, но мы не можем управлять сферой, если не знаем её. Так что сначала закончу обучение, потом посмотрим.

Мне интересна сфера дополнительного образования, потому что, я считаю, что дополнительное образование — это новое основное. Для ребят сейчас становится более приоритетным не какой-то конкретный предмет, а более прикладное знание. Ведь после школы круто не только хорошо знать математику, но и иметь уже профессиональные интересы, пусть и базовые. 

Образование — это инструмент для попробовать, чтобы ребенок по окончанию школы не метался из вуза в вуз, не понимая, что хочет, а чтобы была твердая позиция относительно собственного будущего.

 

Над текстом работала 

Дина Васина, студентка ОП «Социология и социальная информатика»