Магистрантка Ольга Лавриченко — о победе в хакатоне «Цифровой прорыв» и встрече с президентом России Владимиром Путиным
Ольга Лавриченко учится на магистерской программе «Машинное обучение и анализ данных». На хакатоне «Цифровой прорыв» студентка вместе с командой подготовила проект об индексе цифровизации городов России и заняла первое место в финале конкурса. После этого Ольгу пригласили на встречу с президентом России Владимиром Путиным. Магистрантка рассказывает об учёбе в Вышке, победе в соревнованиях и памятной встрече.
— Какие у вас впечатления от учёбы на программе «Машинное обучение и анализ данных»?
— Учиться там сложно, потому что необходимо выполнять большое количество домашних заданий. Кроме того, я работаю на полставки разработчиком ПО в компании JetBrains, бывает сложно совмещать мои активности с учёбой. При поступлении [знакомые] меня предупреждали о большой нагрузке, но я посчитала, что остаточных знаний будет достаточно. Тем не менее, из-за количество заданий нужно тратить много времени — вне зависимости от того, знаешь ты предмет или нет. Дольше всего я обычно доказываю корректность алгоритмов и расписываю их.
Несмотря на высокую нагрузку, мне нравится учиться. Люблю узнавать что-то новое. Правда, иногда у меня не хватает времени на то, чтобы обдумать, насколько мне нравится это новое. Я будто бы участвую в бесконечной гонке, когда нужно просто делать — и всё.
В магистратуре Питерской Вышки мне нравится то, что здесь есть профильные предметы. Обычно машинное обучение преподают скопом, а здесь есть «Обучение с подкреплением», «Глубокое обучение» и так далее.
Новых предметов на программе для меня не было, потому что я закончила профильный бакалавриат. Хотя для тех, у кого нет такого бэкграунда, все наши занятия безумно полезны. Но я не расстраиваюсь: я шла в магистратуру, чтобы повторить изученное и усвоить что-то заново. В бакалавриате из-за насыщенности программы не всегда успевала всё понять. А сейчас,когда повторно изучаю какие-то предметы, даже акценты расставляю по-другому.
В первом семестре меня порадовал предмет по алгоритмам. Его вели молодые преподаватели, они очень круто всё организовали. Также мне был очень полезен курс Алексея Александровича Шпильмана о машинном обучении.
— Расскажите, какой полезный навык вам дала учёба на программе?
— Тайм-менеджмент. Мне кажется, это самое важное умение, которое может дать именно университет: либо ты справишься с нагрузкой, либо нет. Нужно учиться правильно расставлять приоритеты и оценивать время, которое требуется на выполнение задачи. На работе сроки обычно не такие сжатые: руководство закладывает побольше времени на то, чтобы сотрудник успел справиться с задачей и не торопился. В университете так не бывает, дедлайн для всех один. Кому-то может повезти, и ему такой дедлайн будет в самый раз, но так не у всех.
— Недавно вы победили в конкурсе «Цифровой прорыв». Расскажите, почему вы решили в нём поучаствовать?
— Я решила, что хочу каждый год участвовать в хакатонах. Во время учёбы бывает ощущение, будто мозг немного закрывается и варишься в одном и том же. А вот хакатон — это как играть в шахматы, не глядя на поле. Ты тоже заставляешь свой мозг выйти из зоны комфорта, но только здесь ты генерируешь идеи в сжатые сроки и пытаешься понять заказчика.
В 2019 году я впервые пошла на хакатон. Это был Hack.Moscow, и наша команда выиграла его c первого захода. «Цифровой прорыв» был вторым конкурсом, в котором я поучаствовала. О соревнованиях я узнала от знакомых. В команде со мной было ещё два человека. На «Цифровом прорыве» мы получили задачу, обсудили и разошлись решать. Также у нас были чек-пойнты, где мы показывали свою работу, а эксперты проверяли код. В финальном этапе нужно было презентовать получившийся проект.
— Вы готовились к хакатону заранее?
— Нет, это невозможно. Участники получают актуальные задачи за два часа до начала соревнования. Можно, конечно, посмотреть задания прошлых лет, но я не уверена, что это поможет.
Единственный совет, который я могу дать участникам хакатонов — не берите в команду толпу людей. Времени на общение уходит очень много, а в сжатые сроки нужно больше работать, чем говорить. Пусть каждый участник будет самостоятельным профессионалом своего дела. Берите бэкенд-разработчика, фронтендер и человека, который будет разбираться в фичах. Тогда вы за час обсудите план действий и, когда убедитесь, что правильно друг друга поняли, начнёте работать независимо друг от друга. На своих первых соревнованиях я очень нервничала, что все команды разговаривали, а наша молчала. Но при этом мы выиграли, а остальные — проиграли. Так что, думаю, я зря переживала.
— Как вы с командой выбирали кейс для финала «Цифрового прорыва»? Расскажите о нём поподробнее!
— Мы понимали, что в финале есть программисты, которые сделают проекты красивее и мощнее. Тогда мы решили взяться за самый непонятный по формулировке кейс: ведь тогда у нас появится некая степень свободы в его решении. Мы сможем добавить в проект какие-то фичи, чтобы сделать его уникальным.
Кроме того, выбирать заведомо самый популярный кейс — например, от «ВКонтакте» — не вариант. На конкурсе есть ранжирование, и если один кейс слишком популярный, участников распределяют по другим проектам.
Наш проект отображает индекс цифровизации всех городов России. Данные мы брали из официальных документов и сайтов. Самое сложное при работе над этим проектом — выстроить его архитектуру: придумать, куда складывать данные, как их чистить и стандартизировать. Ведь даже названия городов указывают очень по-разному. Соответственно, на подготовку данных у нас ушло довольно много времени. Затем эти данные попадали в базу и переадресовывались на интерактивную карту России.
— Что вам дала победа в «Цифровом прорыве»?
— Мы обрели уверенность в своих силах и получили денежный приз в размере 750 тысяч рублей на команду. Пока не знаю, куда потратить деньги, они у меня так и лежат. Я также не знаю, продолжу ли работать над проектом об индексе цифровизации городов России. Ситуация зависит от того, обратится ли ко мне заказчик.
Ещё мне кажется, что «Цифровой прорыв» помогает завести новые профессиональные знакомства. После пандемии, как мне кажется, люди вообще хотят активнее общаться, а на таких мероприятиях можно найти единомышленников.
— Что с вами происходило после победы в «Цифровом прорыве»?
— Меня позвали на наблюдательный совет АНО «Россия — страна возможностей», чтобы встретиться с президентом России Владимиром Путиным. До сих пор не понимаю, почему выбрали именно меня, но в целом на мероприятие приглашали ярких представителей разных отраслей — IT, образования, медицины и так далее.
Перед встречей с президентом я очень волновалась. Я вообще достаточно непубличный человек, а за время онлайн-обучения как будто немного разучилась общаться с людьми. А тут нужно было встретиться лицом к лицу с первым лицом нашей страны. Даже не могу представить, с кем ещё мне нужно увидеться, чтобы как-то затмить эту встречу.
К мероприятию участники готовили общие тезисы. Когда президент зашёл [в студию] — я моментально всё забыла: так сильно переживала. Я боялась ляпнуть глупость и старалась говорить покороче. Мне кажется, из-за этого в записи я выгляжу суровой. На своём первом вопросе я нервничала, но потом быстро успокоилась: чувствовалось, что президент ко всем нам относится по-доброму.
— Во время разговора с президентом вы сказали, что пока бизнес и образование в сфере IT не достигли баланса. Как университеты могут это изменить?
— Мне кажется, раньше у студентов была чётче выстроена карьерная траектория: отучился — пошёл работать на завод. Сейчас всё намного сложнее.
В магистратуре «Машинное обучение и анализ данных» нет проблем с балансом образования и бизнеса. Программу поддерживает компания JetBrains, у нас много преподавателей работают в ней. Однако есть к чему стремиться. Необходимо, чтобы каждый студент еще во время учебы имел возможность выбрать компанию своей мечты. Это бы позволило ребятам целенаправленно готовиться к будущей работе. Хочется, чтобы такие возможности были реализованы во всех университетах!
Думаю, это здорово, когда крупные компании вовлечены в учебный процесс и дают дополнительные задания. Я бы хотела, чтобы они знали побольше о навыках студентов и давали полезные задачи. Бывают, конечно, стажировки от университетов, но мне кажется, на них дают другие задачи. На стажировках студентов просят проверить какую-то гипотезу, но на работе обычно нужно уже а на работе обычно нужно уже делать что-то конкретное, правильно и качественно работающее.
— Что вам интереснее — наука или бизнес? Чем вы сами хотите заниматься в будущем?
— Начинать карьеру всё-таки стоит с бизнеса. Там более жёсткие сроки, руководители ставят конкретные задачи и требуют достичь определённого результата. Кроме того, это полезно, потому что нужно постоянно развивать свои навыки. В крупных компаниях требования к специалистам очень высокие. А ещё всегда приятно, когда твоим продуктом кто-то пользуется. Работать «в стол» мне не хочется.
Сейчас я понимаю, что пока не хочу занимать управленческую должность. Мне интереснее создавать продукт своими руками. Но при этом уходить в кодинг мне не хочется: есть много людей, которые делают это лучше меня. Я стремлюсь к балансу между «хорошо сделать» и «нужно ещё изучить», а потом начну двигаться в сторону исследований.
Поскольку я пошла в магистратуру, то мне хочется и в аспирантуру. А к 40 годам, набравшись опыта, наверное, уйду в науку. У меня и сейчас проект на стыке новых исследований и уже отработанных решений: раз в две недели читаю статьи, чтобы понимать, как прийти к тому или иному решению задачи. Но дальше — больше!
Мне кажется, аспирантура меняет восприятие мира. Если посмотреть вакансии крупных компаний — например, Google, то для многих значительных позиций нужно получить PhD. И это нормально. Если хочешь открыть свою лабораторию, завести свои исследовательские проекты, чтобы потом весь мир воспринимал тебя как учёного, нужно получать PhD. Конечно, можно добиться этой же цели благодаря научным статьям, но такой путь — более тернистый.
Шпильман Алексей Александрович
Департамент информатики: Старший преподаватель