• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В современном мире навык работы в международном коллективе жизненно необходим!»

Студенты Питерской Вышки приняли участие в Global COVID Research Project Коннектикутского колледжа, посвященном исследованию последствий пандемии в различных сферах. Междисциплинарные команды, представляющие пять университетов, отрабатывали исследовательские навыки и приобретали опыт работы в мультикультурном коллективе.

«В современном мире навык работы в международном коллективе жизненно необходим!»

iStock

В проекте, реализованном Коннектикутским колледжем (США) в партнерстве с НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, Университетом Ашеси (Гана), Университетом Гонконга (Китай) и Университетом Ашока (Индия), приняли участие сорок два студента разных специальностей. Они были разделены на восемь небольших групп в соответствии с исследовательскими интересами — образование, окружающая среда, неравенство, активизм и политика.

Автор проекта Андреа Лану рассказывает, что идея студенческого исследования родилась у нее в процессе развертывания пандемии, буквально в режиме реального времени, в марте 2020 года. Когда стала очевидна длительность процесса, приостановившего все международные программы, в колледже решили, что это возможность объединить в виртуальном пространстве студентов колледжа со сверстниками по всему миру вокруг темы, глубоко личной для всех. Осенью 2020 года доктор Лану провела для первокурсников первый семинар под названием «Глобальный COVID», в рамках которого был создан сайт проекта. Этот сайт стал основой для второй фазы проекта со студентами из четырех международных партнерских организаций, включая Питерскую Вышку. Второй этап был реализован в течение десяти недель с конца января до начала апреля 2021 года.

Эми Дулинг, декан по международным проектам, Коннектикутский колледж:

Конечно, проект появился в печальных реалиях глобальной пандемии. Тем не менее, невозможность отправлять студентов за рубеж на программы обмена и стажировки заставила нас мыслить творчески и смотреть на проблемы под другим углом во всем, что касается международного образования. За этот год мы поняли, что программы виртуального студенческого обмена могут обеспечить вполне реальный опыт. Сорок два студента, которые подали заявку на участие в проекте, сделали это, потому что им было интересно изучить, как пандемия повлияла на их жизнь и на жизнь сообщества, но в совместной работе со студентами со всего мира они получили гораздо более разносторонний опыт: навыки кросс-культурной коммуникации, совместной кросс-дисциплинарной работы, осознали, насколько важны межкультурные компетенции в современном мире.

Результаты студенческих исследований опубликованы на сайте проекта. Организаторы надеются, что они будут востребованы не только их авторами, но войдут в общий перечень источников по COVID-19, который ученые будут изучать еще долгие годы. Но гораздо более важным результатом педагоги называют полученные молодыми исследователями в ходе совместной работы навыки: умение общаться, слушать друг друга и учитывать разные точки зрения, интеграция знаний и информации, управление проектами.

Андреа Лану, профессор славистики, директор Центра международных исследований и гуманитарных наук, Коннектикутский колледж:

Мы очень довольны результатами! Это был эксперимент, в рамках которого мы хотели понять, будет ли такая работа интересна и важна для студентов. Кажется, что студенты очень многое приобрели благодаря этому проекту.

Нам хотелось бы продолжить проект, возможно уже летом 2021, хотя мы еще не обсуждали детали. Мы поняли, что проектное исследование с зарубежными партнерами — это очень перспективное направление для международного образования. В ближайшие недели мы надеемся обсудить дальнейшие шаги с нашими партнерскими вузами.

Проект получил живой отклик среди участников. Педагоги отметили обмен мнениями, состоявшийся после защиты проектных работ, в ходе которого обсуждались проблемы и преимущества международного сотрудничества. Команды должны были работать с языковыми и культурными различиями, сложной групповой динамикой, неравномерным доступом к исследовательским материалам и технологиям, а также с логистикой связи между часовыми поясами мира. Но многие также сообщали о радости поиска точек соприкосновения и новых способов мышления, которые возникли из различных точек зрения на темы, которые они совместно исследовали.

Ариана Фагмиева, ОП «Социология и социальная информатика», 2-й курс:

— В проекте я работала в направлении Policy. Наша команда проводила сравнительный анализ по теме «Как политика смягчения последствий COVID-19 и меры контроля над вирусом влияют на психическое здоровье населения Китая, Индонезии, Италии и России?». Из-за того что с начала пандемии прошел всего год, было непросто найти научные материалы. Тем не менее, сам процесс был очень занимательным и финальный результат оправдал все ожидания!

Проект дал мне абсолютно новый и очень полезный опыт, который, я уверена, пригодится мне в будущем. Было очень интересно работать в международной команде, которая включает в себя ребят с разным культурным бэкграундом, знакомиться с традициями разных стран. Мне стало легче понимать людей, находить компромисс. Не переставала удивлять открытость и дружелюбность моих коллег — например, первый командный видеосбор начался с того, что мне сделали комплимент по поводу прически. Вспоминать забавно, но как же я была удивлена и смущена тогда!

Самым трудным для команды было определиться со временем видеовстреч из-за разницы часовых поясов. Решением стала запись видеовстреч в командный дневник, чтобы отсутствующие смогли быстро сориентироваться и присоединиться к рабочему процессу. Теперь у меня есть умение работать исключительно в дистанционном формате и в разных часовых поясах. В современном мире этот навык, так же, как и навык работы в международном коллективе, жизненно необходим!

Наталия Зайцева, ОП «Юриспруденция», 4-й курс:

— В качестве исследовательской темы по направлению Environment наша команда выбрала Plastics, в рамках которой у меня была подтема «COVID-19 and business approach to sustainability in the aspect of plastics». Особенный интерес заключался в изучении подхода организаций в попытке балансировать между необходимостью следовать целям устойчивого развития, новой ограничительной политике, поощряющей использование одноразовых материалов ввиду сложной эпидемиологической ситуации в стране, и попытками получить прибыль в тяжелых рыночных условиях.

От участия в проекте у меня положительные впечатления, потому что в ходе изучения злободневной и интересной темы я получила международный исследовательский опыт, благодаря близкому общению с ребятами из разных стран познакомилась с разными культурными особенностями. В целом могу отметить участников своей группы как дисциплинированных, отзывчивых, активных и интересных личностей. С самого начала мы определили правила совместной работы, поэтому проблем не возникало, каждый относился с уважением к назначенным встречам и выполнению своих задач.

Ирина Шлегель, ОП «История», 2-й курс:

— Информацию о проекте я получила от преподавателя по английскому, поэтому изначальной целью для себя ставила практику языка. Потом меня заинтересовала тема «Образование в эпоху COVID-19», и я уже хотела увидеть, какие плюсы и минусы дистанционного обучения выявляют для себя студенты пяти стран: Франция, Россия, Зимбабве, Чешская Республика, Вьетнам. Должна отметить, что работа с девочками из разных стран дала неимоверно полезный опыт. На общих встречах мы не только обсуждали работу над статьей, но и старались узнать друг друга лучше — особенности культуры, наши взгляды на те или иные вещи, истории из повседневной жизни, просто смешные моменты. Это позволило нам сохранить дружеские отношение и по окончанию работы над проектом.

Щемелева Ирина Юрьевна

Ирина Щемелева, декан Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств, академический руководитель проекта со стороны НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург:

Питерский кампус с Коннектикутским колледжем связывает долгое сотрудничество: уже в 2009 и в 2011 годах мы совместно читали студентам teleconference course “Russian and American Youth Culture”. Такие совместные курсы сегодня не являются чем-то удивительным, а в то время это была абсолютная инновация. Но уже тогда мы поняли одно: когда студенты из разных стран учатся в одном классе (пусть и виртуальном) и делают совместные проекты, они «из первых уст» узнают друг о друге, о культуре, о другой стране и приобретают бесценный опыт межкультурного общения, который не всегда можно приобрести, даже находясь на стажировке.

И самое ценное, что приобрели студенты, участвовавшие в Global Covid Project — это реальные навыки межкультурной коммуникации и работы в многонациональной команде, ведь проект, над которым работала каждая команда, включал в себя представителей пяти университетов из разных концов мира. Их всех нужно было услышать, со всеми нужно было договориться. Я очень благодарна коллегам из Коннектикутского колледжа за такую инициативу.