• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Закупки — это золотое направление для карьерного роста»

В конце 2020 года к экспертной команде НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург присоединилась Ирина Поворозник, экс-директор по закупкам, а сейчас директор программы повышения эффективности бизнес-процессов S/4HANA АО «Северсталь Менеджмент». В интервью новостному порталу Ирина рассказала, почему закупки — одна из самых перспективных сфер для развития, кому стоит обратить внимание на это направление и когда в Питерской Вышке откроется студенческий исследовательский центр Procurement Lab.

«Закупки — это золотое направление для карьерного роста»

Фото из личного архива Ирины Поворозник

— Ирина, пожалуйста, расскажите немного о себе. Как вы попали в сферу закупок?

— В закупки я попала случайно. Вообще у меня первое высшее образование — филология, я переводчик и преподаватель английского языка. В далеком то ли 2003, то ли 2004 году я начала работать в торговой компании, которая занималась импортом запчастей для иномарок. Я была переводчиком: много работала с иностранными поставщиками, помогала коллегам на выставках, разбиралась в особенностях документооборота, в том числе по закупкам. И так часто случается: ты сначала просто помогаешь, а потом и сам начинаешь полноценно заниматься какой-то деятельностью. Я ушла с позиции переводчика и устроилась в американскую энергетическую компанию уже закупщиком. Спустя какое-то время стала руководителем службы складского хозяйства и логистики, после — руководителем службы закупок одного из предприятий этой компании. Моя карьера развивалась, я работала на разных позициях в Украине, Чехии, Казахстане. В 2012 году я попала в «Северсталь». 

В тот момент «Северсталь» задумывала большой проект по трансформации функции закупок дивизиона «Северсталь Российская Сталь» — это несколько предприятий компании, включая крупнейший Череповецкий металлургический комбинат. Я переехала в Череповец, и за три года мы с командой провели эту трансформацию: централизовали функции закупок, выделили бэк-офис, ввели новую методологию. В 2015 году мы решили объединить закупки всей компании. Я стала руководителем управления централизованных закупок, а позже директором по закупкам.

— Вы работали в разных странах: и в СНГ, и на Западе. В чем основные отличия в управлении закупками?  

— Хочу сказать, что больше всего на функцию закупок влияет не законодательство или особенности конкретной страны, а кто является собственником компании. Если компания государственная и работает по закону о госзакупках — это одно. Если это частный бизнес, который может применяет лучшие практики закупок, — это совсем другое.

Государственные предприятия сильно регулируются законом. Закон добавляет контроля и прозрачности процессу, но это не равно эффективности. Например, в некоторых странах закон о госзакупках запрещает переговоры с поставщиками или ограничивает проведение закупочных процедур по срокам — и то и другое зачастую только вредит. Кажется, что у регулирования есть благая цель, но на самом деле это маскировка непрофессионализма. Закон построен так, чтобы любой человек, даже не разбирающийся в теме, мог провести закупку, и этот процесс будет выглядеть контролируемо. Я не большой сторонник жесткого регулирования. Очень часто вместо того чтобы заниматься повышением уровня профессионализма, людей учат не эффективно покупать, а эффективно работать по закону о госзакупках — это совсем разные вещи.

— Есть довольно распространенное мнение, что закупки — очень рутинная сфера деятельности. Так ли это? Какие функции могут быть у закупок?  

— Я совершенно не считаю закупки рутиной. С одной стороны, в нашей сфере действительно много работы с документами: нужно оформлять, вести корректный учет, проводить платежи и так далее. Это важная работа, но не основная. Самое главное — это эффективное управление затратами. И это сфера, которая требует максимума знаний, понимания процессов внутри компании и заметной доли творчества.  

Финансовая эффективность предприятия напрямую зависит от квалификации людей, которые занимаются закупками. Представьте: компания, условно, зарабатывает тысячу рублей. Вы можете купить все, что нужно для поддержания операционной деятельности, за 800 рублей, а можете за 700. Именно об этом в первую очередь нужно думать руководителям закупок: сколько денег мы тратим на закупки, насколько эффективно мы управляем нашими затратами? Можем ли мы сократить эти затраты, сохранив качество и объем закупок?

Еще закупки могут быть инициатором изменений производственных процессов внутри компании. Мы первыми видим, какие технологии появляются на рынке, что нового предлагают поставщики и партнеры, и можем влиять на выбор того или иного решения. Конкретный пример из практики: «Северсталь», как и многие производственные предприятия, закупает горюче-смазочные материалы, которые используются в разной технике. В какой-то момент мы вместе с поставщиком решили отказаться от масел в мелкой таре. Вместо этого стали закупать смазочные материалы в больших емкостях и уже на территории предприятия организовали разливочную станцию масел. Это позволило значительно сэкономить и на стоимости самого продукта, и на внутренней логистике, и на том, сколько людей занято в процессе распределения материала. 

Поэтому я всегда говорю, что закупки —  это значительно шире, чем просто купить. Это еще и управление эффективностью процессов компании, связанных с логистикой, с хранением, с тем, какие решения мы используем и насколько быстро их внедряем. Бывает, что инициативы, которые рождаются в закупках, доходят и до конечного потребителя, то есть приносят ценность нашему клиенту. Возвращаясь к вашему вопросу: без рутины невозможны эффективные закупки, но это далеко не все.

— Это очень любопытно! Для меня открытие, что закупки могут быть инициатором больших трансформаций внутри компании.

— В закупках вообще много стереотипов. Меня расстраивает, как зачастую сами специалисты по закупкам относятся к своей профессии. Чувствуется, что люди не до конца понимают весь спектр возможностей, который дает эта сфера деятельности.

Закупки пересекаются почти со всеми функциями предприятия: и с финансами, и с производством, и с управлением капитальными проектами. И, развиваясь внутри этой функции, ты накапливаешь знания о том, как работает предприятие в целом. Я считаю, что закупки — это золотое направление для карьерного роста. Если вы реально находите какие-то вещи, которые влияют на результаты компании, на ее финансовую эффективность,  если вы можете правильно донести эту информацию до других, то рано или поздно впечатление от вашей функции будет меняться. Это то, что происходило в «Северстали»: во-первых, сами сотрудники стали по-другому воспринимать свою профессию, во-вторых, и внутри компании функцию закупок стали воспринимать не как простую рутинную деятельность. Если тебе интересно, если ты хочешь двигаться вперед, закупки дают возможность развиваться в совершенно разных направлениях.

— Ирина, если не ошибаюсь, Вы сейчас как раз вышли за рамки функции закупок и занимаетесь повышением эффективности бизнес-процессов в «Северстали»?

— Все верно. В конце 2019 года мы решили внедрять новую IT-систему управления предприятием. Для этого сформировали большую команду, в том числе — команду бизнес-экспертов, которую я возглавила.

Мы будем внедрять новую IT-систему с нуля. Первоочередная задача — пересмотреть все наши операционные процессы, все текущие практики и разработки, найти оптимальные решения и внедрить их для всей «Северстали» — а это более пятидесяти тысяч сотрудников!  Этот проект для меня очень интересен, потому что это логическое продолжение того, чем я занималась последние годы. Поиск путей повышения эффективности процессов — одна из самых постоянных и приоритетных задач и закупок, и всей компании в целом.

— На ваш взгляд, кто сможет сделать карьеру в сфере закупок? С каким базовым образованием, hard и soft skills будет легче начинать свой путь?

— В закупках нужно не бояться цифр. Ты всегда работаешь с деньгами, затратами и если есть любовь и способность к математике — это будет большим плюсом. Вообще, я всегда говорю, что закупщиком может стать любой. Главное — хотеть в этом разобраться и не бояться рутинных задач, потому что в начале карьеры они в любом случае будут. Очень полезны знания методик анализа и умение работать со статистикой. Техническое, математическое или экономическое образование будут большим подспорьем.

Хорошо бы иметь развитое абстрактное мышление. Нужно проявлять себя в процессе переговоров: быстро думать, понимать, как определенный аргумент повлияет на конечный результат. Поэтому вербальный навык тоже очень важен: нужно уметь правильно коммуницировать, отстаивать свою позицию и убеждать. Очень важно знать иностранные языки, потому что много полезного по управлению закупками публикуется на английском. Нужно уметь работать с информацией: искать, анализировать. Это базовый навык, но в закупках нужно делать это лучше, чем просто хорошо. 

— Ирина, вы неоднократно говорили, что в России не хватает базового образования в сфере закупок. На ваш взгляд, какой формат — высшее образование или дополнительное — сможет закрыть потребность в грамотных специалистах?

— Я считаю, что блок дисциплин по закупкам можно легко встроить в общие экономические специальности на уровне бакалавриата. Так у будущих специалистов будет понимание, какие базовые функции есть у бизнеса и что означает эффективное управление этими функциями. Но для того чтобы качественно развиваться в сфере закупок и называться профессиональным закупщиком, совершенно необходимо дополнительное образование: либо магистратура, либо сертификационные занятия, либо прохождение специализированных MBA-программ.  

— Расскажите, пожалуйста, про ваши планы в Питерской Вышке.

— В этом году на магистерской программе «Международный бизнес» мы запускаем курс научно-исследовательской практики по закупкам. Он будет состоять из двух блоков: образовательного и исследовательского. Сейчас на рынке очень востребованы исследования в сфере закупок. Это бенчмаркинг и сравнение эффективности конкретных решений, которые принимают разные компании, например, скорость цикла закупок.

В следующем году на базе НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург мы  планируем запустить исследовательский центр Procurement Lab. Студенты смогут нарабатывать практику и понимание процесса закупок через работу в этом исследовательском центре. Под «мы» я имею в виду себя и еще нескольких коллег-энтузиастов, которые работают руководителями и консультантами в сфере закупок в известных компаниях.

Почему я решила заняться образовательными проектами? Я работаю в большой корпорации, которая всегда заинтересована в грамотных специалистах. Я вкладываю свои ресурсы и время по той простой причине, что чувствую нехватку квалифицированных кадров на рынке и вижу, что если никто не может подготовить таких специалистов, значит нужно делать это самим. На хороших закупщиков всегда есть спрос. И я надеюсь, что благодаря обучению на нашем курсе ребята смогут получить базовые знания и улучшить свое резюме уже на старте.

После пилотного запуска мы посмотрим, как будет развиваться программа. Возможно, в следующем году сделаем и открытую программу повышения квалификации в сфере закупок для специалистов, желающих прокачать свои навыки. Это наши амбициозные планы на будущее, надеемся, что у нас все получится.