• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олег Лебедев: развитие системы образования напрямую связано с развитием неформальных связей внутри профессионального сообщества

VII Педагогический конгресс «Общее образование как общее дело», организованный Высшей школой экономики в Санкт-Петербурге, пройдет 22–24 марта. Ведущий эксперт факультета довузовского образования профессор Олег Ермолаевич Лебедев рассказывает о ключевых темах конгресса, особенностях общественно-профессиональной экспертизы проектов и выстраивании горизонтальных связей.

Олег Лебедев: развитие системы образования напрямую связано с развитием неформальных связей внутри профессионального сообщества

Фото из архива НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Участники конгресса

Конгресс педагогический, потому что основные его участники ― педагоги. Те, кто непосредственно имеет дело с детьми, хотя участвуют и директора школ, и завучи, и ― в меньшей мере ― работники управленческих структур. Но все же это конгресс педагогов и в центре его внимания те проблемы, с которыми педагоги сталкиваются. Начиналось все в 2015 году с Конгресса учителей общественных дисциплин, потом к ним добавились другие учителя-предметники, потом к школьным учителям стали добавляться «дошкольники». В программе этого года больше всего представлена школа, но есть и специалисты дошкольного образования, и специалисты дополнительного образования детей, и дополнительного образования самих педагогов.

С самого начала замысел был в том, чтобы формировать общую позицию профессионального сообщества как реакцию на изменения в системе общего образования и на те ее возможности, которые появляются и исчезают с изменением общественной ситуации. Ну или, по крайней мере, определение собственных взглядов участников на эти процессы. Если взять всю тематику конгрессов, начиная с 2015 года, то ключевыми словами при определении тем стали, во-первых, «новые взрослые», под которыми понимается не только взрослеющее молодое поколение, но и взрослые, которые меняются и у которых может меняться отношение к молодежи и к жизни в целом. Во-вторых, это «новые результаты» ― если меняется поколение учащихся и педагогов, то речь пойдет о новых результатах, обусловленных этими изменениями. Отсюда третье ключевое слово, которое стало основным в программе VII Конгресса ― «взаимодействие». Выйти на новые результаты, соответствующие общественным вызовам, можно лишь в том случае, если есть взаимодействие между участниками образовательного процесса ― учениками, учителями, школьными администраторами, родителями ― и взаимодействие между самими учениками, самими учителями, самими родителями.

Ориентиры и результаты

Прагматический результат конгресса связан с широким использованием его материалов и аналитики результатов в системе повышения квалификации работников образования. На базе Вышки идут курсы для заместителей директоров школ, которые выступают организаторами образовательного процесса в школе ― на них используются материалы предыдущих конгрессов, а также обсуждается актуальная проблематика. По материалам подготовки к конгрессу и итоговым материалам Вышка издает информационно-аналитические бюллетени. Эти бюллетени содержат много всяких текстов, которые могут стать основой для собственных размышлений.

Но не менее важно то, что сами участники конгресса получают какие-то новые идеи и новые технологические приемы, опыт реализации которых рассматривается на конгрессе. И, я думаю, еще в большей мере они получают импульс для своего дальнейшего развития. Они чувствуют сообщество. Они не одиночки ― вокруг них единомышленники, люди, которые их понимают. Их готовы выслушать. С ними готовы общаться. Проблемами, которые они пытаются решить, заняты и другие. Это невозможно выразить какими-то количественными показателями, но качественный результат ― это формирование чувства профессионального сообщества. Возможно, это и есть самый существенный результат наших ежегодных встреч и разнообразной работы в течение года.

Онлайн-формат и сопричастность

Вынужденный в этом году онлайн-формат конгресса вызывал большие опасения. Когда люди встречаются лицом к лицу ― это одно, а на расстоянии, очевидно, другие эмоции и другое отношение. Но в разгар пандемии мы провели несколько видеоконференций и семинаров в смешанном формате и получили новый взгляд на новые проблемы и новые возможности. У людей есть желание рассказать о своем опыте, но проанализировать свой собственный опыт они могут далеко не всегда. Чтобы опытом воспользовались другие, надо четко определить ― какая задача решалась? Есть ли доказательства, что ее удалось решить? Есть ли представление о том, что будет следующим шагом? Это и стало предметом наших встреч. В ходе обмена мнениями возникли вопросы, люди получали советы, возникали контакты, то есть формат сработал.

Конечно, онлайн и офлайн ― это разные возможности и разные потери. Обычное число участников предыдущих лет определялось размерами зала ― порядка 250 человек, преимущественно из Петербурга. Регионы тоже приезжают, но большинство все же с Северо-Запада. В онлайне же ограничений нет: откликнулись и Сибирь, и Ямал, и Дальний Восток, так что в этом году у нас гораздо более широкое региональное представительство.

Тематика обсуждений

На каждый из двух дней конгресса запланирована большая тема для обсуждения. Открывающее пленарное заседание ― это разговор про молодежь и общество. Какие изменения в молодежной среде происходят, какие из них надо просто принять к сведению, потому что мы не можем на них повлиять, а на что мы повлиять в состоянии и должны хотя бы попытаться. Один из процессов, которые становятся предметом обсуждения, ― короткие планы в условиях неопределенных перспектив, варианты ответов на вопросы о том, куда идти, как выстраивать жизнь.

Если первый пленум ― это процессы внесистемные, идущие вне системы образования, но влияющие на нее, то второй ― внутрисистемные процессы взаимоотношений участников образовательного процесса на уровне образовательных учреждений. Поговорим о том, как меняется характер отношений между детьми, педагогами и родителями, и почему это происходит. Ведь пока эти три угла треугольника не договорятся между собой, не найдут общий язык, сложно ожидать, что будет изменяться образовательная практика.

Форматы совместной работы

В программе есть разные форматы совместной работы ― проблемные секции, круглые столы и проекты. Тематические секции посвящены опыту конкретного учителя, педагога: что есть, что я как педагог могу рассказать и что могут оценить как значимое или нет. Круглые столы ― это проблемы, которые пока трудно сказать, как решать, но можно обсудить варианты. Новым в программе является блок общественно-профессиональной экспертизы проектов. Их всего 16, в основном это проекты школ.

Любой образовательный проект, который задуман или находится в стадии реализации, может быть интересен возможностью диссеминации этого опыта. Могут быть уникальные решения, которые можно отметить и которыми можно восхищаться, но использовать авторский опыт нельзя, а мы ведем речь о проектах, идеи или опыт реализации которых могут быть заимствованы. Общественно-профессиональная экспертиза проекта должна строиться на ответе на три вопроса ― какая задача решается (педагогическая или управленческая, давно известная или новая), в чем сильные и слабые стороны решения (риски, опасения, возможности), что из решения можно взять и кому (идея, способы ее разработки).

Все поступившие на конгресс заявки были собраны воедино и представлены на широкое обсуждение, а итоговая программа составлена по результатам общего выбора.

Общественно-профессиональная экспертиза проектов

Общественно-профессиональная экспертиза предполагает оценку проекта с точки зрения возможности и необходимости его диссеминации. Надо понимать, что эта экспертиза не будет всесторонней, здесь доминирующий угол зрения предполагает соотношение с повседневной образовательной практикой. Основной группой экспертов выступают магистранты Вышки. Среди них есть практики, пришедшие повышать свой уровень в сфере управления образованием, ― среди них, например, есть заведующие кафедрами университетов, кандидаты и доктора наук, но есть и совсем молодые магистранты, получающие теоретическую подготовку по программе и предлагающие новый взгляд на проблемы развития образования.

Вторая группа экспертов ― просто достаточно опытные специалисты. Среди них, например, Илья Сергеевич Демаков, победитель конкурса «Учитель года России» в 2017 году, руководители школ, учебно-методических центров и проч. Эксперты не судьи, они идут от своей позиции, но их точка зрения может быть интересна для разработчиков проекта.

Конгресс как площадка развития сообщества

Система образования ― достаточно масштабное явление, обладающее большой инерционностью. Изменения в этой системе происходят медленно и либо идут снизу и отвечают запросам и тех, кто учит, и тех, кто учится, либо это радикальная ломка системы, как было в 20–30-х годах XX века.

В ситуации развивающегося общества нельзя сказать, что существует единый запрос на качество образования. Есть разные запросы на разное качество, и это влияет на повседневную практику ― кто-то будет пытаться решать сложные педагогические проблемы, а кто-то будет рассчитывать, как дотянуть до проходного балла ЕГЭ. Ситуация становится противоречивой. В такой ситуации в образовании, да и в обществе в целом, перспектива развития в решающей мере определяется горизонтальными связями. Ведущую роль должны играть не столько вертикальные установки ― они будут без конца порождать имитацию деятельности ― сколько горизонтальные инициативы, связи, взаимопонимание внутри сообщества, когда само сообщество формирует свои стандарты. Это может быть важной темой и для исследования, и для анализа, и для поддержки практики.